Держим всё в уме или советы от дизайнера упаковки

<i>Кадр из короткометражного фильма "Огни Москвы" </i>
Кадр из короткометражного фильма "Огни Москвы" 

Всем привет. Расскажу тут свою историю работы с упаковкой и дам советы дизайнерам со своей колокольни. Не претендую на объективность - просто взгляд.

Когда я работал на должности лид-дизайнера одного продуктового предприятия, на меня повесили процесс разработки упаковки. Я был ответственным за внешний вид всей продукции (около двухсот наименований разных дизайнов). Упаковка была разнообразной - прозрачная ПВХ-плёнка, ПЭТ разных видов, бумага, картон, терморукав и т.д. Исполнение тоже очень разные - тиснения, конгревы, серебро и всё такое. Мне поставили задачу: следить за этим всем хозяйством, чтобы был божеский вид на полке, а продукты одного дизайна в разном материале не должны отличаться. И тут начался мой долгий путь борьбы с типографиями, дизайнерами, маркетологами и прочими лицами, задействованными в процессе.

Держим всё в уме или советы от дизайнера упаковки

Начну с того, как вообще устроен процесс выпуска упаковки. К примеру, предприятие запускает новую линейку каких-либо продуктов, запускается маховик всех служб, участвующих в производственном процессе (разработка, документы, испытания и тд.). Маркетологи выбирают вид упаковки, тестируют на потребителе. Чаще всего из чего-то готового, что предлагает отдел закупок, потому что “Ну это дешевле, а то, что вы хотите, это дорого, мы даже не будем запрашивать”. Руководство тоже в большей степени склоняется на сторону дешевизны, чем внешнего вида, и поэтому отделу бренд-менеджмента часто прилетает задача сделать из г.. конфетку. Дизайнерам даётся болванка, дальше идёт креатив, кто во что горазд. Зачастую так бывает, что для создания нового бренда нанимают агентство, а там не всегда понимают, что за продукт, что за упаковка. Более того, далеко не все агентства запрашивают физический образец, довольствуясь мокапом. Они просто присылают тебе красивую презентацию на мокапе и исходник в RGB. Увы, не все заинтересованы. В нашем случае был отдел дизайнеров, который всегда загружены текущими задачами, поэтому мы тоже часто отдавали масштабные проекты на сторону, по итогу получали макеты, которые потом очень долго адаптировали под носитель. Сказать агентству “Вы придумали концепт - сверстайте всё остальное” - затягивается на недели, начинаются бесконечные созвоны, сумма возрастает в х2, а на выходе могут быть не очень приятные вещи, которые всё равно переделываем своими силами.

Когда всё нарисовано и согласовано, начинается самый интересный и больной процесс в жизни дизайнера - печать упаковки.

Держим всё в уме или советы от дизайнера упаковки
  • Если вы не учились на полиграфического дизайнера, не проходили хорошую практику в типографии, не были допечатником, а, к примеру, вас сюда каким-то ветром занесло из диджитал, тогда хорошо изучите теорию процесса производства упаковки, материалы и их свойства, технические моменты. Если не изучили типы печати - обязательно изучите. Не бойтесь задавать глупые вопросы специалистам - вы будете хорошо подкованы и избежите многих ошибок в будущем.
  • Очень внимательно вычитывайте техзадания после типографий. Они могут упустить какой-то элемент при допечатке, вы не заметите, другие не заметят, корректоры в типографии сейчас - редкость, а макет уйдёт в печать и по итогу цена ошибки очень дорога. Это может быть тираж 100 тыс., и хорошо, если ошибка несущественна или её можно заклеить стикером (что тоже повлечёт за собой удорожание производства). А в остальном могут быть большие проблемы. Отправить тираж 100 тысяч в брак - в таком случае головы летят у всех ответственных, так как компания терпит убытки. У нас такое бывало, хотя макет вычитывли минимум пять человек.

  • Заметили проблему - не спешите бежать наверх. Порою есть ошибки или моменты, которые увидит только дизайнер, некоторые ошибки вовсе не имеют значения. Тщательно обдумайте, посоветуйтесь с теми, кому доверяете, если уже ничего не исправить - готовьтесь.
  • Упаковка - любимая область проверок. Если захотят прикопаться - смотрят упаковку, если находят несоответствие - снимают с полок товар. Снять могут из-за многих моментов, к примеру, размер какого-либо знака на миллиметр меньше, что не соответствует требованиям маркировки. Да, в 90% могут и не заметить или закрыть глаза, но тут даже на уровне дистрибьюторов могут возникнуть вопросы - они вас продают и им не нужны лишние проблемы. Поэтому упаковка всегда должна быть актуальна и всё должно быть допустимых размеров.
  • Вы дизайнер, вы ответственный за внешний вид (в моём случае параллельно ответственным был и менеджер продукта). Либо я один, либо вместе с “брендом” мы ездили на приладку, смотрели цвет, подписывали или корректировали, или вовсе останавливали тираж.
  • Всегда по возможности приезжайте на приладку и смотрите всё своими глазами. Моя компания оплачивала мне командировки в другие города и страны, лишь бы у продукта был презентабельный вид. Вся упаковка проходит через ваше согласование, вы должны замечать любые изменения в оттенках и требовать от типографий соблюдения соответствия.
Держим всё в уме или советы от дизайнера упаковки
Держим всё в уме или советы от дизайнера упаковки
  • Не бойтесь брать на себя ответственность за цвет. Если не нравится оттенок - останавливаем, добиваемся нужного. Чем больше придираешься, тем меньше проблем при последующей печати.
  • Вы дизайнер, вы не отвечаете за технические характеристики упаковки - у нас это головная боль производства, отдела качества, испытателей и т.д. При согласовании техзаданий или цветопроб всегда пишите, что “Согласовано по дизайну”, “Согласовано по цвету”, дабы при разборках не стать крайним, что там материал не тот или лаком не тем покрыли.
  • Хороший запуск и попадание в цвет не гарантирует отсутствия проблем - брак материала, полосы на цвете, отслоения и т.д, поэтому готовая упаковка может прийти на предприятие в таком себе виде. У нас в таких случая собиралась комиссия и решалось, что делать с упаковкой - срабатывать или в брак отправлять.

  • Повторный запуск не гарантирует попадания в цвет и вышеперечисленных проблем. Но и на приладку каждый раз не будешь ездить, поэтому тут всё на совести типографий. Обычно многие признают отклонения и корректируют их. Если отклонения несущественны, то упаковка тоже идёт в производство, у типографии обычно запрашивается скидка за такое несоответствие эталону-образцу.
  • Всегда коммуницируйте с типографиями напрямую, желательно с технологами, а ещё лучше - с начальником производства, потому что менджеры по продажам очень часто не понимают нюансов. Налаживайте связи, ведь от этих людей напрямую зависит качество печати. Да, многие печатники смотрят на дизайнеров как на дураков и не воспринимают их, потому что им часто приходится делать неделаемое и вытягивать невытягиваемое. Но везде есть люди, их нужно понимать, с ними нужно говорить. И чем раньше вы спросите о проблемных для вас моментах, тем больше шансов избежать головной боли. Да, чем больше и дороже тираж, тем лучше отношение к вам как к заказчику. Это бизнес.
  • Коммуникацию по проблемам всегда ведите по e-mail, никаких мессенджеров и звонков. Требуйте ответа на письма с претензиями, чтобы было доказательство, что проблема есть, она решается. Позвонить можно для уточнения печатных нюансов, по проблемам - всегда почта. Иначе когда начинается поиск виновных - у вас есть официальная переписка, вы в домике.
Держим всё в уме или советы от дизайнера упаковки
  • По возможности не меняйте хороших поставщиков. Но тут вопрос к вашим закупщикам - они могут жертвовать качеством в угоду цене, но если вы наладили с типографией идеальный процесс, постарайтесь её не менять. Если разница в цене тиражей несущественна, обычно руководство легко убедить в том, что нам важен красивый продукт на полке.

  • Старайтесь не переводить Pantone в CMYK - это грязь при печати. Бывает, что печатается много разных видов упаковки в одном спуске, и у машины просто не хватает ячеек для краски, тогда жертвуем наиболее простым пантоном. Но лучше настаивать на отдельной печати, если вам дорог цвет продукта.
  • Чем меньше эффектов в этикетке - тем меньше болит голова.
  • Делайте штрихкод контрастным, не делайте его фольгой, не делайте его прозрачным, не ставьте его на изгибы, не прячьте под клеевой шов и т.д. Пожалейте людей, которые пробивают его на кассе! Да, не всегда может быть эстетично, но вы же дизайнер, сделайте красиво и читаемо.

Держим всё в уме или советы от дизайнера упаковки

В целом я сталкивался со всеми проблемами печати, которые могут существовать, где-то был крайним, где-то сам находил виноватых, но в целом это дало мне прекрасное видение всех деталей процесса вывода продукта на полку. Сейчас я больше люблю двигать пиксели и плашки и хочу забыть про CMYK, но на самом деле очень приятно видеть итог своих стараний и страданий на полке магазина.

Всем добра!

Начать дискуссию