Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Делюсь опытом молодого дизайн-агентства и рассказываю о переломном моменте роста. В качестве бонусов — советы от героев индустрии и пример таблички с просчётом проекта.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Привет! На связи Филипп, кофаундер дизайн-агентства Bauns. Наша студия существует два с половиной года, и всё это время я активно копаюсь в её настройках в поиске идеальной формулы успеха. Мы постоянно меняли процессы, команду, системы учёта; скорректировали позиционирование, сменили нейминг и даже сегмент целевой аудитории. Сейчас дела идут лучше, чем когда-либо. Мы переходим временной рубеж, после которого студия уже вряд ли помрёт.

Эта статья будет полезна:

  • Тем, кто ещё сомневается, открывать ли дизайн-студию.
  • Тем, кто уже это сделал, но не понимает, как двигаться дальше.
  • Кому в целом интересна внутренняя кухня молодого бизнеса в креативной индустрии.

Информация, которой я делюсь ниже, максимально свежая, потому что мы и есть те ребята, которые открылись два года назад, остались на плаву и уверенно движутся дальше.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Зарождение дикой идеи

Вы прошли онлайн-курс, наслушались советов от друга-«темщика» и решили запустить дизайн-студию. Вы уже без пяти минут как настоящий бизнесмен, но помимо желания и веры в себя пока что у вас ничего нет. Что делать дальше?

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Где брать клиентов?

Поделю на две части: клиенты «для старта» и клиенты «мечты».

Где искать первых клиентов?

  • В контактах. Да-да, вам надо стать тем самым «сыном маминой подруги», который делает отличный дизайн, только в этот раз у него целая студия. Обязательно найдётся знакомый, который открывает, например, ресторан, и ему нужен логотип с айдентикой. Если таких не оказалось, попросите у знакомых контакты их знакомых с небольшими бизнесами, где могут понадобиться ваши услуги.
  • На картах Яндекс / Google. Да, там можно найти клиентов! И этим стоит заняться. По сути перед вами открытая база — пиши, кому хочешь.

Я советую выбрать направление, чтобы не распыляться или работать там, где у вас уже есть опыт. Например, это могут быть стоматологии или кафе. Просто составляете список всех бизнесов из одной отрасли в своём городе и стараетесь выйти на ЛПР (лицо, принимающее решения). Это может быть маркетолог или владелец. Присылаете инфу о себе и прямо предлагаете поработать. По моему опыту на сто сообщений вы получите 60–70 ответов, а до контракта дойдут 3–5 клиентов.

Что не работает на стартовом этапе?

- Реклама. Она не работает от слова совсем. Не надо покупать продвижение на картах, забудьте про таргет в ВК. Любые подобные инструменты на начальном этапе не работают в нашей индустрии. Есть исключения, но это уже в будущем, когда вы большой игрок с таким количеством денег, что можно отдать их на продвижение Жене Малькову и его агентству DSGNERS Media

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

За первые два года мы потратили на рекламу всего сто тысяч рублей — Яндекс.Директ и реклама на картах. Эти деньги не окупились.

Только потом, зимой 2024, мы вложили 650к в продвижение Телеграм-канала и рекламу в каналах по индустрии. Окупилось? Узнаем это через год, так как процесс не быстрый. Во многом для нас это было про долгосрочные вложения в имидж и «очки доверия» студии, а не продажи «здесь и сейчас».

Помогали в этом нам друзья из DSGNERS – обязательно чекните их сайт!)

Где искать крупные заказы в будущем?

Чтобы получить серьёзного клиента, надо собирать очки доверия:

  • Позиционирование — 15 очков.
  • Крутой сайт — 20 очков.
  • Развитая медийка (VC, Telegram, YouTube) — 25 очков.
  • Портфолио по экспертизе — 20 очков.
  • Награды — 10 очков.
  • Дрим-тим команда — 30 очков.

В сумме выходит 100 очков, к которым стремится любая студия. Чем больше набрали, тем выше шанс поработать с условным Яндексом.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Когда вы насобирали поинтов, подключается нетворкинг.

Тут я пришел к Паше Дергачёву, основателю дизайн-студии Redis. Он дал небольшой но важный комментарий для начинающих студий.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?
«Чем больше кумиров, тем лучше. Другими словами — будьте в рынке, общайтесь с ребятами лучше, крупнее вас».
Павел Дергачев, TG-канал

Полностью согласен с Пашей, ведь почти все студии, кто получил в портфолио такие проекты, как ВкусВилл или какой-нибудь Альфа-Банк, пришли к ним сами. Они знакомились с нужными людьми, ездили на мероприятия, общались и заявляли о себе. Поэтому очень важно «тусоваться» и набирать социальный капитал — если у вас нет знакомого из Альфа-банка, надо его завести — чтобы было, кому предлагать масштабные проекты.

Рекомендую качать нетворкинг, ездить на дизайнерские мероприятия, знакомиться с фаундерами других студий и говорить о себе. Вы можете поработать в партнёрстве с другой студией или вовсе выступить как их подрядчик. Вдвоём проще забрать крупного клиента, нежели одному. Хотя, конечно, у такого партнёрства есть свои минусы и подводные камни.

Я обратился к Максу Десятых, который основал студию red_mad_robot в 2008 году, а сейчас развивает проект Duo Sapiens, и он поделился своими мыслями по поводу клиентов.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?
«Студия — это много людей, поэтому нужно привлечь сильно больше заказчиков, чтобы жить и развиваться. А для этого нужно много времени и сил тратить на маркетинг студии. Чтобы это время высвободить, нужно научиться делегировать и перестать делать дизайн своими руками, перестать управлять всеми проектами самостоятельно».
Макс Десятых, TG-канал

Ценообразование. Как делать сайты за миллион?

Только небольшое количество студий приходит к тому, чтобы перейти порог шести нулей в сметах за свою работу. Особенно редко увидеть такие кейсы в первые несколько лет. Как же так взять и попросить много денег за дизайн?

Во-первых, надо собрать очки доверия, о которых я говорил ранее.

Во-вторых, надо забыть про фиксированную стоимость услуг и работать по системе Time & Materials или по спринтам. Подробнее про эти системы можно почитать в интернетах, здесь не хватит места рассказать про них. Обязательно ознакомьтесь, если ничего про это не слышали. Работаете по фиксе? RIP.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

В-третьих, надо осознать, что вы продаёте услугу, а не товар. Не автомобиль, а его проектировку и создание. Поэтому надо понимать, что в агентстве вы продаёте время — своё, дизайнеров, проджекта и разработчиков. Время — это инструмент, который позволяет измерить загруженность студии и, как следствие, стоимость проекта.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Давайте на цифрах. Например, студия состоит из семи человек:

  • Арт-директор.
  • Проектный менеджер.
  • Иллюстратор или 3D-дизайнер.
  • Четыре дизайнера.

В одном месяце 168 рабочих часов. Соответственно, надо продать 1176 часов (7 сотрудников х 168). Берём среднюю ставку начинающей студии 2000₽ / час. Получается, что 1176 часов — это 2 352 000₽ / месяц (1176 х 2000). Максимальный оборот, который может сделать студия с командой из семи человек.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Но есть одно «но». НЕВОЗМОЖНО утилизировать все 100% часов. С двух ног залетают потери в ~20%.

  • Ошибки менеджмента.
  • Дизайнер сделал плохо.
  • Бесплатно что-то дорабатывали.
  • Отработали больше, чем продали.
  • Продали услуги со скидкой.
«Цель агентства — продавать часы всей команды и сокращать процент потерь. А когда вы уже набрали проектов на месяц вперёд, можно брать ещё сотрудников, продавать и их часы. В этом и заключается рост оборота».

Я пришёл за советом к Владу Савину, который привёл студию Kotelov к обороту в 300 млн и знатно пошумел в студии MAX (кто слышал, тот поймёт). Вот что он говорит про подход к деньгам и менеджменту:

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?
«Многие студии ставят KPI менеджерам на закрытие проекта чётко в срок, по роадмапу, с прибылью. Проект сдан, клиент доволен, деньги есть. Но потом-то нужно снова искать проект.
Надо перестроить мышление менеджмента и клиентов в формат постоянного развития проекта вместо разовой работы. Фиксовый договор по ТЗ должен уступить продуктовому формату, постоянно предлагая бэклог и выкатку новых версий. Причём договор должен быть в формате ТМ, чтобы гибко, «аджайлово», продуктово развивать проект без препятствий в виде ТЗ и фикса».
Влад Савин, TG-канал
Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Делюсь таблицей с нашими просчётами разработки логотипа для сервиса доставки еды. По ней понятно, как сделать так, чтобы студия зарабатывала деньги.

Основные принципы агентства. Не делать плохой дизайн.

Нашли клиентов и осознали математику? Осталось самое главное — нормальный дизайн.

Не важно, насколько круто вы выстроили процессы в студии, сколько клиентов вы можете найти. Если дизайн плох, все старания и наработки летят на помойку.

Вадим Орлов из Embacy только подтверждает эту мысль. Он ответил мне на вопрос: Как открыть студию так, чтобы она не закрылась?

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Чтобы быть востребованными, не обязательно иметь «вау»-кейсы. Достаточно делать хороший и вдумчивый дизайн, который решает поставленные задачи. Есть огромные корпорации, которые работают с крупнейшими мировыми брендами, и можно заметить, что 95% их работ — просто хороший дизайн. Без «выкрутасов» и фестивальных решений.

Многие начинающие студии рвутся сделать что-то, что ещё никто не видел. Зачастую получается шлак. Делайте просто «норм», а оставшееся время потратьте на поиск новых клиентов.

Но что, если очень хочется делать супер-креативный дизайн? Займитесь этим отдельно — готовьте кейсы под премии и награды.

«Нормальный» дизайн тоже надо уметь делать!

Для этого нужна нормальная команда. Логично? А многие агентства, даже некоторые олдовые студии этого не понимают. Важно всегда мониторить уровень сотрудников.

Ты вкладываешься в дизайнера, а он не растёт и не проявляет желание? Меняй его. Чем быстрее заменишь, тем быстрее студия начнёт выдавать высокий уровень.Это всё лежит на поверхности и кажется понятным, но почему-то, когда доходит до дела, все об этом забывают. Не надо скипать базовые советы — они работают!

Я расписал в своём личном Телеграм-канале, как мы, будучи студией без имени и супер-крупных кейсов находим сильных дизайнеров. Спойлер: там тоже собираются очки доверия.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Я к тому, что если дизайнеры не соответствуют уровню или ошибаются, меняйте их. Не надо привязываться к одному сотруднику, который будет косячить несколько лет.

Продажи, маркетинг или команда — во что вкладываться?

На этот вопрос я получил ответ совсем недавно, уже после того, как совершил парочку ошибок. Теперь я наставляю всех фаундеров студий на путь истины. Если кратко — надо вкладываться в продажи.

По теме продаж у меня есть комментарий от Антона Кравченко из дизайн-студии Crauch, которые за последний год увеличили свою выручку на 50%.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?
«Это первый, самый главный критерий. Продажи. Нужно, чтобы клиенты рекомендовали тебя дальше. А второй критерий — репутация, то есть само производство».
Антон Кравченко, TG-канал

Сначала в продажи, затем в команду, потом в маркетинг. И так по кругу. Просто начинать стоит с продаж и упор ставить именно на них. Запомнили? Продажи. НАДО ПРОДАВАТЬ!

Если вы вложитесь в медийку или наберёте дизайнеров из топовых студий, кому вы будете делать дизайн? Что вы будете рассказывать в своем ТГ-канале на 8к подписчиков? Я даже про процессы сейчас не говорю — они не так важны, если нет продаж. Когда вы начнёте продавать много проектов и работать над ними, там и процессы подтянутся.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

На маркетинг и медийку вы всегда успеете слить денег. Есть агентства, про них никто толком не знает, но они делают огромные обороты без всякого маркетинга. Им он, получается, вообще не нужен. Но здесь уже у всех свои цели, желания и амбиции.

Позиционирование. Как быть уникальными?

Существует буквально десятки тысяч студий, и все делают хороший дизайн. Чтобы отличаться друг от друга, за последние несколько лет они разделились по экспертизам и направлениям.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Позиционирование в дизайн-индустрии — это то, в чем вы эксперт, в чём вы хороши и в какой сфере вы планируете работать следующие год-два.

Выбирайте направление по своему портфолио. Много кейсов по ресторанам, кафе и прочему? Делайте дизайн для хореки. Задизайнили несколько крипто-стартапов? Уходите в крипто-дизайн.

Когда мы заходим на сайты хороших студий, то видим, что они шарят за что-то определённое.

Позиционирование помогает не распыляться на всё подряд и продвигаться конкретно по одной лестнице.

Например, наше дизайн-агентство специализируется на диджитале для выставок, фестивалей и крупных мероприятий. Мы пилим дизайн масштабных ивентов: веб, граф, моушн, иллюстрации.

Такое позиционирование появилось у нас в начале 2024 года. Упаковали портфолио с выставками, обновили заголовок на сайте, задизайнили страницу со своим посланием миру и теперь форсим себя по всей индустрии. А именно: пишем статьи на VC про выставки и фестивали, делимся экспертной инфой по нашей отрасли в ТГ-канале и совершаем продажи конкретно в ней.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Всё это помогает понять, куда будет идти агентство в ближайшие годы. И удобная штука в том, что позиционирование можно, даже нужно менять раз в какое-то время. Мало ли спиннеры снова станут востребованы? Скорректируете вектор под дизайн игрушек.

Процессы

Если команда, клиенты, продажи, медийка — это дом, который вы строите, то процессы — это его фундамент. Не обязательно закладывать монолитную бетонную плиту, которая выдержит 200 этажей, но важно, чтобы он хотя бы просто был.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Я заметил, что многие вообще не понимают, что такое процессы в дизайн-индустрии, поэтому сейчас подъедет пояснительная бригада.

Процессы — это продуманная цепочка решений тех или иных задач агентства.
  • Вовремя выложить завершённый кейс? Это процесс! Нужно продумать, как собирается портфолио, на каких площадках оно публикуется, какие проекты — NDA / не NDA, кто будет дизайнить и тд.
  • Найти дизайнера? Ещё один процесс — разместить вакансию, настроить сборщик данных, написать пост, прорекламироваться в пабликах, настроить HeadHunter, отсеять кандидатов, назначить созвоны и тестовое, продумать разговоры с кандидатами, утвердить систему оплат и тд.

В общем, процессы нужно проиграть и зафиксировать. Их не так много! На старте их даже не обязательно оцифровывать — достаточно, чтобы они были в головах у фаундера и менеджера. Уже потом, когда вы вырастите в мегатрона, то да — без оцифровки будет непросто.

Фиксация процессов позволяет выдержать наплыв проектов, задач и рутины не развалившись, без неоправданных временных потерь.

Здесь ещё ворвется Дима Балыкин из агентства Cedro, которое пилит дизайн с 2018 года. Вот его совет, который упрощает жизнь любой студии в разы.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?
«Процессы, которые требуют работы руками, такие как составление договоров — это самое неинтересное, что может быть в студии. Если через два года у тебя появилась возможность выйти из этой рутины, то ты можешь заняться непосредственно бизнесом, его развитием, планами и визионерством. Тогда, скорее всего, студия не закроется».
Дима Балыкин

Инструменты

Теперь про инструментарий. Выдам базу, с которой можно спокойно построить студию и не облажаться. Это не программы для дизайна по типу Figma и Loom. Это инструменты, которые помогают менеджерить работу и контролить всё изнутри.

  • Excel для планирований и расчетов.
    Мы используем его, чтобы понимать загрузку агентства по каждому из дизайнеров.
  • Notion для сбора и хранения любой инфы.
    Для нас это база знаний, но многие студии ещё ведут там карточки проектов, роадмапы и постановку задач. На первое время Ноушен может заменить CRM.
  • Telegram для коммуникации.
    С клиентами и командой. Удобнее и быстрее, чем Slack и подобные сервисы.
  • CRM — договора, финансы, отчёты.
    Рано или поздно студия столкнётся с тем, что им нужна система учёта, которая закроет большинство болей. Все дороги ведут в CRM. В нашей индустрии часто сидят в таких как Monday, Asana и Битрикс24.

На первые несколько лет хватит Ноушена и Экселя. Я даже знаю одну ультра-крупную студию, которая до сих пор ведёт в Excel абсолютно всё.

А что потом?

Вы прошли через «кризис двух лет». Что дальше? Наше дизайн-агентство Bauns проживает это прямо сейчас и я пишу о происходящем в личном ТГ-канале.

Жизнь после двух. Как открыть дизайн-студию и не закрыться через два года?

Это небольшой канал, где в подписчиках в основном топы и фаундеры других студий, с которыми в комментариях мы обсуждаем локальные приколы. Подписывайся и следи, как я развиваю агентство в прямом эфире.

Всем прочитавшим желаю успехов в нашей индустрии. Впереди ещё много побед и неудач. Точно скажу — скучно не будет!

3333
15 комментариев

Отдельное спасибо за мем с Дамблдором

1
Ответить

Кто-то должен был его оценить!!!)

Ответить

Интересен момент с поиском клиентов на карте)
Кто из ваших клиентов был найден на картах?

Ответить

Да, это и правда неочевидный инструмент. Сейчас мы его уже не юзаем, но когда-то мы нашли так ребят из адвокатского бюро и зафигачили им сайт: https://dumler.ru/

Ответить

А вообще парадокс, что сейчас это нас находят на Яндекс.Картах и заказывают услуги)

Ответить

Работа по T&M гораздо больше ограничивает в цене и не показывает ценности. Масштабируется только за счёт команды и очень туго продаётся. Попробуйте выиграть хоть один крупный корпоративный тендер или государственный с подходом ТМ - даже никто не будет общаться. Любая компания хочет знать сколько будет стоить та или иная работа. Да и вы тоже наверняка если будете покупать что угодно не будете платить за часы, а будете за результат. Где-то ТМ хорошо и правильно, а где-то это просто не нужно. Успехов в делах!

Ответить

Да, у ТМ есть свои минусы. Но ведь и процессы студии выстраиваются под конкретную систему. + не обязательно лезть в тендеры с государственным подходом. Мало студий вообще могут позволить себе отсрочки в пол-года итд.

А работать с обычными смертными, при этом получая оплату за отработанные часы – звучит как более надежная схема.

Масштабировать студию работая на фиксе – не менее сложная задача :(

Ответить