«Читабельность переоценена»

Ваня Величко, куратор программы «Айдентика и бренд-дизайн» Британской Высшей Школы Дизайна, со-основатель и креативный директор дизайн-бюро Щука, о графическом стиле наборной кампании этого года.

«Читабельность переоценена»

Ваня, расскажи, почему такая неожиданная сложносочиненная графика? Музыка, необычное цветовое и шрифтовое решение? От рекламного агентства, которое печатало нам плакат, до случайных зрителей, мы получили комментарий "здесь же ничего не читается!" Но мы рискнули и получили хорошие результаты по рекламе, вовлечённость в среднем, выше в 3 раза.

Мы сделали этот проект вместе с выпускницей курса графического дизайна Катей Бобковой. Когда я увидел её дипломную работу, буквально влюбился в графику, которую она делает. Это было очень необычно.

На самом деле, дизайну можно научить почти кого угодно, но случается так, что у некоторых людей есть особое чувство ритма, особое чувство графики, особое чувство цвета. Цвет — это то, что меня восхищает больше всего. Может быть, потому что я этого чувства даже не то чтобы лишен — я могу понять, когда хорошо, а когда плохо — но у самого у меня работа с цветом не задалась с детских лет. А вот Катя прекрасно работает с цветом в графике. Мы сделали этот проект вдвоем: мой арт-дирекшн, ее дизайн.

Мне кажется очень правильным иногда работать и со студентами и с бывшими студентами, это важно и для них и для меня; таким образом мы как бы возвращаем этот довольно абстрактный процесс учёбы обратно в реальность.

Образ волшебного сада не вполне новый для нас и для Британки, еще в 2015 году мы с нашим арт-директором Дашей Зудиной тоже делали кампанию для летних интенсивов; тогда мы придумали, что это будет условный Neverland из сказки про Питера Пэна. Мы буквально изобразили и пропавших мальчишек, и русалок, и фей: все они снимают фильм, рисуют граффити и проектируют игры в 3D на берегу волшебной лагуны посреди райских кущ.

Образ понятный и, что греха таить, эскапистский. В тревожные минуты хочется куда-нибудь укрыться, а в этом году тревожных минут у нас у всех было предостаточно. Мы поговорили с Катей Черкес-заде (директор первого в России университета креативных индустрий Universal University) про то, какая может быть идея у наборной кампании этого года: про Университет как своего рода убежище среди печальных бурь. Полный чудес волшебный сад, лично у меня, уверенно входит в топ-пять лучших в мире метафизических убежищ — наряду с залами древнегреческого искусства в музеях и вечерними дачными верандами.

Мы добавили в картинки немного движения и музыки; кажется, что все самое интересное сейчас там, где движется. И только теперь технологии достигли того уровня, когда нам больше не нужно включать телевизор, идти в какое-то кино, не нужно делать вообще ничего специального, чтобы увидеть движущуюся и звучащую картинку. Смартфоны — это то, что перевернуло мир статичной графики; анимация в смартфонах естественна, движение буквально ощущается на кончиках пальцев.

Музыку нам написал Саша Сигаев из петербургского проекта «ДК Посторонних»: она получилась меланхоличной и напомнила полюбившуюся мне этим летом песню одного авангардного голландца. Всякий раз радостно, если удаётся протащить в такой (по-хорошему) рекламный прожект (тут разумеется не милионная аудитория, но всё же!) не самых очевидных людей.

Лично для меня дизайн очень и очень связан с музыкой, я собственно и начинал-то с того, что рисовал самодельные обложки для переписанных у друзей аудиокассет; а тут оказалось, что можно соединять почти статичную картинку и аудио совсем иначе. Пока что не вполне gesamtkunstwerk, но мы планируем продолжать пробовать!

И про «не читается» — да.

Читабельность переоценена, особенно если у вас есть в запасе ещё полный набор визуальных чудес — и графика, и цвет, ещё и музыка. Вы же (надеюсь) не говорите своему любимому артисту — да, чувак, неплохо, но не мог бы ты читать свой рэп чуть поразборчивей?

Не все сложные вещи можно донести простым способом; Британка — пока ещё не айти-гигант, у которых всё до рези в глазах читабельно и дружелюбно: читай, дружок, и смотри дружелюбную рекламу от наших партнёров.

Британка — часть университета, и я верю, что в университете всё ещё возможна сложная коммуникация. Строго говоря и само приобретение творческой профессии не то чтобы упрощает жизнь — рискну предположить, что происходит всё строго наоборот. А чтобы учиться — неплохо бы уметь читать.

1010
7 комментариев

Комментарий недоступен

9
Ответить

Извините за прямоту, но это чушь какая то.

7
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Не согласен с предыдущими ораторами. Мне кажется, что это очень круто. Да, где-то можно было сделать более плавные переходы и всё же добавить «читаемости», но в целом выглядит свежо и интересно.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Отлично для 1995 года.

Ответить

при всём уважении, вы уверены, что вы функции арта и дизайна не перепутали?

Ответить