Эффективное юзабилити тестирование в EdTech продукте в одиночку за 10 дней
Дизайнеры, было такое, что только ВЫ видели очевидные дыры и проблемы в интерфейсе? Пытались докричаться продакту, СЕО, арт-директору, чтобы двинуть процесс вперёд
Я в продукте столкнулся с похожей ситуацией
В этой статье поделюсь тем как я с помощью юзабилити тестирования решил эту задачу
Когда бизнесу было не до меня и моих гипотез я решил всё проверить с помощью исследования. И вернуться уже с данными на руках
Но и этого было мало. На основе результатов тестирования сразу подготовил решения, чтобы быть убедительнее
Я горю продуктом и пользователями, на которых готов тратить свободное время. Постоянно держу в голове, что улучшение юзабилити повлияет на сотни тысяч людей. От одной мысли идут мурашки по коже
Дальше расскажу неожиданные открытия и лайфхаки и поделюсь своим процессом подготовки и проведения юзабилити тестирования к которому пришел далеко не с первого раза
Глава 1. Метрики
Нельзя улучшить то, что мы не измеряем. Выписываю, замеряю и анализирую метрики. На продуктовых метриках подробно останавливаться не буду, т.к это тема для отдельной статьи
Вот, то что замерял и проанализировал перед началом
Прибыль с просмотра страницы – 0,ХХ ₽
Траффик – 442 860 уникальных посетителей в неделю
Платные скачивания – ХХ 198
Конверсия в платное скачивание – Х,75%
Глава 2. Гипотезы
После анализа метрик понял, что этого недостаточно... Нашел слабые места, но для полноценных гипотез всё ещё мало
Трачу дополнительное время на просмотр скринкастов, чтобы быть уверенным в результате
Я люблю формулировать гипотезы в негативном ключе
Например:
Пользователю сложно сориентироваться и найти нужный раздел ...
В таком случае независимо от того подтвердилась гипотеза или нет вы будете рады
У меня получилось 3 гипотезы:
- Пользователю сложно найти методический материал, т.к он не может корректно отфильтровать выдачу
- Пользователь не определился с выбором методической разработки в каталоге, потому что ему не хватает информации в карточке
- На странице разработки недостаточно информации для покупки рабочего листа
Глава 3. Респонденты и хантинг
Выделил 2 когорты респондентов
Полный энергии и вдохновения приступаю к хантингу
Первая когорта часто пользуется платформой и до неё было легко дотянуться. Радовался, что получается быстро искать нужных людей. Первых 3 респондентов нашел и договорился о звонке за 2 дня
Когда очередь дошла до второй когорты их схантить оказалось гораздо сложнее...
Вот тут я ошибся, расслабился после лёгкого поиска в первой группе. Решил вначале провести часть звонков и после продолжить поиск людей из второй когорты. Из-за этого я потерял много времени
Пришлось выкручиваться и подключать креатив. Подготовил e-mail рассылку. Нашел целевые сообщества в соц. сетях и писал людям руками. Это позволило добрать нужных респондентов!
Главный вывод:
нужно сразу находить респондентов с запасом. Не останавливайте хантинг даже когда нашли всех людей и запланировали сессии. Часто звонки срываются и приходится начинать заново
Глава 4. Проектирование исследования и созвоны
Для комфортного тестирования надо под каждого респондента отдельно продумать как устанавливать контакт и темы для смол тока в начале, чтобы человек расслабился и показал правдивое поведение в интерфейсе
Для юзабилити теста интерфейса важно понимать аудиторию и грамотно погрузить в контекст. Не давайте лишней информации и в тоже время помогайте вжиться в роль и понять задание
Тут помогут описание мыслей, эмоций и реализм задания. Сформулируйте правдивую легенду близкую респонденту
Вот пример задания, которое я подготовил для учителей в моём исследовании:
Вам в следующую пятницу надо провести открытый урок по *Предмет, который преподаёт респондент*. Тема, на ваше усмотрение. Вы хотите использовать рабочие листы и презентацию на этом уроке. Урок и комиссия серьёзные, поэтому важно качество его проведения. Выберите, пожалуйста, 2 подходящих рабочих листа и купите их (завершить можно на этапе ввода карты)
Глава 5. Процесс тестирования
Качество тестирования будет сильно зависить от навыка активного слушания и софт скилов. Не забывайте улыбаться и приходить на тестирование только в настроении
Важно, чтобы респондент постоянно озвучивал мысли и действия. Внимательно следите за эмоциями. Не бойтесь напоминать респонденту проговаривать мысли вслух. Часто люди забывают и уходят в себя, в такие моменты важно уточнять о чём человек думает и что чувствует
За счёт опыта у меня получалось быстро расслабить респондентов. Они шли на контакт, погружались в решение типовых задач и дар инсайты
В среднем 1 сессия занимала 33 минуты
Глава 6. Анализ результатов
Заранее подготовьте бланк наблюдения, чтобы во время созвона вы могли быстро делать пометки и записи
Лайфхак: заранее продумайте чекбоксы того, что может или должен сделать респондент и в процессе ставьте галочки или крестики. Это в разы упрощает процесс анализа Например:
«✅ Воспользовался поиском»
«❌ Воспользовался фильтрами»
+ сразу после проведения тестирования садитесь за анализ результатов. Исходя из опыта это ускорит вас на ≈40%
Если ЮТ проводилось онлайн, то мой совет делайте нарезку с инсайтами. Это поможет в будущем
Глава 7. Демо результатов. Презентация
После проделанной работы надо поделиться результатами с командой и провести демо
Тут важно рассказать про процесс, инсайты и показать пользователей, то как они взаимодействуют с продуктом и какие эмоции испытывают
Я поделюсь своей структурой презентации результатов ЮТ. Ваше выступление может и должно отличаться в зависимости от задач и контекста!
- Рассказываем про цель презентации и про то, что ждёт дальше. Создаём интригу
- Погружаем в контекст исследования (метрики, проблемы и гипотезы решений)
- Делимся полученными инсайтами с примерами. Советую показывать видео отрывки тестирования. Это поможет команде проникнуться проблемой
- Делимся решениями и изменениями интерфейса на основе полученных данных
- Подводим итоги и рассказываем про дальнейшие шаги
Лайфхак: Сделайте нарезку с забавными моментами или спорными инсайтами. Это ещё сильнее погрузит слушателей в контекст
Заключение
После каждого юзабилити тестирования и улучшения продукта я чувствую прилив мотивации и вдохновения. Этот раз не стал исключением.
Итог: команда в восторге от презентации и решений. Получено 4 инсайта, которые мы сразу взяли в работу
Даже если вы ни разу не проводили ЮТ, боитесь и не понимаете процесса, то начните, например, с тренировки со знакомыми.
Попробуйте провести маленькое тестирование продукта, или части продукта, который вам нравится. В этой статье я подробно описал процесс и поделился примерами из опыта, чтобы вам было легче начать 🫶
Наблюдение и анализ за взаимодействием пользователей с интерфейсом выведет вас на новый уровень в дизайне
Пройдя путь от формирования гипотезы и поиска респондентов до проектирования решений вы 100% увеличите свою ценность как дизайнера, который решает проблемы и думает о пользователях, а не бездумно рисует картинки
не так уж много дней ушло на само деле для одного человека на тестирование
Да, отчасти помогло то, что продукт известный с большим трафиком. Хотя каких-то бенчмарков для ют нет, тут всё индивидуально и зависит от задачи и ресурсов на руках 🫡