Синдром самозванца дизайн-директора

Многим кажется, что дизайн-директоры больших ИТ компаний всегда уверены в себе, в своих решениях и точно знают что делать. Однако, в действительности все ровно наоборот: на тебе огромная ответственность, тебе порой не с кем обсудить важнейшие стратегические решения и ты должен максимально критично смотреть на свои решения. В такой ситуация синдром самозванца это то, с чем ты борешься каждый день. Так как же выходить победителем в этой схватке с самим собой?

Предыстория

Этот доклад появился благодаря Антону Смирнову — главе дизайна внутренних продуктов Тбанка. Обсуждая возможную тему моего выступления для конференции #FFDD2D он вдруг предложил очень личную и интимную тему «Синдром самозванца у дизайн-менеджера». И дальше вспышка и вот мы уже третий час сидим в ресторане и разгоняем на перебой эту тему.

Поняв, что тема острая и наболевшая, решили что её и буду пробовать раскрыть. Но подготовка была не лёгкой. Тема настолько чувствительная и оголяющая, что моё сознание то и дело уводило меня в теорию психологии, в научные статьи и прочую душную историю, превращая мой рассказ в унылую воду. Невероятно сложно топ-менеджеру раскрывать свои личные истории.

Высокие ожидания

Один мой друг бизнесмен однажды мне сказал, что менеджемент, как религия. Сотрудники должны верить в непогрешимость своего руководителя, поэтому руководитель не может ошибаться, проявлять слабости и сомнения. Он должен источать спокойствие, всезнание и любовь.

Много лет я думаю об этом, но никак не могу согласиться с этой точкой зрения, хотя, как будто мы все всё же считаем, что руководитель — это кто-то настолько опытный и ответственный, что он не сомневается и всегда знает как поступать правильно. Однако, руководители тоже люди. Они также ошибаются, проживают моменты слабости и сомнений.

С годами я пришёл к выводу, что главная сила руководителя — это способность критически мыслить и сила духа признавать свои ошибки, потому что на ошибках мы учимся, менять своё мнение и решения нормально. Если это не панические метания, конечно. 😁

Всё же немного науки

Синдром самозванца — психологическое явление (синдром), при котором человек не способен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям. Несмотря на внешние доказательства их состоятельности, люди, подверженные синдрому, продолжают быть уверенными в том, что они — обманщики и не заслуживают успеха, которого достигли. Успехи они, как правило, объясняют удачей, попаданием в нужное место и время или введением других в заблуждение, создав образ более умного и компетентного человека, чем есть на самом деле.

Каждый день на войне с собой: высокий уровень неопределенности

Работа топ-менеджера включает в себя сложные и многогранные задачи, которые требуют высоких профессиональных навыков. Ошибки в таких условиях неизбежны, и это может подрывать уверенность в себе.

Каждый день ты сомневаешься во всём: А правильное ли делать так? А верное ли я принял дизайн-решение? А точно ли этим вообще надо заниматься? А это действительно важно?А если мы выберем такой редизайн — это точно не даст эффект Кинопоиска?А точно этот дизайн-лид потянет? А я точно выбрал правильного человека?

Все эти вопросы — в действительности, это инструмент принятия лучших решений. В конце концов, труд сделал из обезъяны человека, а постоянный вопрос «Чтобы что?», сделал из попугая продакт оунера. 😁

Синдром самозванца дизайн-директора

Главное, не впадать в тревожное состояние и в бесконечный цикл сомнений.

Если вы не можете выбрать и принять решение, это значит, что в условиях неопределенности все эти решения равны. Нужно просто выбрать любой из путей. Если вы ошибётесь — вы просто внесете определенность. Главное шагать — дорога возникает перед ногами идушего.

Важно помнить, что ошибаться — хорошо.

«Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают.»

— Томас Эдисон

Олимпийские призёры работают на результат всю жизнь, ошибаются и не занимают призовых мест, пока вдруг у них не получается сделать всё правильно. Вообще сделать всё правильно — это большая редкость. Но из-за медиа и популярности рубрики «успешный успех» нам кажется, что вокруг нас одни чемпионы.

«Успех — это способность терпеть поражение за поражением без потери энтузиазмa»

— Уинстон Черчиль

Черчиль, кстати, потерпел несколько очень серьезных поражений. Например, во время Первой мировой войны Черчилль был первым лордом Адмиралтейства и активно поддерживал идею проведения операции по захвату Дарданелл для ослабления Османской империи. Операция завершилась катастрофическим провалом, что привело к гибели многих британских и союзных солдат. Черчилль был вынужден уйти в отставку и временно ушёл из политики. Его карьера была на паузе почти 20 лет после этого поражения. И, тем не менее, нет человека, сыгравшего бОльшую роль в британской истории, чем он.

Это и другие его поражения, несмотря на их масштаб, не сломили Черчилля, а наоборот, закалили его и помогли ему выработать способность к возвращению после неудач. Его жизнь — отличный пример того, как неудачи могут стать трамплином для будущих побед.

Доверяйте себе. Позволяйте себе ошибаться, воспринимайте ошибки, как опыт.  
Доверяйте себе. Позволяйте себе ошибаться, воспринимайте ошибки, как опыт.  

Лидерство — это одиночество

Когда ты лидер, тебе больше не на кого ориентироваться. Тебе нужно прокладывать собственный путь, иначе ты обречен повторять путь других и быть всегда вторым.

Когда вы дизайн-директор и делаете полный редизайн продукта или ребрендинг. Когда делаете сильный разворот (pivot), то спросить пользователя нельзя — он ничего не скажет или скажет то, во что не верит сам. Его ожидания от вашего бренда или сервиса ограничены тем, как вы ему позиционировали продукт ранее. Ребрендинг или полный редизайн продукта — это всегда видение куда вы хотите привести продукт/компанию из точки А в точку Б.

В этот момент сомнения и синдром самозванца взлетает до небес, не так ли? Как принимать решения и не сойти с ума?

Вариант А) Переложить ответственность на агентство. 😁

Вариант Б) Делать самостоятельно своей командой. Принимать решения, беря риск на себя, держать видение в узком кругу и прорабатывать в сторону вижена-концепта. Мне кажется, что формула такая: 50% данных и исследований, и 50% веры и видения.

Процитирую здесь известнейшую рекламу Apple «Бунтовщики».

«За сумасшедших, неудачников, бунтовщиков, нарушителей спокойствия, круглых колышков в квадратных дырах… тех, кто смотрит на вещи по-другому — они не любят правил… Их можно цитировать, не соглашаться с ними, прославлять или поносить их, но единственное, чего вы не можете сделать, это игнорировать их, потому что они меняют вещи… они толкают человечество вперед, и хотя некоторые могут считать их сумасшедшими, мы видим гениев, потому что **те, кто достаточно сумасшедшие, чтобы думать что они могут изменить мир, в итоге, это те, кто его меняют.»

— Apple, Стив Джобс, 1997
Чтобы быть лидером, нужно глушить синдром самозванца и верить в себя, в своё чутье, опираться на свой опыт и совершать прыжки веры. ошибаться, вставать и быстро пробовать ещё и еще, пока не получится.
Чтобы быть лидером, нужно глушить синдром самозванца и верить в себя, в своё чутье, опираться на свой опыт и совершать прыжки веры. ошибаться, вставать и быстро пробовать ещё и еще, пока не получится.

Лидерство — это команда

Особенность работы топ-менеджмента заключается в том, что для эффективного управления ты должен делегировать задачи, а не делать их сам. И результат работы — это всегда коллективный труд твоих подчиненных. И из-за этого есть ощущение, что это не твой результат, а только твоих подчиненных.

Это происходит из-за того, что вклад руководителя не всегда очевиден. Его трудно измерить. Однако мы помним, что ответственность за отсутствие результата всегда лежит только на руководителе. А значит и ответственность за результат тоже лежит на руководителе.

Вообще, вы задавались вопросом в чём главная задача руководителя? Мне очень нравится цитата героя Кевина Костнера в фильме Скрытые Фигуры, где он играет главу Наса.

«В чем состоит наша работа? Найти гения среди гениев. Объединить нас. Мы либо дойдем до вершины, либо нет.»

— Скрытые Фигуры, Twentieth Century Fox, 2016

«Рыба гниёт с головы»? Так и процветает тоже!

Вы собрали их, эту уникальную комбинацию людей, вы сплотили их вокруг вашего видения и цели. Вы дали им полномочия, доверие и условия для достижения цели.

Результат вашей работы - ваша команда.
Результат вашей команды — это ваш результат.
Результат вашей работы - ваша команда. Результат вашей команды — это ваш результат.

Эпоха успешного успеха

Синдром самозванца дизайн-директора

Сравнивая себя с коллегами и конкурентами, люди могут чувствовать, что не дотягивают до уровня других, что провоцирует сомнения в своих способностях.

Мы окружили себя медиа и соцсетями, где нам с утра до ночи показывают какие все вокруг крутые и классные достигаторы. Но это ловушка, это ошибка выжившего. Подумайте сами, что вы сами выкладываете в сеть: это моменты уныния, слабости или, может быть, вы постите свои проигрыши? Нет! Это всегда про какой-то результат, про успех, про достижения, про то, чем вы гордитесь.

То есть мы с вами не видим за этими историями результата и успеха сотней провалов, уныния, смятения, сомнения, неудач, желания всё бросить и перестать пытаться.

Смотрите на успехи других, через их
провалы, чтобы вдохновиться примером. Но соревнуйтесь только
с собой вчерашним.
Смотрите на успехи других, через их провалы, чтобы вдохновиться примером. Но соревнуйтесь только с собой вчерашним.

Да, кто я такой?

Самый важный вопрос, на который надо себе ответить: «Кто я такой?»

Мы сомневаемся в себе и в своих силах, потому что мы не знаем себя. Мы очень пристально изучаем других людей, их достижения и результаты, мы идеализируем этих людей. Но, увы, нам крайне сложно изучить себя.

Синдром самозванца дизайн-директора

«Познание себя — это начало всей мудрости»

— Аристотель

Мы смотрим на мир своими глазами и нам просто изучать всех окружающих и всё окружающее, но нам сложно изучать себя. Мы с собой почти не встречаемся в жизни. Как часто вы проводите время глядя на себя перед зеркалом?

Как понять кто ты есть?

  • Психоанализ со специалистом — мой путь познания себя. Как вы проводите выходные? Кто-то ходит по выходным на английский, кто-то учится играть в тенис, а я по воскресеньям изучаю себя. И это одна из самых сложных работ, что я делал.
  • Медитации
  • Сбор обратной связи от коллег, друзей, подопечных. Иногда топ-менеджеры получают мало конструктивной обратной связи, особенно на высших уровнях, где критика может восприниматься как угроза. Это создает ощущение изолированности и неуверенности.

Но помните, чтобы собирать полезную обратную связь, нужно, во-первых, быть готовым к жесткой правде и тренироваться адекватно на неё реагировать — спойлер мы все не умеем это делать.

Во-вторых, важно выстраивать атмосферу доверия и равенства в этой игре по выражению обратной связи. Правила таковы:

  • за ОС нет последствий
  • ОС не должна быть не прошеной
  • все договорились, что ОС — это общий способ роста

Визуализируй свой результат

Важно помнить, что ваши заслуги уже ваши. Никто их уже не отнимет у вас, кроме вас самих. А мы так часто сами обесцениваем свои достижения. Мы так быстро бежим вперед, что достигнув результата даже не успеваем им насладиться, мы сразу переворачиваем страницу и ставим новую цель. И тут же забываем свои достижения.

Чтобы этого не случалось, фиксируйте результат в осязаемом виде, а ещё лучше визуализируйте результат в физическом виде. Для нас, цифровых людей, это особенно важно.

Однажды, я так обесценил себя и разочаровался в себе, что мне потребовалась помощь психолога. На встрече он попросил меня вспомнить всё, что я когда-либо в жизни достиг и записать на бумаге. Он дал мне ручку и солидную стопку листов. Я подумал: «Издеваешься? Целую пачку листов?»

Я всячески сопротивлялся и не мог выдавить из себя ничего. Мне казалось, что он просит меня написать что-то в духе: «Я получил нобелевку, золотую медаль на Олимпиаде в Сочи и спас котенка из горящего здания».

Но он предложил написать что-то очень простое, вроде того, что я сам прикрутил ручку на двери. Я начал писать всякие мелочи, но уже на пятом пункте мне в голову стали прилетать из глубин моей памяти всё ярче и мощнее достижения. К моему удивлению через 10 минут передо мной лежали несколько листов исписанных мелким почерком.

Это производит ошеломительное впечатление, когда ты видишь это своими глазами. Попробуйте как-нибудь — это невероятно. Ты своими глазами видишь материальное подтверждение, что ты крутой, что ты реально много всего сделал за жизнь.

Теперь вся суть моей работы и моей команды — это постановка целей и сразу сбор итоговой презентации с тем что получилось, а что не получилось. Мы собирали итоговый «отчетный концерт» с результатами работы огромной команды дизайна. А когда я покидал МТС — я собрал презентацию итогов за 5 лет работы, в которую заглядываю, когда сомневаюсь в себе. Или когда нужно презентовать себя работодателю. 😉

Составляйте для себя раз в полгода-год презентацию с результатами и достижениями — это поднимает самооценку и позволяет познать себя.
Составляйте для себя раз в полгода-год презентацию с результатами и достижениями — это поднимает самооценку и позволяет познать себя.

Итог

  1. Доверяйте себе. Позволять себе ошибаться, воспринимать ошибки, как опыт.
  2. Смотрите на успехи других, через их провалы, чтобы вдохновиться примером. Но соревнуйтесь только с собой вчерашним.
  3. Составляйте для себя раз в полгода-год презентацию с результатами и достижениями — это поднимает самооценку и позволяет познать себя.
  4. Результат вашей работы — ваша команда. Результат вашей команды — это ваш результат.
  5. Чтобы быть лидером, нужно глушить синдром самозванца и верить в себя, в своё чутье, опираться на свой опыт и совершать прыжки веры. Ошибаться, вставать и быстро пробовать ещё и ещё, пока не получится.
  6. Чтобы быть лидером, нужно глушить синдром самозванца и верить в себя, в своё чутье, опираться на свой опыт и совершать прыжки веры. Ошибаться, вставать и быстро пробовать ещё и ещё, пока не получится.
  7. Те, кто достаточно сумасшедшие, чтобы думать что они могут изменить мир, в итоге, это те, кто его меняют.

Так что верьте, что вы можете изменить индустрию, в которой вы работаете. Что вы можете привнести в неё что-то крутое. Потому что вы можете. Если поверите в это.

Видеоверсию можно увидеть из трансляции моего выступления на конференции #FFDD2D Тбанка 2024.

33
11
4 комментария

Алексей, смотрела вас в онлайне, очень понравился доклад, много интересных мыслей, так сказать, записали ✍🏻 После вашего выступления лично для меня появилась очевидная разница между дизайн-менеджментом и арт-дерекешеном (да, это не всегда было очевидно)

Спасибо вам!

1
Ответить

Очень рад, что отозвалось. Спасибо, что посмотрели.

Ответить

Неоправданно недооцененная статья 👍

1
Ответить

О, как же это знакомо..

Ответить