Основы композиции. Основные понятия, базовые элементы в композиции, виды композиции

Основы композиции. Основные понятия, базовые элементы в композиции, виды композиции

Композиция является неотъемлемой частью всего, что создает человек: музыкальных произведений, букетов цветов, зданий, интерьеров, газет и журналов, литературных произведений и даже гардероба.

Слово "композиция" происходит от латинского "Compositio" - складывание, соединение, объединение. То есть, это складывание целого из отдельных частей. Но на самом деле композиция - явление немного сложнее, чем просто объединение объектов. Ключевая задача заключается в том, чтобы реализовать авторскую мысль, объединив компоненты гармонично.

Что значит "гармонично"?

Слово "гармония" происходит от древнегреческого, что обозначает "связь" или "соответствие". По своей природе, гармония это упорядоченность, противоположность хаосу.

В дизайне часто ищем гармонию. Это стремление к упорядоченности, естественности и идеальности. Один из ключевых элементов, который помогает в поиске гармонии, — это форма, в рамках которой создается композиция.

Виды композиции

В зависимости от того, в какой форме создается продукт дизайна, композицию делят на:

  • фронтальная или плоскостная композиция,
  • объемная композиция,
  • глубинно-пространственная композиция.

Каждый тип композиции используется для достижения определенных визуальных и эмоциональных эффектов в дизайне, учитывая как пространственные, так и визуальные аспекты создаваемого объекта.

Фронтальная композиция

Фронтальная композиция характеризуется распределением элементов на плоскости, пространство которой ограничено высотой и шириной. Это может быть любая поверхность, например, лист бумаги, экран монитора или стена. В этом типе композиции важно умело использовать границы плоскости, чтобы создать уравновешенное и привлекательное визуальное восприятие. Элементы могут быть распределены симметрично или асимметрично, в зависимости от задачи и стиля дизайна.

Объемная композиция

В объемной композиции объекты создаются в трехмерном пространстве. Это может включать скульптуры, мебель, архитектурные элементы, или трехмерные модели в компьютерной графике. Разработка такой композиции требует учета всех трех измерений: высоты, ширины и глубины. Это позволяет создавать динамичные и сложные структуры, которые можно воспринимать с разных точек зрения, обеспечивая многогранность восприятия и интерактивность. Важно учитывать, как элементы будут взаимодействовать с окружающим пространством и друг с другом, чтобы достичь желаемого визуального и функционального эффекта.

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция включает объединение отдельных трехмерных объектов в одном пространстве таким образом, чтобы создать впечатление глубины и пространственной полноты. Этот тип композиции часто используется в кинематографе, театральной постановке, архитектуре, а также в виртуальной и дополненной реальности, где важно создать ощущение объема и пространственного контекста для зрителя или пользователя.

В такой композиции ключевым элементом является правильное расположение объектов, которые должны взаимодействовать не только между собой, но и с окружающей их средой, чтобы создать единую сценографическую картину. Использование перспективы, светотени, контраста и пропорций позволяет добиться гармонии и убедительности восприятия пространства.

Карл Брюллов Последний день Помпеи. 1833
Карл Брюллов Последний день Помпеи. 1833

Остановим внимание на фронтальной или плоскостной композиции. Этот тип композиции так называется, потому что, несмотря на возможность изображения объектов с иллюзией объема, на самом деле все элементы расположены на одной плоскости. Особенности человеческого восприятия позволяют нам воспринимать эти изображения как объемные, хотя объем здесь — это лишь оптическая иллюзия. Эффект пространства или объема создается с помощью различных приемов и элементов композиции.

Несмотря на то что часто кажется, что такие иллюзии состоят из множества деталей, в основе плоскостной композиции лежат четыре ключевых элемента:

  • точка,
  • линия,
  • пятно,
  • цвет.

Эти элементы формируют структуру любой плоскостной композиции, обеспечивая её визуальное восприятие и эстетическое воздействие.

Используя эти элементы и комбинируя их мы можем создавать продукты дизайна

Точка

Жорж-Пьер Сёра, Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884—1886
Жорж-Пьер Сёра, Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884—1886

Точка — это определённый акцент в композиции, элемент, который привлекает к себе внимание. Несмотря на свою простоту формы, точка обладает уникальной способностью создавать полноценные сюжеты. С её помощью можно изобразить звёзды, передать идею недосказанности или создать сложные визуальные произведения. Эта способность делает точку мощным инструментом в руках художника или дизайнера.

В своё время во Франции существовало направление в искусстве, которое получило название пуантилизм. В этом стиле картины создавались исключительно из точечных мазков. Этот метод позволял художникам достигать особой глубины и насыщенности цвета, создавая уникальные визуальные эффекты и впечатления.

Известные художники: Жорж Сера, Поль Синьяк, Люсьен Писсарро

Некоторые из работ Винсента Ван Гога могут напоминать пуантилизм благодаря технике, которую он использовал для создания отдельных точек и вкраплений, особенно в таких картинах, как "Звездная ночь над Роной".

Винсент Ван Гог, Звёздная ночь над Роной. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F1888&postId=1178007" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">1888</a>
Винсент Ван Гог, Звёздная ночь над Роной. 1888

Линия

Линия в искусстве и дизайне является одним из основных элементов, и её использование может сильно варьироваться в зависимости от стиля и цели произведения. Линии могут быть:

  • Прямыми — чёткие и строгие линии, которые создают структуру и порядок.
  • Кривыми — мягкие и плавные линии, придающие динамичность и естественность.
  • Толстыми — сильные и выразительные линии, которые могут доминировать в композиции.
  • Тонкими — деликатные и тонкие линии, идеально подходят для детализации и добавления тонкости.

С помощью различных типов линий можно создавать сложные образы, такие как портреты, пейзажи и сюжетные композиции. Линии могут помочь создать ощущение объема и пространства, направляя взгляд зрителя и моделируя формы. Использование линий позволяет художникам и дизайнерам передавать разнообразные эмоции и настроения через свои работы.

Пятно

Когда мы говорим слово "пятно", в сознании часто возникает образ чего-то безформенного. Однако на самом деле пятно — это заполненная область, которая может иметь самые разные формы. Это может быть просто случайное пятно, но также и важный элемент композиции, который придаёт изображению дополнительные цвета или акценты, формируя визуальное восприятие произведения. Пятно используется в искусстве для создания фона, выделения элементов или даже как самостоятельный объект в абстрактных работах.

Пятно может принимать самые разные формы, включая треугольник, квадрат или абстрактные образы. Использование пятна в искусстве и дизайне позволяет ещё эффективнее создавать ощущение объёма и пространства в композиции. Эти элементы могут служить для усиления глубины и добавления динамичности изображению, а также помогают в создании фокусных точек и направления взгляда зрителя.

Ощущение объёма и пространства может создать четвёртый элемент композиции — цвет. С его помощью можно передавать настроение, усиливать восприятие объёма и глубины пространства.

Все произведения искусства создаются благодаря сочетанию этих четырёх элементов: точки, линии, пятна и цвета.

Иван Айвазовский, Волна. 1889
Иван Айвазовский, Волна. 1889

Однако, когда мы смотрим на работы мастеров, возникает ощущение, что существуют определённые правила, которые помогают отдельным элементам гармонично сочетаться в едином произведении. Эти правила могут включать принципы композиции, баланса, контраста и масштаба, которые помогают создавать целостные и визуально привлекательные изображения.

Законы композиции

Законы композиции играют ключевую роль в создании визуально гармоничных дизайн-продуктов. Вот основные из них:

  • Закон целостности — подчеркивает важность восприятия изображения как единого целого, где все элементы работают согласованно для создания законченного образа.
  • Закон равновесия — обеспечивает баланс в композиции, где каждый элемент имеет своё место и вес, что предотвращает ощущение дисбаланса или перекоса визуального восприятия.
  • Закон соподчиненности — акцентирует внимание на иерархии элементов, где некоторые детали подчиняются другим, более доминирующим, тем самым ведя зрителя через композицию и управляя вниманием.

Учитывание этих законов помогает дизайнерам создавать продукты, которые не только эстетически приятны, но и функционально эффективны, обеспечивая лёгкость восприятия и интерактивности.

Закон целостности

Произведение искусства должно восприниматься как единое, целостное и неделимое. Отдельные элементы композиции должны гармонично сочетаться друг с другом и функционировать в рамках единой системы. Это требует тщательного подбора и согласования всех компонентов, чтобы они вместе формировали завершённый образ.

Примером этого может служить музыкальная композиция, состоящая из нескольких партий. Чтобы достичь гармоничного звучания, все партии должны следовать общей мелодии и тематике, поддерживая и дополняя друг друга, тем самым создавая целостное музыкальное произведение.

Джеймс Уистлер, Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери. 1871 (слева)
Джеймс Уистлер, Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери. 1871 (слева)

Ощущение гармонии в произведении искусства или дизайне достигается через строгое соблюдение определённой формы элементов, цветовой гаммы и стиля. Все эти аспекты должны быть тщательно согласованы, чтобы создать единое целое. Если эта единственность нарушается, чужеродный элемент сразу же становится заметным и привлекает внимание, нарушая общую гармонию и отвлекая зрителя от основной темы или идеи произведения. Это подчёркивает важность координации и согласованности в выборе всех компонентов композиции.

Закон равновесия

Закон равновесия утверждает, что элементы композиции должны быть сбалансированы между собой для создания гармоничного восприятия. Слово "баланс" происходит от французского слова balance, что означает "весы". В классическом смысле равновесие — это состояние, при котором на весах находится одинаковый вес.

Основы композиции. Основные понятия, базовые элементы в композиции, виды композиции

В дизайне и искусстве нет физического веса, как на весах, но существует понятие "оптического веса". Оптический вес элемента зависит от его размера, цвета, текстуры и положения в композиции. Например, тёмные или яркие элементы кажутся "тяжелее" и могут доминировать в визуальной иерархии, в то время как светлые или мелкие элементы кажутся "легче". Для достижения визуального баланса дизайнеры распределяют эти элементы таким образом, чтобы они "взвешивали" композицию, делая её стабильной и уравновешенной в глазах зрителя.

Закон соподчиненности

Теперь давайте рассмотрим третий закон композиции — закон соподчиненности. Этот закон требует, чтобы в произведении был выделен центр композиции, к которому были бы подчинены все остальные элементы.

Основы композиции. Основные понятия, базовые элементы в композиции, виды композиции

Главные и второстепенные элементы должны ясно различаться, создавая на этом фоне чёткую визуальную иерархию. Слово "иерархия" происходит от греческого, означающего "управление верховного священнослужителя", и используется для упорядочивания структуры, определения подчинения элементов или людей в различных контекстах.

В контексте дизайна мы часто интуитивно чувствуем, какие элементы играют ведущую роль, а какие поддерживают основную идею, подчиняясь доминирующим. Это подчинение помогает управлять вниманием зрителя, направляя его сначала к главному элементу, а затем к второстепенным, тем самым эффективно рассказывая визуальную историю.

55
реклама
разместить
1 комментарий

Спасибо большое за информацию. Важное и ценное для себя взяла ❤️

1