Авторские права и странное законодательство США

Изучал недавно интересный кейс, касающийся цифрового искусства и обнаружил что в законодательстве США концепция личных неимущественных прав закреплена крайне специфически.

Итак, есть один моушен дизайнер, который хочет продавать свои произведения. Согласно проекту договора, все возможные права на произведения переходят к покупателям. Однако, художник для своего пиара хочет обозначать себя в рекламе в качестве их автора. Регулируется договор в соответствии законодательством США. Вопрос: может ли он это делать в силу закона, независимо от условий договора?

В России на этот вопрос ответить легко. Согласно п.1 ст.1265 Гражданского кодекса, право авторства (право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем)… неотчуждаемо и непередаваемо. Отказ от этих прав ничтожен. Однако в США не всё так однозначно.

Для начала нужно погрузиться в Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 года, к которой США присоединились в 1989 году. Согласно статье 6bis данной конвенции, независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав, он имеет право требовать признания своего авторства на произведение. То есть личные неимущественные права (moral rights) автора, в том числе право авторства, остаются за ним как минимум на протяжении его жизни.

Однако, США признаёт личные неимущественные права ограниченном виде. Так, согласно федеральному Visual Artists Rights Act (VARA) личными неимущественными правами, в том числе правом провозглашать своё авторство, обладают только создатели картин, рисунков, гравюр, скульптур и фотоизображений. Причём, в отличие от российского и европейского законодательства, где личные неимущественные права являются неотчуждаемыми, в США художники могут от них отказаться, предусмотрев соответствующее положение в договоре.

Помимо федерального законодательства, в США есть также законы штатов. И как минимум два штата предусмотрели механизмы правовой защиты для личных неимущественных прав создателей произведений: Нью-Йорк и Калифорния. Однако, опять же, в очень усечённом виде. Так, Нью-Йоркский Artists Authorship Rights Act (1984) относит к работам, на которые распространяются личные неимущественные права, только оригиналы картин, рисунков, гравюр и фотографий. Калифорнийский California Art Preservation Act (1979) предусматривает защиту только произведений “изобразительного искусства”. Под ними понимается оригинальная картина (в том числе фреска), скульптура или рисунок “признанного качества”. При этом “признанное качество” определяется в каждом конкретном случае на основе мнений экспертов, художников, арт-дилеров, коллекционеров произведений искусства и кураторов художественных музеев.

Отвечая на вопрос моушен дизайнера можно сказать, что законодательство США по умолчанию не предусматривает право авторства на что-то иное, чем на картину, рисунок, гравюру, скульптуру и фотографию. Поэтому составляя договоры, регулируемые законодательством США, важно прописать все нюансы, связанные с личными неимущественными правами. Иначе есть риск безвозвратно их лишиться.

2 комментария

интересно как отличаются законы в Сша и России

1
Ответить

Важно учитывать, что несмотря на общие принципы Бернской конвенции, конкретные права могут варьироваться в зависимости от штата

1
Ответить