Артефакты модерируемого юзабилити-теста

Артефакты модерируемого юзабилити-теста

Что такое модерируемый тест?

В статье речь пойдет о модерируемом ю-тесте. Есть два типа тестов:

  • Когда исследователя рядом (в живую или по зуму) нет, а респондент сам выполняет задачи по заданному сценарию — немодерируемое;
  • Когда тест проводит исследователь (модератор), задавая вопросы и ставя задачи респонденту напрямую — модерируемое, наш случай

Модерируемый тест - качественное исследование, оно проводится на небольшую выборку. Количество респондентов зависит от размера ЦА (генеральной совокупности). В моем случае примерно от 12 до 20 респондентов принимают участие в тесте.

На схеме в виде координатной плоскости отображены четыре метода. Это далеко не все, но наиболее популярные. Модерируемый тест, который нас сейчас интересует, подпадет под поведение (ось X) и качественные данные (ось Y).
На схеме в виде координатной плоскости отображены четыре метода. Это далеко не все, но наиболее популярные. Модерируемый тест, который нас сейчас интересует, подпадет под поведение (ось X) и качественные данные (ось Y).

Артефакты

Артефакт подразумевает под собой передачу результата в какой-либо форме: таблица в Excel, прототип в Figma, CJM, user-story и т.п.

Чтобы правильно понять, какой артефакт ты хочешь передать заказчику, нужно определиться, что бизнесу нужно и как сделать так, чтобы твой результат легко и однозначно считывался.

Первый вопрос решается через брифование заказчика на первых этапах исследования, второй - определяет формат того, как будут выглядеть результаты исследования. Именно они передаются бизнесу. О них я поговорю подробнее.

Необходимо отметить, что есть также промежуточные материалы. Это такие “сырые данные”, из которых лепится то, что отдается потом заказчику. В моем случае - записи тестов и их текстовая расшифровка (с разной степенью детализации ответов респондентов).

Расшифровка особенно важна при работе с полу-, неструктурированными интервью, где нет четкого плана или гайда, а результаты заранее видятся уникальными в каждом отдельном случае.

В случае с модерируемым тестом мы имеем дело с консистеностью/однообразием как главным принципом, “законом жанра”. А потому анализировать эти данные проще: повторяющиеся вопросы и задания позволяют извлекать информацию и сразу класть в отчет. Этот навык совершенствуется по мере приобретения опыта.

В расшифровку заказчик обычно не погружается, так как у него просто нет времени. Задача исследователя как раз в том, что уберечь заказчика от “перегрузки” информацией, представив концентрированную выжимку. Что имею в виду?

При анализе модерируемого теста я выделила для себя два ключевых артефакта:

1)Таблица с верхнеуровневой оценкой успешности выполнения сценария

2)Таблица с приоретизированным набором болей/проблем (в первую очередь) и инсайтов (во вторую)

Оценка успешности

Таблица с оценкой успешности выполнения сценария - это верхнеуровневый анализ. По горизонтали прописываются респонденты с разделением на сегменты ЦА: скажем, первые шесть - имеют подписку Яндекс.Плюс, а вторые шесть - не имеют.

Сценарии делятся на два типа: действие (подключить, отключить, найти и т.п.) и понимание (понять текст, название, заголовок, вординг)

Я ввожу шкалу от 1 до 3:

1 - плохое выполнение/неправильное считывание информации

2 - в целом все хорошо, но есть ошибки

3 - все выполнено/понято правильно

Оценка успешности выполнения сценария
Оценка успешности выполнения сценария

Приоретизация болей/UX-проблем

В первый столбец выводится сценарий и далее по горизонтали:

1)критичность проблемы - тема для отдельной статьи, но если коротко, можно определять по кол-ву респондентов (см. след. пункт) и экспертной оценке модератора

2)частота встречаемости (сколько респондентов указали на проблему)

3)сегмент ЦА

4)содержание/описание проблемы

5)подтверждающая цитата

6)рекомендация/решение

7)адресовка (зона ответственности)

Шапка таблицы с приоретизацией болей
Шапка таблицы с приоретизацией болей

Но и это еще не конец. Презентация - отчет на слайдах - главный итог исследования. Именно ее использует заказчик в своей работе и на нее ориентируется, передавая результаты другим заинтересованным сторонам (если стейкхолдеров несколько). Отчет также обычно фигурирует в базе знаний.

Заключение

Итак, можно сделать выводы по типологии артефактов качественного теста. Типологии, которая в нашем случае определяется степенью “вмешательства” заказчика - тем, будет ли он погружаться в тот или иной материал. Вот так получается:

0.Исходный материал (записи тестов - аудио/видео)

1.Расшифровка записей с цитатами респондентов

2.Первичные артефакты:

2.1.Таблица с градацией оценок успешности выполнения сценариев

2.2.Таблица с приоритезацией болей/проблем

3.Отчет в виде слайдов с итогами

В завершение отмечу, что ситуации бывают разные: ограниченность ресурсов (прежде всего временных) и мастерство модератора влияют на возможность перепрыгнуть от 0 к 3. Иными словами, ускорять процесс анализа. Пропускать промежуточные шаги, если это не влияет на качество результата.

Спасибо, что дочитал до конца! Буду рада обратной связи и комментариям. Больше полезных материалов в моем канале @proissledovania.

11
1 комментарий

вот это реально артефакты)

Ответить