Эффективное юзабилити тестирование в EdTech продукте в одиночку за 10 дней

Эффективное юзабилити тестирование в EdTech продукте в одиночку за 10 дней

Дизайнеры, было такое, что только ВЫ видели очевидные дыры и проблемы в интерфейсе? Пытались докричаться продакту, СЕО, арт-директору, чтобы двинуть процесс вперёд

Я в продукте столкнулся с похожей ситуацией

В этой статье поделюсь тем как я с помощью юзабилити тестирования решил эту задачу

Когда бизнесу было не до меня и моих гипотез я решил всё проверить с помощью исследования. И вернуться уже с данными на руках

Но и этого было мало. На основе результатов тестирования сразу подготовил решения, чтобы быть убедительнее

Эффективное юзабилити тестирование в EdTech продукте в одиночку за 10 дней

Я горю продуктом и пользователями, на которых готов тратить свободное время. Постоянно держу в голове, что улучшение юзабилити повлияет на сотни тысяч людей. От одной мысли идут мурашки по коже

Дальше расскажу неожиданные открытия и лайфхаки и поделюсь своим процессом подготовки и проведения юзабилити тестирования к которому пришел далеко не с первого раза

Глава 1. Метрики

Нельзя улучшить то, что мы не измеряем. Выписываю, замеряю и анализирую метрики. На продуктовых метриках подробно останавливаться не буду, т.к это тема для отдельной статьи

Вот, то что замерял и проанализировал перед началом

Прибыль с просмотра страницы – 0,ХХ ₽
Траффик – 442 860 уникальных посетителей в неделю
Платные скачивания – ХХ 198
Конверсия в платное скачивание – Х,75%

Эффективное юзабилити тестирование в EdTech продукте в одиночку за 10 дней

Глава 2. Гипотезы

После анализа метрик понял, что этого недостаточно... Нашел слабые места, но для полноценных гипотез всё ещё мало

Трачу дополнительное время на просмотр скринкастов, чтобы быть уверенным в результате

Эффективное юзабилити тестирование в EdTech продукте в одиночку за 10 дней
Эффективное юзабилити тестирование в EdTech продукте в одиночку за 10 дней

Я люблю формулировать гипотезы в негативном ключе

Например:
Пользователю сложно сориентироваться и найти нужный раздел ...

В таком случае независимо от того подтвердилась гипотеза или нет вы будете рады

У меня получилось 3 гипотезы:

  • Пользователю сложно найти методический материал, т.к он не может корректно отфильтровать выдачу
  • Пользователь не определился с выбором методической разработки в каталоге, потому что ему не хватает информации в карточке
  • На странице разработки недостаточно информации для покупки рабочего листа

Глава 3. Респонденты и хантинг

Выделил 2 когорты респондентов

Полный энергии и вдохновения приступаю к хантингу

Первая когорта часто пользуется платформой и до неё было легко дотянуться. Радовался, что получается быстро искать нужных людей. Первых 3 респондентов нашел и договорился о звонке за 2 дня

Когда очередь дошла до второй когорты их схантить оказалось гораздо сложнее...

Вот тут я ошибся, расслабился после лёгкого поиска в первой группе. Решил вначале провести часть звонков и после продолжить поиск людей из второй когорты. Из-за этого я потерял много времени

Эффективное юзабилити тестирование в EdTech продукте в одиночку за 10 дней

Пришлось выкручиваться и подключать креатив. Подготовил e-mail рассылку. Нашел целевые сообщества в соц. сетях и писал людям руками. Это позволило добрать нужных респондентов!

Главный вывод:
нужно сразу находить респондентов с запасом. Не останавливайте хантинг даже когда нашли всех людей и запланировали сессии. Часто звонки срываются и приходится начинать заново

Глава 4. Проектирование исследования и созвоны

Для комфортного тестирования надо под каждого респондента отдельно продумать как устанавливать контакт и темы для смол тока в начале, чтобы человек расслабился и показал правдивое поведение в интерфейсе

Для юзабилити теста интерфейса важно понимать аудиторию и грамотно погрузить в контекст. Не давайте лишней информации и в тоже время помогайте вжиться в роль и понять задание

Тут помогут описание мыслей, эмоций и реализм задания. Сформулируйте правдивую легенду близкую респонденту

Вот пример задания, которое я подготовил для учителей в моём исследовании:

Вам в следующую пятницу надо провести открытый урок по *Предмет, который преподаёт респондент*. Тема, на ваше усмотрение. Вы хотите использовать рабочие листы и презентацию на этом уроке. Урок и комиссия серьёзные, поэтому важно качество его проведения. Выберите, пожалуйста, 2 подходящих рабочих листа и купите их (завершить можно на этапе ввода карты)

Глава 5. Процесс тестирования

Качество тестирования будет сильно зависить от навыка активного слушания и софт скилов. Не забывайте улыбаться и приходить на тестирование только в настроении

Важно, чтобы респондент постоянно озвучивал мысли и действия. Внимательно следите за эмоциями. Не бойтесь напоминать респонденту проговаривать мысли вслух. Часто люди забывают и уходят в себя, в такие моменты важно уточнять о чём человек думает и что чувствует

За счёт опыта у меня получалось быстро расслабить респондентов. Они шли на контакт, погружались в решение типовых задач и дар инсайты

В среднем 1 сессия занимала 33 минуты

Глава 6. Анализ результатов

Заранее подготовьте бланк наблюдения, чтобы во время созвона вы могли быстро делать пометки и записи

Лайфхак: заранее продумайте чекбоксы того, что может или должен сделать респондент и в процессе ставьте галочки или крестики. Это в разы упрощает процесс анализа Например:

«✅ Воспользовался поиском»

«❌ Воспользовался фильтрами»

+ сразу после проведения тестирования садитесь за анализ результатов. Исходя из опыта это ускорит вас на ≈40%

Если ЮТ проводилось онлайн, то мой совет делайте нарезку с инсайтами. Это поможет в будущем

Эффективное юзабилити тестирование в EdTech продукте в одиночку за 10 дней

Глава 7. Демо результатов. Презентация

После проделанной работы надо поделиться результатами с командой и провести демо

Тут важно рассказать про процесс, инсайты и показать пользователей, то как они взаимодействуют с продуктом и какие эмоции испытывают

Я поделюсь своей структурой презентации результатов ЮТ. Ваше выступление может и должно отличаться в зависимости от задач и контекста!

  • Рассказываем про цель презентации и про то, что ждёт дальше. Создаём интригу
  • Погружаем в контекст исследования (метрики, проблемы и гипотезы решений)
  • Делимся полученными инсайтами с примерами. Советую показывать видео отрывки тестирования. Это поможет команде проникнуться проблемой
  • Делимся решениями и изменениями интерфейса на основе полученных данных
  • Подводим итоги и рассказываем про дальнейшие шаги

Лайфхак: Сделайте нарезку с забавными моментами или спорными инсайтами. Это ещё сильнее погрузит слушателей в контекст

Заключение

После каждого юзабилити тестирования и улучшения продукта я чувствую прилив мотивации и вдохновения. Этот раз не стал исключением.

Итог: команда в восторге от презентации и решений. Получено 4 инсайта, которые мы сразу взяли в работу

Даже если вы ни разу не проводили ЮТ, боитесь и не понимаете процесса, то начните, например, с тренировки со знакомыми.

Попробуйте провести маленькое тестирование продукта, или части продукта, который вам нравится. В этой статье я подробно описал процесс и поделился примерами из опыта, чтобы вам было легче начать 🫶

Наблюдение и анализ за взаимодействием пользователей с интерфейсом выведет вас на новый уровень в дизайне

Пройдя путь от формирования гипотезы и поиска респондентов до проектирования решений вы 100% увеличите свою ценность как дизайнера, который решает проблемы и думает о пользователях, а не бездумно рисует картинки

1111
2 комментария

не так уж много дней ушло на само деле для одного человека на тестирование

1
Ответить

Да, отчасти помогло то, что продукт известный с большим трафиком. Хотя каких-то бенчмарков для ют нет, тут всё индивидуально и зависит от задачи и ресурсов на руках 🫡

Ответить