UX-дизайн. Когнитивная легкость

Концепция когнитивной легкости разработана американским психологом и экономистом Дэниэлом Канеманом и Амосом Тверским в рамках исследований принятий решений.

Для того, чтобы понять что же это такое, стоит углубится в формы когнитивной обработки. В своей книге «Думай медленно… Решай быстро» Дэниэл Канеман выделил два типа мышления.

Система 1 срабатывает автоматически и практически не требует усилий. Она быстра и не поддается принудительному контролю. Это врожденная способность и она позволяет нам распознавать объекты, выявлять опасность, направлять на нее наше внимание, и быстро реагировать на основе опыта или длительной практики.

Система 2 работает медленнее и требует умственных усилий. К ней мы обращаемся, когда Система 1 терпит поражение. Система 2 проявляет такие качества как сосредоточенность, исследование, поиск в памяти, математические операции и ситуационная осведомленность.

Взаимодействие этих двух систем сосредоточенно на минимализации усилий и оптимизации производительности. Система 1 обрабатывает большую часть того, что мы думаем и делаем, а система 2 включается в работу когда это необходимо.

Когнитивная легкость на прямую связанна с Системой 1

UX-дизайн. Когнитивная легкость

Это то состояние или ощущение, когда мы при потреблении информации считаем, что все в порядке, все как и должно быть. Процесс взаимодействия пользователя с интерфейсом должен быть максимально легким, нетребовательным, понятным. То есть приятные для чтения шрифты, контрастный фон, положительный эмоции от потребления контента и так далее.

Не стоит заставлять пользователя лишний раз «напрягаться». Мы люди существа ленивые и то, что активизирует Систему 2 редко когда доставляет нам удовольствие. Мы выберем тот интерфейс который будет для нас интуитивно понятен и эстетически приятен.

Если вы хотите больше углубится в эту тему прочитайте статью Миклоша Филлипса «Принципы дизайна: как работает дизайн»

2
Начать дискуссию