Почему дизайн — это дорого? Разбираемся с экспертами в проблемах: от нехватки специалистов до эстетики продукта

Почему дизайн — это дорого? Разбираемся с экспертами в проблемах: от нехватки специалистов до эстетики продукта

Дизайн — важная часть продукта, без которой ни один хороший проект не может быть реализован. Дизайн — это всегда долго, трудно и дорого.

Дорого — это сколько?

Графический дизайн: не так давно мы писали о разработке айдентики для 420-летия Томска. В случае, если бы это не был подарок любимому городу, такой дизайн обошёлся бы от 300 тысяч рублей и до 2 миллионов.

Промышленный дизайн: начинается от миллиона и доходит вплоть до 10 млн. (на выходе вы получите полную техдокументацию, рендеры, визуализацию и т.д)

Дизайн интерьера: от 1.000 до 20.000 (считается кв. метрами).

Веб-дизайн, UX-дизайн: здесь стоимость тоже размыта из-за разного функционала, количества страниц, наличия вёрстки и т.д. Средний чек выше 5 миллионов (сайты банков, иные крупные заказы).

Откуда такие цены? Мы опросили ведущих российских специалистов по разным отраслям дизайна.

<b>Виктор Клименко — Директор Сибирского центра дизайна.</b>
Виктор Клименко — Директор Сибирского центра дизайна.

Сколько стоит хороший дизайн?

«Нет понятия хороший или плохой дизайн. Есть понятие — дизайн. Eсли вы делаете плохой дизайн, то это просто не дизайн.

Почему дорого? Во-первых, хороших дизайнеров, как и хороших профессионалов других отраслей, очень мало. Всегда речь идет о 30-50 специалистах на страну.

Нельзя говорить, что дизайнер это человек, который получил высшее образование или прошёл онлайн-курсы. Первое и наверное самое главное, что стоит понимать о любой профессии — это срок подготовки специалистов. Сколько готовится хороший юрист или хороший врач? Хороший врач - один из самых реальных примеров. Мы понимаем: человек учится 6 лет в университете, потом — в ординатуре, потом практикуется и т.д. И спустя где-то 10-15 лет он становится полноценным врачом.

Дизайнер, по моему скромному мнению, это человек, у которого как минимум десятилетний опыт в профессии. Здесь же немаловажна история с насмотренностью. Любой дизайнер себя капитализирует. Сказать, что человек научился промышленному дизайну, и при этом не трогал работы великих или не видел их своими глазами — невозможно.

Если мы говорим про институт популяризации дизайна — у нас в стране его, увы, нет. Мала вероятность того, что ты будешь идти по улице и скажешь: «О! это же тот самый дизайнер сделал!». Назовите мне хотя бы пять известных дизайнеров в России? Вы и трёх не наберёте. Разумеется, это влияет на адекватное восприятие публикой дизайнеров как таковых, ну и следовательно цен. То есть люди ещё и платят за некоторую публичность. Я могу сказать: «Вы знаете, у меня в дизайне всевозможные международные премии!». И… никого это не волнует.

А вот если это будет режиссер, который взял «Оскар», то автоматически прайс на работу возрастёт. А институтов поддержки в дизайне просто нет. Дизайн вынужден себя всё время находить где-то внутри».

<i>Один из проектов Сибирского центра дизайна — дизайн дрона «Агроскаут» Московского авиационного института.</i>
Один из проектов Сибирского центра дизайна — дизайн дрона «Агроскаут» Московского авиационного института.
<b>Екатерина Елизарова — Международный предметный дизайнер. Член высокого жюри New York Architectural Design Awards.</b>
Екатерина Елизарова — Международный предметный дизайнер. Член высокого жюри New York Architectural Design Awards.

«Дизайн 100% должен стоить дорого. Почему?

Чтобы создать дизайн, нужно интегрировать в себя очень много опыта, знаний и экспериментов, которые предшествовали качественному дизайну. Это не приобретается за один день. Это то, что ты синтезируешь и взращиваешь в себе годами и десятилетиями. Помимо твоего опыта, рядом находится твоя команда конструкторов, инженеров, мастеров на производстве и т.д.»

Почему у нас не принято платить за дизайн?

«Нет понимания, что стоит за работой дизайнера и что вообще стоит за созданием качественного продукта. Плюс — неокрепшая культура конкуренции с помощью дизайна. Когда компании перестают копировать предметы европейских фабрик, а сами начинают конкурировать на уровне эстетики и технических решений».

Как распознать качественный дизайн?

«Я для себя качество дизайна делю на две важные составляющие:

Первое — Дизайн настолько качественно продуман и настолько хорош, что ты его не замечаешь. Он настолько эргономичен, как будто бы так должно было быть всегда. Для того, чтобы создать такой дизайн, нужны очень глубокие знания в разных сферах творчества, прикладных наук и какие-то технические решения. Наглядный пример: появление iPhone. Это произвело революцию в формообразовании и наполнению смартфонов, а выглядело настолько естественно, как будто именно так и должно было быть всегда.

Второе — это эмоциональный дизайн. Это то, что точно в нас пробуждает какие-то эмоции и чувства. Не оставляет нас равнодушными. А это стоит денег».

<i>Стенд итальянского премиального бренда Smania на международной выставке ISaloni в Милане и коллекция Harrison дизайна Екатерины Елизаровой.</i>
Стенд итальянского премиального бренда Smania на международной выставке ISaloni в Милане и коллекция Harrison дизайна Екатерины Елизаровой.
<i>Elizarova Design Studio и предметы коллекционного дизайна Екатерины Елизаровой</i>.
Elizarova Design Studio и предметы коллекционного дизайна Екатерины Елизаровой.
<b>Ирина Жданова — Промышленный дизайнер-практик, основательница бюро промышленного дизайна “Масштаб”, эксперт по разработке новых продуктов.</b>
Ирина Жданова — Промышленный дизайнер-практик, основательница бюро промышленного дизайна “Масштаб”, эксперт по разработке новых продуктов.

Почему дизайн разрабатывается так долго?...

«Дизайн это дорого и долго, как минимум, потому что это трудоёмкий процесс, в течение которого определяется большое количество параметров продукта: эргономика и удобство использования, UX/UI и в целом интуитивность управления. В процессе разработки очень много внимания уделяется технологиям производства, подбору материалов и грамотному формообразованию будущего серийного продукта. Уделяется внимание обсуждению и просчёту экономической стороны вопроса: можем ли мы позволить себе то или иное решение, как оптимизировать корпус и сам продукт для серийного производства. И да, определяется эстетика продукта. Это сложное для логики и объективного объяснения свойство, которое, однако, способно рождать в пользователях доверие к продукту и желание им обладать.

Мы часто выбираем более дорогой продукт вполне себе осознанно, с пониманием, что мы хотим более качественную, продуманную, удобную и эстетичную вещь. Именно эти свойства промышленный дизайн и определяет.

Если бы нам надо было просто нарисовать красивую вещь (как часто думают про промдизайн), то этот процесс не занимал бы так много времени. Это было бы относительно просто и быстро. Однако промышленный дизайн — это необходимость решения очень большой системы уравнений, состоящей из технологических, психологических, экономических, конструктивных, эргономических и другого рода ограничений и требований.

Если принять тот факт, что с каждым следующим принятым в процессе проектирования решением также кратно растёт стоимость ошибки, то совсем не удивительной становится стоимость разработки некоторых коммерчески успешных продуктов».

<i>Один из проектов дизайн-бюро «Масштаб» — модульный электробайк Adaptto.</i>
Один из проектов дизайн-бюро «Масштаб» — модульный электробайк Adaptto.
<b>Митя Харшак — Дизайнер, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Учредитель и главный редактор журнала «Проектор».</b>
Митя Харшак — Дизайнер, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Учредитель и главный редактор журнала «Проектор».

«Разгребал некоторые архивы своих публикаций и обнаружил журнал «Креативный директор» (издатель: Петер Банков), сделавший меня хедлайнером номера в далёком 2007 году. Есть смешные цитаты, вроде: «Цены мои росли, как сорная трава без всякого присмотра». Это было сказано совершенно искренне, более 15 лет назад в бытность мою свободным, как ветер, дизайнером. С того времени я прирос и журналом, и студией и, кажется, оказался вполне приручен Школой дизайна Вышки.

Почему дизайн — это дорого? Разбираемся с экспертами в проблемах: от нехватки специалистов до эстетики продукта

С ростом масштаба проектов я не раз возвращался к мыслям о ценообразовании, и вот к каким выводам пришёл:

Начнём с очевидного — стоимость услуг на рынке дизайна прямо пропорциональна масштабу проектов в портфолио студии и годам присутствия студии на рынке. Очевидно, что заказчику важна надежность подрядчика и предсказуемость бизнес-процессов, что нажористое портфолио и многолетний опыт наглядно показывают. При этом я отнюдь не говорю о предсказуемости творческого результата — здесь как раз должна оставаться возможность для неожиданных решений. А вот всё, что касается высокого профессионального уровня без вариантов на провал, соблюдения дедлайнов и др. — вот это как раз доказывается опытом. Отсюда, очевидно, рост прайса во времени — молодой дизайнер может выдать результат зачастую посвежее и поинтереснее, чем даже опытная студия. Но молодому фрилансеру заказчик едва ли доверит приличный бюджет.

Второе — рост добавленной стоимости за имя. Отчасти, раскрученное имя может быть следствием многолетнего присутствия на рынке и объёмного портфолио выполненных проектов, но нельзя исключать влияние публичности, активного SMM-продвижения, роста индекса цитируемости и других факторов, влияющих на узнаваемость имени дизайнера. Каждая выставка, конкурс, опубликованное интервью, участие в жюри повышают вашу рыночную капитализацию».

Почему дизайн — это дорого? Разбираемся с экспертами в проблемах: от нехватки специалистов до эстетики продукта

Может ли дизайн стоить недорого?

«Исходя из того, что я сделал свой первый проект за деньги в 1996 году, и за это время наработал довольно приличное портфолио, отвечу на вопрос — да, конечно, в том случае, если вы некоммерческая или благотворительная организация, или это проект в сфере культуры. Ну, есть ещё одна категория — если вы старт-ап кого-то из моих друзей. Кстати, такие случаи не такая уж редкость — к счастью, мои друзья довольно предприимчивы! И я с радостью помогаю им на старте новых бизнесов. В этом плане я с удовольствием «работал за еду» с несколькими дружественными рестораторами — мы били мой, не самый низкий прайс пополам, половина платилась деньгами, а вторую половину я с большим удовольствием пропивал в заведениях своих друзей — чистая win-win ситуация! Что бы я с ещё большим удовольствием делал за бартер, так это винный брендинг и дизайн винных этикеток. Обращайтесь!

Я большой противник почасовой оплаты труда дизайнера, что довольно распространено во многих странах. Порой нужно совсем немного времени, чтобы придумать классную идею. Более того, несколько раз, я придумывал итоговое решение ещё в ходе первых переговоров с заказчиком. Но как оценить то, что мне понадобилось четверть с лишним века практического опыта и тысячи часов практики, для того, чтобы идеи, которые идут в реализацию, рождались за минуты?...


Всё сказанное выше — это некоторые мои сумбурные мысли после наркоза, когда я отхожу после операции. В связи с этим совет — дизайнеры, не отращивайте камни в почках! Это поможет вам сохранять трудоспособность, высокую эффективность, и, в конечном итоге, отрастить нажористое портфолио и уверенный прайс на собственные проекты».

<b>Максим Чащин — автомобильный и промышленный дизайнер в команде «СберАвтоТех».</b>
Максим Чащин — автомобильный и промышленный дизайнер в команде «СберАвтоТех».

1) Дизайн — постоянный и почти непрерывный процесс.

«Если уволить садовника и не заниматься садом, то достаточно быстро всё вернётся обратно к природной красоте — то есть зарастёт травой.

Дизайнеры, как садовники, постоянно работают над какими-то улучшениями, изменениями».

2) Дизайн — это командная игра.

«Несмотря на то, что один опытный фрилансер может сделать под ключ практически что угодно, это просто вопрос времени. Чем больше команда, тем более сложные проекты по плечу этой команде. И тем быстрее можно сделать достаточно комплексный проект.

Соответственно, разделение на моделлеров, визуализаторов, исследователей и т.д. тоже имеет смысл, потому что узкая специализация гарантирует лучшее качество».

3) Дизайн — это опыт.

«Это коррелирует с узкой специализацией, потому что человек, который сделал много раз что-либо, каждый новый проект делает если не лучше, то хотя бы не повторяет ошибки».

4) Дизайн – это непрерывные тесты идей.

«Несмотря на то, что мы пытаемся здесь экономить и оптимизировать затраты, мы делаем тесты на самом раннем этапе, есть идея – сразу сделай грязный, быстрый макет. Но чем ближе эта идея к производству, тем она больше обрастает подробностями и практически превращается в продукт. Чем ближе к производству, тем дороже макеты и прототипы, потому как мы следуем парадигме какого-то массового или хотя бы серийного производства. Сразу запустить серию невозможно, поэтому мы используем обходные технологии, но корректные материалы. Либо мы используем близкие технологии, но не совсем корректные материалы. Соответственно, это обилие тестов на людях, на соответствие технологиям. Это всё тоже выливается в круглую сумму».

5) Дизайн — это инструмент.

«Дизайн — это всё-таки инструмент для продвижения продукта и для того, чтобы сделать жизнь людей лучше. Но, чтобы сделать дизайн, тоже нужны специальные инструменты. И они зачастую всё-таки не бесплатные. Blender бесплатный, но там нельзя сделать продукт под ключ. Это не CAD. А всё остальное — Alias, CATIA, NX, Photoshop, собственно, тоже не бесплатные программки».

Почему дизайн — это дорого? Разбираемся с экспертами в проблемах: от нехватки специалистов до эстетики продукта
<i>Один из проектов Максима с командой дизайнеров интерьера НАМИ для бренда «Аурус».</i>
Один из проектов Максима с командой дизайнеров интерьера НАМИ для бренда «Аурус».

Вывод: Хоть на первый взгляд и кажется, что дизайн заключается в Ctrl+C и Ctrl+V — это далеко не так. За каждым решением в дизайне, стоит множество исследований, разработок и самое главное — опыта. Дизайн требует глубокого понимания целей проекта, аудитории, контекста использования и множество других факторов. Каждая деталь в дизайне имеет свою цель и поддерживает общую концепцию. В этих условиях — кажущаяся на первый взгляд немалая цена работы дизайнера, является оправданной.

Помните: Дизайн — это то, почему вы готовы платить больше.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях:

Наши проекты на Behance: behance.net/siberia_design

Наш сайт: siberia.design/

1111
1 комментарий

Спасибо

1
Ответить