«Искусственный интеллект и нейросети — это как новые рабы»

Краткий пересказ нового выпуска Business iD с Алексеем Бородкиным.

«Искусственный интеллект и нейросети — это как новые рабы»

Привет, это iD EAST. Мы создаем крупные IT-проекты для брендов вроде Сбербанка, СОГАЗ, ВТБ, «Открытия». Мы вновь делаем краткий пересказ свежего выпуска Business iD — шоу, в котором мы рассказываем о том, как устроен бизнес в России.

В этот раз мы пообщались с Алексеем Бородкиным — Product Lead в Росбанке и автором Telegram-канала @who_x. Росбанк — российский универсальный банк в составе международной финансовой группы Société Générale. Ниже — краткая выжимка разговора, полный выпуск доступен на нашем YouTube-канале.

— Как изменилось потребление банковскими услугами во время пандемии?

Несильно. Людям также нужны банковские продукты, востребованность в них не снизилась. Активность клиентов переместилась на удаленные каналы. Нагрузка на эти каналы не будет спадать, роль цифровых каналов в банковской деятельности возросла — пандемия послужила катализатором существовавших процессов.

Недавно мы запустили приложение Rosbank Evo. Это бета-версия нового мобильного банка, в разработке которого я принимал участие. Сейчас мы собираем фидбек по приложению, чтобы вплести эти решения в цикл разработки и нарастить функциональность приложения.

— Как вы балансируете между запросами пользователей и внутренними запросами? Например, с запросами от департамента маркетинга.

С одной стороны есть менеджер продукта, который думает о доходах приложения. С другой стороны человек или группа людей, которые думают о пользователях — UX-подразделение, которое взаимодействует с командой разработки. Они помогают построить процесс разработки так, чтобы он был нацелен на пользовательское взаимодействие и опыт.

Многие считают, что кастдев (customer development) — сложная методология, для которой нужно нанять специальных людей. На самом деле это практика, которая направляет тебя к клиенту: правильно задать вопросы, обсудить его беспокойства, интерпретировать ответы и вплести результаты общения в работу над продуктом.

При разработке Rosbank Evo у нас были ограниченные сроки, при этом мы внедрили привычку общаться с пользователем во время каждого двухнедельного спринта. Главная польза от общения с пользователями — не столько улучшение продукта, а постановка привычки обговаривать решения в продукте. Таким способом ты перестаешь думать о разработке «для себя».

— Какие главные ошибки внедрения продукта ты видел у клиентов?

Основная ошибка — когда клиент начинает делать проект не посчитав, зачем он ему нужен. Однажды, когда я ещё работал в продакшене, к нам пришёл клиент, который придумал сервис во время прогулки на яхте: пришёл в агентство, отдал кучу денег. В итоге разработка затянулась надолго и дальнейшая судьба сервиса неизвестна.

Бывают клиенты, которые говорят, что всё знают и не хотят общаться с командой, чтобы выяснить цели и задачи проекта. В таком случае перед агентством стоит выбор — либо исполнять заказ и пытаться что-то улучшить в ходе разработки, либо отказываться. Особенно это заметно при работе с госкомпаниями: начинается проект, все бегут вперёд, а за неделю до дедлайна огромного оказывается, что тендер на разработку условной билетной кассы не был объявлен.

Но есть и хорошие примеры: я участвовал в разработке сайта для министерства и нам очень повезло, что с их стороны был толковый и неравнодушный менеджер, который искренне хотел сделать проект как можно лучше. Он помогал согласовывать проект, «пробивать» встречи и был «адвокатом хорошего продукта».

— Что думаешь о нейросети Студии Лебедева?

При изучении дизайна есть два этапа: на первом ты собираешь информацию, а на втором уже синтезируешь все полученные знания и создаешь решение. На этапе сбора информации решение автоматом в голову не придёт — решение не выводится математически из всех доступных параметров. Нейросеть в этом плане работает как генератор случайных чисел: она выдает определенный спектр решений, а решение будет принимать человек — только он может прочувствовать момент истины, при котором логотип «бьётся» со всем окружающим.

Искусственный интеллект и нейросети — это новые рабы. Они могут выполнять механическую работу или генерировать идеи, но мышления для принятия решения у них нет. Не уверен, что человечество когда-нибудь поймет, как именно мы принимаем решения. А нейросеть действует механистично на основании огромного количества факторов.

— Куда движется рынок мобильных приложений?

Первый тренд — это упрощение коммуникаций. Аудитория разрастается: раньше смартфонами пользовались айтишники и приближенные люди, иногда это было больно. Сейчас с аудиторией не нужно заигрывать сложными интерфейсными решениями — приборная панель «Боинга» больше не нужна.

Второй тренд — конкуренция за внимание. За внимание пользователя борется огромное количество приложений. Чем быстрее приложение выполняет его задачи, тем оно более привлекательно.

Третий тренд — сложные продукты требуют простых решений и человекоцентрической разработки. Разработка изнутри усложняется, поэтому для конечного потребителя требуется больше специалистов, которые занимаются UI и UX-дизайном.

⌘⌘⌘

Виталий Дубинин из iD EAST (слева) и Алексей Бородкин из Росбанка (справа)
Виталий Дубинин из iD EAST (слева) и Алексей Бородкин из Росбанка (справа)

Полная версия выпуска с субтитрами уже доступна на нашем канале — подписывайтесь, ставьте лайки и пишите в комментариях, кого бы вы хотели видеть в следующем выпуске.

Спасибо!

1919
7 комментариев

Это не как новые рабы. Это как новые Голландские тюльпаны.

Ответить

Интересно. Расскажите, почему так думаете?

Ответить