Как дизайнеру понять аналитику?

Совсем недавно я закончила обучение на курсах «SQL для работы с данными и аналитики» и «Продуктовая аналитика: специализация». Пока свежи воспоминания, делюсь с вами своими мыслями на тему «Что общего у аналитика и продуктового дизайнера?» и тем, какие знания из области дизайна помогли мне на пути погружения в аналитику.

С чего начинается работа продуктового дизайнера?

С погружения в проблему, понимания контекста и интервьюирования стейкхолдеров. Та-дам. Оказывается, примерно тем же самым занимается бизнес-аналитик.

Userflow и золотой путь

Вы нарисовали путь пользователя, спроектировали экраны и даже провели юзабилити-тесты. Но что происходит с продуктом на самом деле — тут стоит идти к продуктовому аналитику. Если ваша команта смогла обвешать метриками все действия пользователя, вы можете получать безграничное количество инсайтов. Каждый шаг в userflow — это по сути шаг в воронке, тот самый золотой путь клиента. Путь, на котором, в идеале не должно быть никаких трудностей для пользователя. На деле он может оказаться не таким уж и золотым. Вы предполагали, что пользователь за 10 шагов придет к целевому действию — оформит заказ? На графике видно, что к 10 шагу в сервисе остается менее 50% пользователей и гуляют эти пользователи по сервису как им вздумается) Се ля ви.

Диаграмма последовательности событий
Диаграмма последовательности событий

Рвется там, где тонко

Подобно тому, как дизайнер подступает к работе над юзабилити-тестированием, так и аналитик подготавиливается к поиску тонких мест в работе сервиса: строятся гипотезы, отбирается группа пользователей, формализируется цель, устанавливаются сроки проведения.

Настоящие инсайты можно найти, когда применяется группировка по какому-то признаку. Например, здесь — по платформе. Видите разницу в шагах? Последовательность шагов на десктопе и на мобильных отличается. На мобильной платформе гораздо большее число пользователей попадают на регистрацию на третьем шаге. Такое ощущение, что этому способствует UX в мобильной версии. Да и процент вернувшихся пользователей после регистрации существенно ниже. UX в мобильной платформе требует дополнительных исследований и изменений. Возможно провести интервью с пользователями и проверить технические метрики — нет ли каких-то проблем с задержкой кода подтверждения, реализована ли функция автоподставновки кода из смс?

User journey по платформам
User journey по платформам

Визуализация

Несколько лет назад, мне принесли аналитику одного проекта. Эта была таблица с шагами воронки, количеством трафика и процентом пребываний. Я долго-долго смотрела в эту таблицу… Интуитивно, я поняла, какие данные выгрузили. Но у меня в голове не складывалась картинка — я не видела в этих данных полезной мне, как дизайнеру, информации. Сейчас я вспоминаю это с улыбкой) походу тот, кто прислал эту таблицу, тоже мало чего в ней понимал. Сырые данные требуют обработки и визуального представления. Так уж устроен человеческий мозг. Если бы на основе той таблицы сделали графики как примеры выше, а еще лучше — была бы проведена разностаронняя аналитика и даны рекоментации, то дизайн бы строился на данных. И мы бы понимали ПОЧЕМУ, НА ЧТО и КАК влияем.

Красиво? Информативно!

Как дизайнеру мало уметь пользоваться фигмой, так и аналитику мало уметь в SQL. Преподнести информацию так, чтобы она была наглядна — этому учатся и аналитики. Есть куча систем визуализации. Знала бы я это, когда в далекие годы мне присылали графики из exel и говорили, что нужно сделать красиво…В ход шел Adobe Illustrator ) Цветовое кодирование, масштаб, выделение — весь арсенал графического дизайна на службе выигрышного представления аналитической информации. Здесь кстати изображен RFM-анализ. С помощью него аудитория сервиса сегментируется по трем признакам: recency (давность покупки), frequency (частота покупок) и monetary (сумма трат клиента). Ну и всему этому даются баллы от 1 до 3. Где 1 — давно, нечасто, мало, а 3 — недавно, часто, много. Кому слать промокоды, кому пуши, а на кого можно забить — вот на эти вопросы помогает ответить эта картина в духе супрематизма.

RFM
RFM

Вы сделали дизайн. И считаете, что он хорош. А что такое «хороший дизайн»?

Когда я была начинающим дизайнером и пришла работать в банк, я хотела делать красиво и модно. В ответ на это руководитель моего департамента отправила меня в отделение, смотреть на людей, для кого мы делали продукты. «В ответ» — фигурально. Она была францужинкой и разговаривали мы посредством переводчика и не так чтобы много. Поэтому только через время я поняла, что по сути это были полевые исследования и что «хороший дизайн» — это дизайн, который выполняет задачи бизнеа и помогает ему зарабатывать. Как понять, что эта цель достигнута? A/B тесты!

A/B тесты

Отдел аналитики сидел у меня прямо за спиной. А мне казалось, что считать все эти конверсии — суперскучное дело (как говорится, не зарекайся). Мы запускали много тестов. И однажды, показатели коммуникаций, созданных мной, показали хорошие результаты. Настал тот момент, когда я научилась делать «хороший дизайн» для конкретно этого бизнеса. Дизайна нет в отрыве от бизнеса. Конкретный дизайн — это всего лишь один из бесчисленного множества вариантов решения задачи. Цифры в данном случае — помощник в аргументации конкретного дизайнерского решения.

«Могу ли я подкрепить свое решение данными?» — этот тот вопрос, который поможет перейти в проактивную позицию и находить аргументацию своих решений. Аналитика + исследования + дизайн в авторской оркестрации продакта. Должно быть красиво!…)

Читай про связь аналитики и дизайна в моем телеграмм-канале

88
реклама
разместить
1 комментарий