Четыре уровня влияния дизайна на бизнес, или когда нужен редизайн
Мы в Embacy фокусируемся на создании фирменных стилей и дизайне сайтов для ИТ-компаний и digital-продуктов. За прошлый год мы провели 32 полных редизайна сайтов. Я, Даня Эскин, собрал наш опыт и расскажу о нём в этой статье.
- Когда digital-продукту нужен редизайн.
- Как его провести и оценить эффект.
90% клиентов Embacy указывают в брифе цель нового сайта — увеличение продаж и конверсии. Поэтому нам важно чётко управлять ожиданиями клиента и рассказывать, что произойдёт и как оценивать влияние дизайна на бизнес. Вот что мы проговариваем каждый раз.
Не всем нужен запоминающийся дизайн
В первую очередь клиенты выбирают продукт. Если он сырой, даже самый запоминающийся дизайн не будет его продавать. Если наоборот, на уровне продукта вы №1 на рынке, редизайн не увеличит продажи.
Figma как инструмент для веб-дизайнеров лучше конкурентов. Коллаборативность, бесплатная базовая версия и ещё 10+ фич, которые делают работу удобнее.
Бренд тоже влияет на продажи сильнее, чем дизайн сайта. Ноунейму всегда тяжело конкурировать с сильным брендом. На том же примере из веб-дизайна: несмотря на преимущества Figma, веб-дизайнеры продолжают делать макеты в Photoshoр из-за доверия к бренду и образа «Photoshop — инструмент для вебдизайна», который компания эксплуатирует с 1990 года.
Запоминающийся дизайн так же не нужен компаниям с альтернативной моделью продаж:
- Компания строит продажи только через личные встречи и другие p2p-каналы, где не нужен дизайн.
- Другое неконкурентное преимущество.
Остальным компаниям дизайн нужен.
Как понять, что сайту нужен редизайн
Обычно digital-продукты приходят к нам, когда привлекли инвестиции, выпускают большое обновление или выходят на новый рынок. В самом простом сценарии: обновилось руководство, и ему очевидно, что косметическими правками сайт не исправишь.
Необязательно ждать, пока реальность заставит обновить сайт, понять, нужен редизайн или нет, можно за 15–20 минут.
Сравните себя с конкурентами. Если ваш сайт похож на сайты других компаний — сделать его запоминающимся точно не будет лишним.
Для примера собрали сайты компаний, которые продают облачную инфраструктуру:
Все они выглядят шаблонными и сливаются в глазах пользователя. Запоминается только сайт с поездом.
Что это даёт ему — опишем ниже.
Критерии успеха редизайна
Перед проектом важно прийти к общему знаменателю в том, что считать успешным редизайном.
Что мы обещаем клиентам перед стартом работ:
- Сторителлинг станет более логичным. Мы понятно объясним продукт и структурируем сейлзпойнты. Конверсия увеличится за счёт людей, которые раньше заходили на сайт и не понимали, что им предлагают.
- Разработаем фирменный стиль с концепцией или метафорой. Когда у конкурентов стоковые сайты и нет метафоры, легко стать более запоминающимся. Запоминаемость дает отложенные продажи, а баннеры в Facebook будут отличаться от сотен других digital-продуктов со стоковыми иллюстрациями.
Так мы объясняли раньше.
Четыре уровня влияния дизайна на бизнес
Мы посоветовались с Максимом Десятых, сооснователем Redmadrobot, докрутили наш питч и сформулировали концепцию уровней влияния дизайна на продажи, которая помогает понятнее объяснять связь дизайна и бизнеса
Уровень 1: Дизайн выглядит профессионально и современно, пользователь доверяет сайту
Большинство сайтов digital-продуктов сделаны профессионально. В противном случае пользователь сразу закроет устаревший или собранный на коленке сайт без мобильной версии, даже не изучив контент.
Пример: getkap.co. Дизайн выглядит современно, но пользователю нужно приложить усилия, чтобы понять, что кнопка вверху экрана — целевое действие. Часть пользователей уйдет искать другие приложения для скринкаста.
Уровень 2: Дизайн приносит конверсию
Дизайн работает. Информация удобно структурирована, пользователь понимает пользу продукта и ему легко принять решение. Иногда достаточно актуализировать и написать человеческим языком информацию на сайте, чтобы значительно увеличить конверсию.
Пример: capacity.com. Удобная навигация и четкая логика повествования.
Уровень 3: Дизайн отстраивает компанию от конкурентов и запоминается
Сайт 3-го уровня — максимально нешаблонный. Поэтому он выделяется и запоминается на фоне конкурентов.
Наш пример: norma-ai.ru сильно контрастирует с сайтами других legaltech-проектов, у которых более сдержанная стилистика. Точно запомнится на фоне конкурентов:
Обязательные элементы, чтобы отнести сайт к 3 уровню на примере «Нормы»:
- Наличие уникальной метафоры или концепции на сайте. Женщина, которая символизирует продукт — Норма Джин aka Мерелин Монро.
- Нешаблонная верстка блоков или типографика. Типографика на сайте построена на отсылках к юридическому договору.
- Кастомные иллюстрации, иконки или собственные фотографии высокого качества. Стоковые иллюстрации в 2020 — моветон.
- Понятный сторителлинг о продукте со своей изюминкой. В «Норме» это вордплеи вокруг названия и мета-ирония над договорами с дублированием всех цифр прописью.
Интересные анимации — необязательный элемент, но сайт выглядит лучше, когда они тоже присутствуют. Важно, чтобы они не перегружали сайт.
В 2019 году мы делали в основном сайты третьего уровня. Это занимало у нас два спринта (10 рабочих дней).
- Первый спринт — на фирменный стиль, который будет выделяться и запоминаться.
- Второй спринт — на дизайн сайта.
Если у клиента нет готовой структуры и текста, нам обычно нужен отдельный спринт, чтобы всё написать.
Вывести сайт на первый или второй уровень digital-продукт может внутренними ресурсами. Для этого нужно просто и понятно рассказать о продукте.
Чтобы перейти на третий уровень, компании чаще всего привлекают агентства, чтобы получить взгляд со стороны на свой продукт.
Уровень 4: Бренд-дизайн
Чтобы сайт третьего уровня поднялся на четвертый, все элементы должны быть подчинены позиционированию, которое позволяет построить сильный бренд в долгосрочной перспективе.
Чтобы сформировать позиционирование на верхнем уровне нужно ответить на вопрос: что вообще говорит бренд и для кого?
Удобный инструмент для поиска направления позиционирования — cencydiam-карта.
Пример: Figma — простой и удобный инструмент для дизайнера. Помогает быстрее делать проекты, соответственно чаще достигать успеха. Территория по карте — Жизненная сила.
После того, как позиционирование зафиксировано, все элементы дизайна третьего уровня должны его транслировать.
- Метафора сайта.
- Иллюстрации или фотографии.
- Иконки.
- Типографика.
- Анимации.
Позиционированию и аналитике мы уделяем 1 спринт.
Саммери
- Запоминающийся дизайн нужен не всем компаниям. Если вы выделяетесь на фоне конкурентов продуктом или брендом, сайт может быть просто понятным и современным.
- На конкурентном рынке дизайн помогает выделиться из толпы. Это точно увеличит конверсию сайта.
- Как понять, что редизайн нужен? Сравните уровень вашего сайта с конкурентами.
Редизайн нужен, если вы на одном уровне с конкурентами и никто не выделяется. Хуже, когда сайт на уровень ниже.
Редизайн не нужен, когда вы на уровень выше остальных. В таком случае инвестиции в дизайн не дадут быстрого эффекта и будут окупаться дольше.
В целом очень годно. Предположу, что Уровень 4, можно раскрыть глубже. В частности, показать, что бренд-дизайн дает заказчику. Специалистам это понятно, но заказчикам (отдельным) было бы полезно обосновать.
Спасибо, Александр, согласны :)