Ирон Мэн: может ли нейросеть отобрать у человечества создание дизайна?

Ирон Мэн: может ли нейросеть отобрать у человечества создание дизайна?

Вы наверняка встречали это громогласное саморазоблачение студии Артемия Лебедева. Якобы логотипы для реальных клиентов в тарифе «Экспресс-дизайн» создавала нейросеть. Если нет, то ознакомиться с проектом aka Николаем Ироновым можно здесь.

Ирон Мэн: может ли нейросеть отобрать у человечества создание дизайна?

Кое-где и правда получилось недурно. Но помимо очевидных рассуждений о реальности существования Николая Иронова, меня вот уже месяц мучает другой важный вопрос.

До какой степени может развиться творчество нейросети?

И вообще, способна ли она отобрать у дизайнера профессию? Если всегда работать в рамках экспресс-дизайна без правок, то да. Несколько выпущенных в реальную среду проектов Иронова подтверждают это. Но давайте посмотрим на их суть: youtube-блогеры, яркое крафтовое пиво, пельменная для молодой аудитории, матча-кофейня и тд. Их объединяет стремление к чему-то новому, яркому и отличающемуся от остального мира.

Ирон Мэн: может ли нейросеть отобрать у человечества создание дизайна?

Безусловно, логотип с рвущими шаблон образами идет только на пользу каналу Хованского! Но решает ли он задачу дизайна «Превращение хаоса в осмысленные явления», о которой говорил худрук одноименной студии?

Этого нейросеть явно не сможет достичь при разработке той же карты навигации по необъятному московскому метро или 80-тысячному стадиону «Лужники». Потому что тогда у «железного дизайнера» не будет двух главных человеческих факторов – правок заказчика и переживаний исполнителя. И в случае с навигацией оба фактора направлены на то, чтобы конечному потребителю было понятно и удобно найти правильный путь в большом помещении. Дизайн нейросети не создает удобство, а наоборот, подбирает вручную настроенный рандом из визуального брифа. Он чертит линию так, как хочет, но ничего в это не вкладывает. Это просто уравнение.

Потому-то ремесло на все 100% не перейдет в руки «ироновых» – им нужен будет хотя бы один человек.

Арт-директор для нейросети

Для меня, как копирайтера, бриф выступает в качестве благоприятных рамок. Он отсекает лишние пути раздумий и выводит в то самое поле допустимых идей, из комбинаций которых потом рождаются концепции. Генеративный дизайн (и не только дизайн) способен заменить эту самую работу по подбору комбинаций, но не привести к итоговому решению.

Ирон Мэн: может ли нейросеть отобрать у человечества создание дизайна?

Тот же Иронов приносит десятки вариантов, из которых именно арт-директор выбирает наиболее подходящий. Так что если логотип показался сильно не попадающим в бриф, то либо это плохой выбор арт-дира, либо криво собранное задание для ИИ. В любом случае придется дорабатывать и приводить в форму или «докручивать» до какой-нибудь визуальной метафоры. Например, как в этом логотипе блога про путешествия.

Ирон Мэн: может ли нейросеть отобрать у человечества создание дизайна?

Потому многие дизайнеры успокаивают себя, что без работы в ближайшие пару десятков лет они точно не останутся. Сначала нейросеть станет просто инструментом ежедневного пользования вроде фотошопа (или даже станет его частью). Затем украдет ручную работу, а дизайнеров пересадит в кресла «отделов по контролю нейросетей». Расширять/ограничивать диапазон возможных образов для неживого сотрудника будет не так увлекательно, но зато не нужно осваивать кардинально новую профессию.

Остается верить, что восстания дизайнерских машин не произойдет, а «Студия Артемия Лебедева» для своего пиара будет находить еще много громких инфоповодов. Например, расскажет про нейросеть, которая ежемесячно подбирает цвет волос для ее основателя.

Что будет с другим творчеством?

С дизайном вроде разобрались, но нельзя не упомянуть остальной креатив. Я сам ежедневно тружусь над неймингами, сценариями, идеями кейвижуалов. Получается, и меня когда-нибудь заменит «копирайтерминатор»!Но действующие принципы работы нейросети пока не отвечают требованиям брифов на креатив. И даже если процесс примерно похож на человеческий:

  • читаешь задание
  • создаешь в голове варианты исполнения
  • развиваешь их на основе знаний об окружающем мире/индустрии
  • докручиваешь под нужную тональность и ограничения.

То в итоге у нейросети получается бездушный продукт или то, что подходит под заданные правила, но не под целевую аудиторию.

Возьмем один из наших анимационных роликов про средство для очищения плит и духовок «Волшебная плита». Одним из требований заказчика было повысить узнаваемость простого, но все-таки нового имени в сфере очищающих средств. В рамках задания и тарифа, мы выбрали стихотворное повторение с демонстрацией рациональных качеств продукта.

А теперь давайте представим, какой бы текст диктора получился у искусственного интеллекта. Глядя на то, как работает один из главных русскоязычных стихотворных ботов, можно предположить, что вышло бы примерно так:

Вот волшебная плита – покупайте неспроста,

Вот волшебная плита – чистотою залита…

Отрывок носит гипотетический характер, но выглядит в духе других стихов нейросети – нескладно и даже криповато.Рифма присутствует, смыслы переданы и форма сохранена, но содержание не будет привлекать покупателя. Вот и получается, что машина на основе любого количества терабайт загруженных данных может превратиться в неумелого текстовика, но никак не в копирайтера. Вот тут вспомнилось, как говорит один из моих коллег: “Текстовик на «Тотальном Диктанте» может допустить ноль ошибок. Копирайтер может допустить всё”.

Пара слов для потомков

Если вы смеетесь над этим текстом в своем 2035-м, то так уж и быть, подловили старика! Надеюсь, ваши нейросети понимают все тонкости брифа и делают с душой.Но если вы в 2020-м, где наша индустрия держится на человеческом копирайтинге и дизайне, то обратите внимание на работы наших подразделений – Соловей BRANDING и Соловей CREATIVE. Там мы досконально изучаем пожелания заказчика и создаем креативный продукт от людей и для людей.

Автор: Николай Зеленкин

33
9 комментариев

Складывается впечатление, будто мы много ждем от ИИ. Посмотрим с другого ракурса? Вот, вы занимаетесь брендингом. Вы (может, лично, может, как компания) сделаете классный проект для своего клиента: он будет хорош как с эстетической точки зрения, так и с коммерческой - потому что вы специалисты.

Допустим, с вами живет сын, ему 12, и умом он практически взрослый человек. Он часто слышит от вас что-то про работу и учится в художественной школе. Однажды он решает взять свой первый проект по брендингу, и вместе со слезами умиления у вас из глаз немножко идет кровь: это очень плохо, это непрофессионально. Но это первый опыт, и с наставником ваш сын постепенно научится учитывать и понимать рамки брифа, поймет эстетику, поймет связь между "картинками" и реальным миром реальных людей, в котором эти картинки будут жить; поймет коммерческую часть, поймет психологию и тд. Скоро он превзойдет вас.

Николай Иронов - ребенок :) К счастью, у него естоь наставники. Уверена, творческие сферы - это то самое, где ИИ отлично справится: просто посмотрите, что получается, когда люди без соответствующего навыка пытаются генерировать тексты или картинки. Если бы это умел делать любой человек, вы, как специалист по брендингу, были бы не нужны, но вы есть :)

Я думаю, пример приведен неудачный. Не надо сейчас сравнивать человека с программой. ИИ не живут жизнью человека, не получают опыт и переживания, которые получает реальный человек. Я бы сравнил современные ИИ с дрессировкой домашних животных. Максимум что от этого можно получить - выполнение конкретной цели с набором имеющихся данных. Да, ИИ может делать некоторую работу намного эффективнее человека, но чтобы ему осилить работы творческого характера, ему нужно "быть" человеком, а это уже полноценное сознание. В конце концов, любой специалист начинал с нуля, и был тем самым "ребенком".

2

Все равно у ИИ не будет такой творческой свободы и количества инструментов, что есть у дизайнера. Ну очень сложно научить ИИ правильно применять градиенты, стили, прозрачность и т.д., он пока просто какие-то образы друг на друга лепит и вряд-ли это можно как-то сильно улучшить.

1

Посмотрите на пельмени Ванлав. Там пельмень нарисован в линиях женского декольте, такие себе сиськи -жопки. Нейросеть на такую глубину в принципе не способна, это делал сильный ИИ. Либо Лебедев изобрел сильный ИИ, либо это делал дизайнер-мужчина, что более вероятно.
А красный пельмень нарисован на манер итальянского/кавказского жеста "очень хорошо" и все четыре элемента (жопка, хорошо, сердечко и заинтересованный смайлик) составляют сценку-мем. Ну как такое может нейросеть нарисовать?
https://utv.ru/media/screen_image/yu7vgw0hvyi.jpg

Можно даже возраст дизайнера попытаться вычислить. Зеленые смайлики - это затертый в памяти желтый цвет, т.е. сюжету в памяти автора много лет. А вот синий и розовый не затираются. Хаотичное расположение элементов и многолетний сюжет... Ванлав - одна любовь - любовь с первого взгляда. Какая старая ассоциация могла быть у автора? А вы говорите нейросеть...
https://www.youtube.com/watch?v=A8rZZ_5q4DY