{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Эффективное юзабилити тестирование в EdTech продукте в одиночку за 10 дней

Дизайнеры, было такое, что только ВЫ видели очевидные дыры и проблемы в интерфейсе? Пытались докричаться продакту, СЕО, арт-директору, чтобы двинуть процесс вперёд

Я в продукте столкнулся с похожей ситуацией

В этой статье поделюсь тем как я с помощью юзабилити тестирования решил эту задачу

Когда бизнесу было не до меня и моих гипотез я решил всё проверить с помощью исследования. И вернуться уже с данными на руках

Но и этого было мало. На основе результатов тестирования сразу подготовил решения, чтобы быть убедительнее

Я горю продуктом и пользователями, на которых готов тратить свободное время. Постоянно держу в голове, что улучшение юзабилити повлияет на сотни тысяч людей. От одной мысли идут мурашки по коже

Дальше расскажу неожиданные открытия и лайфхаки и поделюсь своим процессом подготовки и проведения юзабилити тестирования к которому пришел далеко не с первого раза

Глава 1. Метрики

Нельзя улучшить то, что мы не измеряем. Выписываю, замеряю и анализирую метрики. На продуктовых метриках подробно останавливаться не буду, т.к это тема для отдельной статьи

Вот, то что замерял и проанализировал перед началом

Прибыль с просмотра страницы – 0,ХХ ₽
Траффик – 442 860 уникальных посетителей в неделю
Платные скачивания – ХХ 198
Конверсия в платное скачивание – Х,75%

Глава 2. Гипотезы

После анализа метрик понял, что этого недостаточно... Нашел слабые места, но для полноценных гипотез всё ещё мало

Трачу дополнительное время на просмотр скринкастов, чтобы быть уверенным в результате

Я люблю формулировать гипотезы в негативном ключе

Например:
Пользователю сложно сориентироваться и найти нужный раздел ...

В таком случае независимо от того подтвердилась гипотеза или нет вы будете рады

У меня получилось 3 гипотезы:

  • Пользователю сложно найти методический материал, т.к он не может корректно отфильтровать выдачу
  • Пользователь не определился с выбором методической разработки в каталоге, потому что ему не хватает информации в карточке
  • На странице разработки недостаточно информации для покупки рабочего листа

Глава 3. Респонденты и хантинг

Выделил 2 когорты респондентов

Полный энергии и вдохновения приступаю к хантингу

Первая когорта часто пользуется платформой и до неё было легко дотянуться. Радовался, что получается быстро искать нужных людей. Первых 3 респондентов нашел и договорился о звонке за 2 дня

Когда очередь дошла до второй когорты их схантить оказалось гораздо сложнее...

Вот тут я ошибся, расслабился после лёгкого поиска в первой группе. Решил вначале провести часть звонков и после продолжить поиск людей из второй когорты. Из-за этого я потерял много времени

Пришлось выкручиваться и подключать креатив. Подготовил e-mail рассылку. Нашел целевые сообщества в соц. сетях и писал людям руками. Это позволило добрать нужных респондентов!

Главный вывод:
нужно сразу находить респондентов с запасом. Не останавливайте хантинг даже когда нашли всех людей и запланировали сессии. Часто звонки срываются и приходится начинать заново

Глава 4. Проектирование исследования и созвоны

Для комфортного тестирования надо под каждого респондента отдельно продумать как устанавливать контакт и темы для смол тока в начале, чтобы человек расслабился и показал правдивое поведение в интерфейсе

Для юзабилити теста интерфейса важно понимать аудиторию и грамотно погрузить в контекст. Не давайте лишней информации и в тоже время помогайте вжиться в роль и понять задание

Тут помогут описание мыслей, эмоций и реализм задания. Сформулируйте правдивую легенду близкую респонденту

Вот пример задания, которое я подготовил для учителей в моём исследовании:

Вам в следующую пятницу надо провести открытый урок по *Предмет, который преподаёт респондент*. Тема, на ваше усмотрение. Вы хотите использовать рабочие листы и презентацию на этом уроке. Урок и комиссия серьёзные, поэтому важно качество его проведения. Выберите, пожалуйста, 2 подходящих рабочих листа и купите их (завершить можно на этапе ввода карты)

Глава 5. Процесс тестирования

Качество тестирования будет сильно зависить от навыка активного слушания и софт скилов. Не забывайте улыбаться и приходить на тестирование только в настроении

Важно, чтобы респондент постоянно озвучивал мысли и действия. Внимательно следите за эмоциями. Не бойтесь напоминать респонденту проговаривать мысли вслух. Часто люди забывают и уходят в себя, в такие моменты важно уточнять о чём человек думает и что чувствует

За счёт опыта у меня получалось быстро расслабить респондентов. Они шли на контакт, погружались в решение типовых задач и дар инсайты

В среднем 1 сессия занимала 33 минуты

Глава 6. Анализ результатов

Заранее подготовьте бланк наблюдения, чтобы во время созвона вы могли быстро делать пометки и записи

Лайфхак: заранее продумайте чекбоксы того, что может или должен сделать респондент и в процессе ставьте галочки или крестики. Это в разы упрощает процесс анализа Например:

«✅ Воспользовался поиском»

«❌ Воспользовался фильтрами»

+ сразу после проведения тестирования садитесь за анализ результатов. Исходя из опыта это ускорит вас на ≈40%

Если ЮТ проводилось онлайн, то мой совет делайте нарезку с инсайтами. Это поможет в будущем

Глава 7. Демо результатов. Презентация

После проделанной работы надо поделиться результатами с командой и провести демо

Тут важно рассказать про процесс, инсайты и показать пользователей, то как они взаимодействуют с продуктом и какие эмоции испытывают

Я поделюсь своей структурой презентации результатов ЮТ. Ваше выступление может и должно отличаться в зависимости от задач и контекста!

  • Рассказываем про цель презентации и про то, что ждёт дальше. Создаём интригу
  • Погружаем в контекст исследования (метрики, проблемы и гипотезы решений)
  • Делимся полученными инсайтами с примерами. Советую показывать видео отрывки тестирования. Это поможет команде проникнуться проблемой
  • Делимся решениями и изменениями интерфейса на основе полученных данных
  • Подводим итоги и рассказываем про дальнейшие шаги

Лайфхак: Сделайте нарезку с забавными моментами или спорными инсайтами. Это ещё сильнее погрузит слушателей в контекст

Заключение

После каждого юзабилити тестирования и улучшения продукта я чувствую прилив мотивации и вдохновения. Этот раз не стал исключением.

Итог: команда в восторге от презентации и решений. Получено 4 инсайта, которые мы сразу взяли в работу

Даже если вы ни разу не проводили ЮТ, боитесь и не понимаете процесса, то начните, например, с тренировки со знакомыми.

Попробуйте провести маленькое тестирование продукта, или части продукта, который вам нравится. В этой статье я подробно описал процесс и поделился примерами из опыта, чтобы вам было легче начать 🫶

Наблюдение и анализ за взаимодействием пользователей с интерфейсом выведет вас на новый уровень в дизайне

Пройдя путь от формирования гипотезы и поиска респондентов до проектирования решений вы 100% увеличите свою ценность как дизайнера, который решает проблемы и думает о пользователях, а не бездумно рисует картинки

0
2 комментария
Игорь Раду

не так уж много дней ушло на само деле для одного человека на тестирование

Ответить
Развернуть ветку
Shkuratov Designer
Автор

Да, отчасти помогло то, что продукт известный с большим трафиком. Хотя каких-то бенчмарков для ют нет, тут всё индивидуально и зависит от задачи и ресурсов на руках 🫡

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда