Я восхищаюсь стандартом по цифровой доступности WCAG именно потому, что в нем описаны принципы, но нет указаний на технологии. Нигде в WCAG не написано, что разработчик должен писать alt-текст. В стандарте звучит, что у любого нетекстового контента должна быть текстовая альтернатива. Какая технология будет использована – уже выбор разработчика продукта: это может быть alt-text в HTML, GPT, человек на телефоне или что-то еще. И использовать для этого современные технологии – конечно, логично.
Конечно же нельзя забывать про экономику. Сложилось ощущение, что Нильсон не очень хорошо представляет, сколько стоит разработка генеративных решений. Для создания моделей, так же, как и для создания интерфейсов – необходимы ресурсы разработки. В дополнение к ресурсам разработки – иногда еще нужно собирать массив данных, на которых модель будет обучаться – это тоже ресурсы. И в дополнение к стоимости разработки и данным – еще добавляется стоимость железа, которое задействуется каждый раз, когда генерируется решение. Железо – один из ключевых факторов для более эффективного развития GPT, и оно стоит дорого, это важно понимать.
Если, как пишет Нильсон, не все компании сегодня готовы вкладывать ресурсы на создание доступной цифровой среды, не очень понятно, почему они решат инвестировать ресурсы на создание моделей для создания доступной цифровой среды. Поэтому мне кажется, что цель автора не в том, чтобы показать, что технологии устарели, ведь никто не мешает использовать новые, а цель – в продвижении идеи – «Будет здорово, если интерфейс будет подстраиваться под пользователя по мере того, как он узнает больше о системе. Например, новичкам можно показать более упрощенныи интерфеис, а опытным пользователям –расширенные возможности». На мой взгляд эта мысль не очень новая – дизайнеры давно мечтают о такой кастомизации и, конечно, когда это произойдет – выиграют все – и люди с инвалидностью, и без нее.
Продвигать идею Нильсон пробует на примере объективно уязвимой аудитории. Я думаю, в данном контексте не очень корректно предлагать убить один вариант, когда альтернативного рабочего варианта еще не существует. Представьте, врачи перестанут лечить людей от рака, говоря, что в будущем появятся более эффективные лекарства. Но вопрос – что делать тем, кто болен сегодня? Люди с таким весом в индустрии должны четко понимать, насколько высоко их влияние и ответственность. Поэтому продвижение любой идеи или гипотезы от такого человека – должно быть максимально обдумано и осознанно, чтобы не оказать негативного влияния на жизнь и без того, уязвимой аудиторий.