«Читабельность переоценена»

Ваня Величко, куратор программы «Айдентика и бренд-дизайн» Британской Высшей Школы Дизайна, со-основатель и креативный директор дизайн-бюро Щука, о графическом стиле наборной кампании этого года.

Ваня, расскажи, почему такая неожиданная сложносочиненная графика? Музыка, необычное цветовое и шрифтовое решение? От рекламного агентства, которое печатало нам плакат, до случайных зрителей, мы получили комментарий "здесь же ничего не читается!" Но мы рискнули и получили хорошие результаты по рекламе, вовлечённость в среднем, выше в 3 раза.

Мы сделали этот проект вместе с выпускницей курса графического дизайна Катей Бобковой. Когда я увидел её дипломную работу, буквально влюбился в графику, которую она делает. Это было очень необычно.

На самом деле, дизайну можно научить почти кого угодно, но случается так, что у некоторых людей есть особое чувство ритма, особое чувство графики, особое чувство цвета. Цвет — это то, что меня восхищает больше всего. Может быть, потому что я этого чувства даже не то чтобы лишен — я могу понять, когда хорошо, а когда плохо — но у самого у меня работа с цветом не задалась с детских лет. А вот Катя прекрасно работает с цветом в графике. Мы сделали этот проект вдвоем: мой арт-дирекшн, ее дизайн.

Мне кажется очень правильным иногда работать и со студентами и с бывшими студентами, это важно и для них и для меня; таким образом мы как бы возвращаем этот довольно абстрактный процесс учёбы обратно в реальность.

Образ волшебного сада не вполне новый для нас и для Британки, еще в 2015 году мы с нашим арт-директором Дашей Зудиной тоже делали кампанию для летних интенсивов; тогда мы придумали, что это будет условный Neverland из сказки про Питера Пэна. Мы буквально изобразили и пропавших мальчишек, и русалок, и фей: все они снимают фильм, рисуют граффити и проектируют игры в 3D на берегу волшебной лагуны посреди райских кущ.

Образ понятный и, что греха таить, эскапистский. В тревожные минуты хочется куда-нибудь укрыться, а в этом году тревожных минут у нас у всех было предостаточно. Мы поговорили с Катей Черкес-заде (директор первого в России университета креативных индустрий Universal University) про то, какая может быть идея у наборной кампании этого года: про Университет как своего рода убежище среди печальных бурь. Полный чудес волшебный сад, лично у меня, уверенно входит в топ-пять лучших в мире метафизических убежищ — наряду с залами древнегреческого искусства в музеях и вечерними дачными верандами.

Мы добавили в картинки немного движения и музыки; кажется, что все самое интересное сейчас там, где движется. И только теперь технологии достигли того уровня, когда нам больше не нужно включать телевизор, идти в какое-то кино, не нужно делать вообще ничего специального, чтобы увидеть движущуюся и звучащую картинку. Смартфоны — это то, что перевернуло мир статичной графики; анимация в смартфонах естественна, движение буквально ощущается на кончиках пальцев.

Музыку нам написал Саша Сигаев из петербургского проекта «ДК Посторонних»: она получилась меланхоличной и напомнила полюбившуюся мне этим летом песню одного авангардного голландца. Всякий раз радостно, если удаётся протащить в такой (по-хорошему) рекламный прожект (тут разумеется не милионная аудитория, но всё же!) не самых очевидных людей.

Лично для меня дизайн очень и очень связан с музыкой, я собственно и начинал-то с того, что рисовал самодельные обложки для переписанных у друзей аудиокассет; а тут оказалось, что можно соединять почти статичную картинку и аудио совсем иначе. Пока что не вполне gesamtkunstwerk, но мы планируем продолжать пробовать!

И про «не читается» — да.

Читабельность переоценена, особенно если у вас есть в запасе ещё полный набор визуальных чудес — и графика, и цвет, ещё и музыка. Вы же (надеюсь) не говорите своему любимому артисту — да, чувак, неплохо, но не мог бы ты читать свой рэп чуть поразборчивей?

Не все сложные вещи можно донести простым способом; Британка — пока ещё не айти-гигант, у которых всё до рези в глазах читабельно и дружелюбно: читай, дружок, и смотри дружелюбную рекламу от наших партнёров.

Британка — часть университета, и я верю, что в университете всё ещё возможна сложная коммуникация. Строго говоря и само приобретение творческой профессии не то чтобы упрощает жизнь — рискну предположить, что происходит всё строго наоборот. А чтобы учиться — неплохо бы уметь читать.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ralph Quite

Извините за прямоту, но это чушь какая то.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Суворов

Не согласен с предыдущими ораторами. Мне кажется, что это очень круто. Да, где-то можно было сделать более плавные переходы и всё же добавить «читаемости», но в целом выглядит свежо и интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Utkin

Отлично для 1995 года.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Cherepukhin

при всём уважении, вы уверены, что вы функции арта и дизайна не перепутали?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда