реклама
разместить

Как проверять текст без исследований

Уже в апреле стартует UX-Марафон #35 «Текст в интерфейсе: профи уровень». Пока формируется программа, предлагаем вам вспомнить нашу предыдущую онлайн-конференцию, посвящённую UX-редактуре. По итогам голосования в чате UX-Марафона темой этой статьи был выбран доклад Киры Калимулиной, руководителя группы UX-редактуры в OZON.

Кира рассказала, какие методы помогут вам проверить текст, если исследователей в команде нет, а бюджет и время ограничено. Статья будет полезна редакторам, копирайтерам и UX-писателям, а также дизайнерам, продакт-менеджерам, разработчикам — одним словом, всем, кому так или иначе приходится иметь дело с текстом в интерфейсе.

Как проверять текст без исследований

Исследования без исследований

Зачем вообще проверять тексты и что будет, если этого не делать? На самом деле, с текстом может случиться множество неприятных вещей, которые легко не заметить в процессе работы: орфографические и пунктуационные ошибки, неточности, несоответствие контексту или даже оскорбительный смысл, который пользователи увидят в совершенно невинной, на ваш взгляд, фразе. Просто потому, что одно и то же предложение люди с разным жизненным опытом могут прочитать совершенно по-разному. Последствия могут быть от лёгких до весьма серьёзных, вплоть до репутационных издержек и потери части клиентов — не говоря уже о дискомфорте пользователей.

В идеальной Вселенной тексты проверяют UX-исследователи. Для этого у них есть целый арсенал методов: юзабилити-тестирование, глубинное интервью, фокус-группа, А/Б тестирование, айтрекинг, немодерируемые тесты и многое другое. Проблема в том, что UX-ресёрчи требуют специальных людей, бюджетов и времени. Не все компании могут себе их позволить. В этом случае проверять тексты могут и другие специалисты: дизайнеры, редакторы, продакт-менеджеры и даже разработчики.

Как проверять текст без исследований

Как же проверять тексты, если нет исследователей и бюджетов?

1. Коридорки

Всегда можно спросить у коллеги, что он думает о том или ином тексте, как он его воспринимает, всё ли ему понятно.

2. «Взгляд новичка»

Попробуйте посмотреть на текст глазами человека, который ничего не знает о продукте или конкретном процессе. Когда вам принесли текст на редактирование — прочитайте сначала сам текст, оцените его понятность без дополнительной информации и только потом уточняйте контекст.

3. Блиц-тест

Покажите текст коллеге в течение 5-10 секунд, а затем спросите, что он успел понять и запомнить.

4. «Влезть в кожу пользователя»

Представьте, что вы — пользователь вашего продукта, постарайтесь продумать и прочувствовать, как он будет воспринимать ваш текст. Этим методом особенно важно пользоваться, когда целевая аудитория сильно отличается от вашего обычного окружения и коридорки едва ли будут репрезентативны: если ваш продукт предназначен для сибирских нефтяников, опрос коллег из Москва-Сити, скорее всего, даст сильно искажённую картину.

5. Специальный чат внутри компании

Это, по сути, те же коридорки, но более оперативные и онлайн. Организуйте специальный чат для коридорных исследований внутри компании. В таком чатике всегда можно обратиться к коллегам, которые не имеют отношения к созданию вашего продукта или фичи, с просьбой поучаствовать в тестировании или высказать своё мнение.

Что проверять в тексте

1. Текст должен учитывать контекст и эмоции

Проверяем:

  • На каком этапе пути находится пользователь
  • Где он был до этого и куда рассчитывает попасть дальше
  • Чем он занят: просто отдыхает или делает что-то сложное
  • Связана ли ситуация с чувствительными данными или с деньгами
  • Какое у пользователя настроение и состояние
  • Нужна ли ему особая помощь и поддержка в этой ситуации
Как проверять текст без исследований

Так, если пользователь отдыхает и просто сёрфит по приложению, можно и пошутить. Когда речь идёт о деньгах, шутки неуместны — в спокойном, нейтральном тоне объясните, что произошло, что человеку делать сейчас и какие последствия будут у его действий.

Как проверять текст без исследований

2. Текст должен быть универсальным

  • Проверьте, отвечает ли текст всем ограничениям и особенностям конкретной ситуации
  • Подходит ли текст под все кейсы, в которых пользователь может столкнуться с текстом (для этого их нужно знать)
Как проверять текст без исследований

Например, в сообщении « Деньги вернулись. Проверьте карту» учтено всё, кроме одного момента — скорость возврата денег зависит не только от нас. Исправляем:

Как проверять текст без исследований

Заметьте, текст стал длиннее, и это не страшно. Потому что короткий текст — не самоцель, гораздо важнее, чтобы он полностью отражал действительность.

3. Текст должен быть понятен

Ответьте себе на вопросы:

  • Если пользователь отвлёкся и снова вернулся к экрану — поймёт ли он, что здесь происходит?
  • Не превратился ли ваш текст в ребус из-за красивостей?
Как проверять текст без исследований

4. Текст должен соответствовать тональности

Отвечаем на вопросы:

  • Какой это текст — спокойный, дружелюбный, панибратский?
  • Соответствует ли текст вашему Tone of Voice?
  • Не пережестили ли вы? А может, не дожали?

Tone of Voice (ToV) — это то, как говорит бренд, какие эмоции он транслирует. ToV может быть строгим и серьёзным, может быть приветливым и дружелюбным, а может быть и кастомным, с особым настроением и интонацией. Главное — не смешивать одно с другим.

Как проверять текст без исследований

5. Соблюдайте логическую связь между элементами

  • В интерфейсном текст должна быть связь между заголовком, подзаголовком и кнопкой
  • В статье заголовок должен сочетаться с подзаголовками по синтаксису
  • В буллитном списке пункты должны сочетаться по синтаксису с заголовком
Как проверять текст без исследований

6. Текст должен быть грамотным

Тут без комментариев: даже крошечный UX-текст нужно вычитать много-много раз, чтобы нигде не ошибиться. Полезно делать это вслух — так легче отследить ошибки.

Можно отправить текст корректору, если он у вас есть, либо проверить с помощью специальных сервисов, таких как Главред или Орфограммка.

Бонус от Киры: чек-лист для проверки текста

Как проверять текст без исследований

Если вас заинтересовала тема доклада, или если вы уже работаете с интерфейсными текстами и хотите прокачать свои знания и навыки — ждём вас 13 апреля на UX-Марафоне «Текст в интерфейсе: профи уровень». Программа обещает быть огненной!

А пока вы можете посмотреть 13 докладов с предыдущих онлайн-конференций по UX-редактуре в нашей базе UX-знаний. Ещё десять невероятно крутых видео про текст в интерфейсе, включая доклад Киры Калимулиной, появятся в доступе уже в конце марта. Подписывайтесь и получайте опыт экспертов из первых рук.

55
реклама
разместить
Начать дискуссию
Рейд с тракторами и бульдозерами: что известно о «зачистке» на Апраксином дворе в Санкт-Петербурге

Что случилось и что говорят об этом предприниматели.

Источник: «Фонтанка»
99
55
22
реклама
разместить
День 1124: Госдума рассмотрит законопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Источник: «Коммерсантъ»
1010
44
22
11
Запретдума рассмотрит запретопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах
Model Context Protocol. Революция в интеграции AI с данными? Смотрим на новый стандарт от Anthropic

Или как новый открытый стандарт от создателей Claude (Anthropic) значительно упрощает интеграцию AI с такими сервисами, как PostgreSQL, GitHub, Google Drive и многими другими

Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали

Ненавижу копирайтинг. Тот самый "правильный" копирайтинг, которому учат на курсах за 50 тысяч. С его формулами AIDA, болевыми точками и призывами к действию.

Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали
4242
11
Немного попорчу ваше жонглирование цифрами. На примере средней продолжительности жизни в древней греции к примеру и современной же греции. Мог бы и на примере россии, но информации о средней продолжительности жизни россиян 2000 лет назад как-то маловато. Тогда средняя продолжительность жизни была около 30 лет. Сейчас перевалила за 70. Значит ли это что основная масса населения помирала в 30 лет? Совсем нет. Люди в нашем понимании этого термина в основном помирали как и сейчас в возрасте за 60. Тогда откуда взялось 30? Из-за того, что была высока смертность в младенчестве. Ну то есть люди до года или чуть старше имели куда больше шансов умереть. Так и в вашем тексте. 8 секунд в среднем, это к примеру 19 человек, которые провели одну секунду на вашем сайте просто потому, что открыли сразу несколько вкладок, ваша была не третья, а они нашли что хотели уже на второй. И один человек который потратил на чтение 2.5 минуты. И это не значит, что если бы у вас был другой текст, то количество читающих резко бы выросло. На это в нашей истории больше влияет каким по счету будет ваш сайт для вашего будущего клиента и не перехватит ли его ваш конкурент, который полностью закроет его потребности, оказавшись всего лишь строчкой выше. Тексты становятся важными для удержания, когда человек, который уже пьет ваше пиво, вдруг решает познакомиться с вами поближе. Он читает прекрасную, часто выдуманную и шаблонную историю о том, как я работал в офисе и решил сбросить кабалу и что мне надо больше пива, куда больше, и если вкус напитка ему нравится, то почему бы и не дочитать этот шаблон до конца? Делать-то все равно нечего. Что же до увеличения конверсии, то изменение текстов на сайте часто приводит после индексации к повышению в позиции. Потому что тот же яндекс, стремится выдать максимально свежую из примерно одинаковой информации. Я очень надеялся прочитать нестандартный текст о том как писать нестандартные тексты, но прочитал шаблонный текст о том как, как ваш гений помог зацвести бизнесу. Готов поспорить, что в конце статьи есть ваши контакты, потому, что при таком тексте надежды на то, что читатель полезет к вам в профиль у вас нет. И это правильно.
ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жёсткий, так что и вся неделя получилась жёсткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно. Новые максимумы рисует, ещё и льготные ипотеки расширяют. Из позитивного можно выделить новые дивиденды, ну и наш с…

ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест
1212
11
11
Корпоративное ЕГЭ или как обучение сотрудников НЕ влияет на рост и эффективность
Корпоративное ЕГЭ или как обучение сотрудников НЕ влияет на рост и эффективность

Короче, в какой-то момент каждому из наc кажется что Солнце как-то не так заходит за горизонт и нужно «заменеджерить» закат вручную. На уроне государства это называется - реформа, а в корпорации - управляемые изменения.

33
33
11
Превратили 10 часов видео-лекций в «электронного тренера» и провели обучение 20 специалистов по продажам КонсультантПлюс

Частая проблема бизнес-тренингов для сотрудников компаний – они дают только краткосрочный буст мотивации, нет долгосрочного эффекта в виде прироста компетенций: послушали, что-то записали, но быстро забыли.

Кадр из фильма "Девчата"
1414
55
11
11
VC — это не платформа. Это дом.

Всем читателям моего скромного блога воскресный привет. Хочу рассказать, почему для меня VC — не просто «ещё одна соцсеть» или площадка для статей. Нет. Это что-то большее.

VC — это не платформа. Это дом.
100
44
Как попасть в «Колдунщик» Яндекса и обойти конурентов: немагическая инструкция

Колдунщик — это главный блок поисковой выдачи и мощный источник целевых клиентов для тех, кто продвигает компанию на Яндекс Картах. Как оказаться в Колдунщике и занять место на первых позициях — рассказал в статье.

Как попасть в «Колдунщик» Яндекса и обойти конурентов: немагическая инструкция
1111
77
11
реклама
разместить
Жители домов от застройщика ПИК остались без интернета из-за DDoS-атаки на единственного провайдера

Кроме того, не работает связь, а жильцы не могут открыть двери подъездов и попасть к себе домой.

100
5353
88
66
22
11
Цифровое рабство 21 века. Куда смотрит фас. Это позор конечно. Карманные УК гоняют других провайдеров. )
Точка красоты на Ленинском просп., д. 109 изуродовали меня и других

Посетила салон «Точка красоты» на Ленинском просп., д 109 (ТРЦ «РИО», 3 этаж) и получила обрубки на голове, хамство администраторов и игнорирование закона РФ от владельцев данного заведения. В статье расскажу, как я пыталась вернуть деньги за некачественную услугу и чем это закончилось.

Что же могло пойти не так?
77
33
11
[]