Три параметра цвета

Итак, как вы поняли из прошлой лекции:

мы видим только определенный диапазон длин волн: от 780нм до 380нм. Представим, что экран монитора компьютера излучает волны в 780нм. Тогда мы просто видим красный цвет на экране. Теперь монитор начинает уменьшать длину волны, тем самым увеличивая колебания в секунду. В этот момент увидим, что на экране монитора красный цвет начинает плавно переходить в оранжевый, т.е. сперва был красный цвет, потом красно-оранжевый, затем оранжевый. При дальнейшем уменьшении волны, оранжевый цвет плавно переходит в желтый и т.д. Т.е. между основными цветами (красный, оранжевый, желтый) есть еще и промежуточные (красно-оранжевый, оранжево-желтый и т.д.

А что если длина волны будет 780нм (т.е. красный), и экран монитора начнёт увеличивать длину волны? Получается должен состояться переход между красным к инфракрасному свету, который мы уже не видим. И самое интересное, как должен состояться переход? Какой должен быть промежуточный цвет? По логике красный цвет должен становится, при увеличении волны, все более прозрачным, пока не состоится окончательный переход в инфракрасный свет.

Тоже самое с фиолетовым цветом – при дальнейшем уменьшении волны, фиолетовый цвет, по логике, должен становиться более прозрачным, пока не перейдет в ультрафиолетовый свет. Но этого на самом деле не происходит. Цвета не становятся полупрозрачными при увеличении или уменьшении длин этих волн.

Наш мозг придумал такую штуку: если увеличивать волну с красного цвета к инфракрасному свету, то промежуточный цвет будет такой: наш мозг просто смешивает красный с фиолетовым – получается пурпурный. Т.е. если бы монитор мог излучать инфракрасный свет, то переход от красного мы бы увидели так: красный – пурпурный – потом монитор резко перестает что либо показывать, так как инфракрасного света мы уже не видим.

И тоже самое с фиолетовым цветом: при уменьшении волны, фиолетовый цвет в нашем мозгу начинает смешиваться с красным, и снова выходит пурпурный, а затем уже ультрафиолетовый свет, который мы не видим.

Получается все цвета, что мы видим, будто замыкаются в круг, как показано на рисунке ниже:

Три параметра цвета

Вы, наверное, заметили, что на данном цветовом круге отсутствуют белый и черный цвета. Но как я уже говорил, с научной точки зрения, черный цвет – это отсутствие цвета вообще. Т.е. когда предмет поглощает все световые лучи, и не отражает ничего, то такой предмет мы видим как черный. А белый цвет – это совокупность всех световых лучей от 780нм до 380нм, который отражает предмет.

Смотря на цветовой круг мы видим разные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т.д. И здесь мы можем дать определение первому из трех параметров цвета – это тон.

Тон – это просто название цвета на этом цветовом круге. Можно сказать фиолетовый цвет или фиолетовый тон – это по сути одно и тоже.

Итак, с первым параметром мы разобрались, осталось еще два: светлота и насыщенность.

Светлота – это стремление цвета, например красного, при увеличении светлоты к белому цвету, а при уменьшении светлоты к черному.

Три параметра цвета

И последний параметр это насыщенность. Но перед тем как дать определение насыщенности, нам нужно усвоить еще одно понятие – это чистота цвета.

Когда вы смотрите на цветовой круг, то вы видите чистые цвета. А почему их называют чистыми? Я дам научное определение – если предмет отражает только световой луч красного цвета (780нм), а остальные волны поглощает, то такой цвет мы видим как ярко, прям ядовито красный, и такой цвет является чистым. Но если предмет помимо красных фотонов, отражает, например, еще и другие световые лучи, но в гораздо меньшем количестве, то мы уже не увидим чистый красный цвет, а будет красный с примесью серого цвета.

Чистый цвет является максимально насыщенным.

И здесь мы уже можем дать определение насыщенности – это стремление чистого цвета, например красного, при уменьшении насыщенности, к серому той же светлоты:

Три параметра цвета
11
Начать дискуссию