Вас тоже поражает этот страстный танец в красных сарафанах? Меня завораживает лицо крестьянки справа на этом полотне! Филипп Малявин автор многих портретов своих знаменитых современников, но прославленные им сияющие крестьянки в красном на фоне русской природы выделяют художника из ряда живописцев его времени. Символизм красного, одного из самых выразительных цветов в истории искусства находит особенное прочтение в картинах Филиппа Малявина. Яркие платья, развивающиеся от ветра и движения, как полыхающий свет, воодушевленные лица олицетворяют торжество и славу, огонь и силу русской души, запечатленной в этих запоминающихся навсегда, поражающих воображение образах. Красный — цвет огня, символизирующий одновременно свет и тепло и пожар страсти, радость жизни и, вместе с тем, скорбь и печаль. «Аленький цветочек», «Красно-солнышко» — противоречивые символы неразделенной любви, и ускользающей радости, сменяющейся темной ночью. Эта двойственность преобладающего красного в картинах художника рассказывает многое на эмоциональном уровне восприятия. Красный в старину воспринимался как прекрасный, красивый, но за этим «красным» праздником, на пределе счастливого вдохновения души, видится и другая — обратная сторона крестьянской жизни, всю тяжесть которой женщины разделяли в полной мере со своими мужьями. «Вихрь» — один из самых эмоциональных сюжетов, описанных Филиппом Малявиным. Сопоставленные друг с другом по контрасту красный-синий в костюмах молодых женщин создают объемность и осязаемость образов, полноту жизни. Луг, на фоне которого танцуют крестьянки еще более усиливает контрастность красного. Красный связывали с плодородием, с землей, с цветом глины, из которой Бог создал тело человека. Этому символизму цвета нас учат иконы. Мастер «красного» Филипп Малявин в юности изучал иконопись в афонском православном монастыре Святого Пантелеймона на Айон-Оросе и был там послушником до 1891 года, пока его работу не увидел скульптор Беклемишев, забравший молодого художника учится в Петербург. Также как и в иконе, свет, отражающийся на лицах крестьян – главное действующее лицо в картинах Филиппа Малявина, нерукотворный Свет духовного мира, падающий на одежду, освещающий предметы и людей, при этом не имеющий источника, находящийся будто внутри, просвечивающий насквозь, создающий просветленность образов. Красные крестьянки в его картинах как иконописные образы, светятся особенным внутренним светом, как богообразные лики, с написания которых началась живописная история великого русского художника Филиппа Малявина.