реклама
разместить

Старение в дизайне, которое не теряет актуальности (или теряет?)

Привычно и сильно проще воспринимать процесс старения с негативной стороны. Хотя существует он не только в пределах разрушения организмов и материалов. Этот процесс много более глобальный и распространяется буквально на все сферы нашей деятельности.

Несомненно, это может касаться еды, металлов, растений, домов… но ровно так же это касается и нашего любимого дизайна, в котором каждый год, месяц и день проносится огромное количество новых трендов, затмевая собой все предыдущие.

Как раз эти «предыдущие» и подвергаются самому настоящему старению. Методы теряют актуальность, инструменты перестают быть пригодными, а некоторые приёмы в композиции и подборы цветовых решений вовсе становятся тухлыми, затёртыми и изношенными… или нет?

Давайте посмотрим на этот вопрос именно в контексте дизайна. Посмотрим, почитаем и поймём, что старость в таком деле — далеко не всегда плохо (а вообще, существование винтажа и любимой многими ретро-стилистики уже говорит об этом).

Ар-деко у «Великого Гэтсби», психоделическая типографика и гранж у Карсона. Чем не актуально?
Ар-деко у «Великого Гэтсби», психоделическая типографика и гранж у Карсона. Чем не актуально?

И всё же, причем тут старение, если мы говорим о дизайне?

Меня зовут Ростислав, я графический дизайнер на 4 курсе обучения. В этом семестре перед нами была поставлена задача сверстать полноценную книгу с визуальным исследованием на любую тематику.

Как вы могли понять, я выбрал для себя старение (как же часто это слово будет фигурировать в этом тексте…), которое рассматриваю с точки зрения двух разных подходов — научного и философского.

И если первое для нас не так интересно (мы ж творческие люди), то к изучению второго можно запросто подойти уже в контексте нашей профессиональной деятельности.

Мысль о том, что трещинки на кузове линкольна 1972 года выпуска могут создавать свою уникальную историю, а потертости на керосиновой лампе рисовать целую эпоху, можно запросто перенести и на дизайн.

Только вместо линкольна пускай будет упаковка молока, а роль трещинок возьмёт на себя строгая читаемая типографика и палитра из синего и красного цветов. Да, и пусть ещё будет минимум декоративных элементов — только геометрические формы и паттерны.

Устаревшие ли это приёмы? Нет, по отдельности они вполне рабочие и актуальные. Но вместе они создают явный и четкий образ со своим ассоциативным рядом. Но и это ведь не плохо?

Упаковка молока в советском союзе (не спроста  же оно такое и до сих пор?)
Упаковка молока в советском союзе (не спроста же оно такое и до сих пор?)

Однако! Контекст, контекст и ещё раз КОНТЕКСТ

А когда такие устаревшие инструменты, как шрифт эпохи конструктивизма или цветовая палитра в стиле психоделического арта 60-х годов, не сработают? Ответ простой — когда это не в тему.

Так и что, «ушедшие в архив» приёмы в нашем деле — стагнация или прогресс? На самом деле и то и другое, главное, чтобы не всё враз. Просто это палка о двух концах. И всё зависит от того, как эту палку подкидывать и как потом ловить.

Можно забросить её в дебри, не увидев даже как она приземлилась — пробежаться по старым приёмам в дизайне, выбрать «самый красивый и прикольный» и бахнуть пиктограммы для навигации парка в таком же стиле.

Но парком может быть Зарядье, а выбранным стилем — пиксельные иконки времён windows XP. Ничего плохого в таком стиле нет и быть то не может, но корреляции в таком случае никакой не будет. Другие два примера:

  • Проводится 10-и дневная выставка старых компьютеров, мониторов, игровых приставок и телевизоров 80-х годов. Нужна айдентика к такому событию. Сам бог велел обратиться к тематике пиксельного дизайна и лоупольных 3д пиктограмм. В таком случае даже не нужно изобретать велосипед, это решение напрашивается само собой, и НЕ использовать что-то подобное — точно считается организаторами как вопиющее неуважение к эпохе экземпляров этой выставки (шучу, но только на долю).
  • Заказчик, представляющий интересы парка Зарядье, попросил сделать что-то «ретро», а не то «надоело всё современное, моноширинное и минималистичное». Подходящий момент, чтобы взяться за ту же стилистику, что в первом случае. Однако контекст этих двух примеров совершенно разный. И, используя всё те же нарочито пиксели, мы столкнемся вероятнее всего с удивлением в глазах заказчика и просьбами всё переделать, «причем тут это?». Это не значит, что теперь нужно полностью отказываться от намеченного плана. Нет, просто всё должно быть в меру. Погружаясь в контекст, мы поймём, что парк в центре современного и продвинутого города, не может выглядеть, как выставка макинтошей 80-х годов (без веской на то причины). Потому мы берём такой стиль лишь за основу, оставляя в результате лишь намеки на «ретро». Добавляем новое, уточняем детали, меняем цветовое решение, упрощаем, и — готово. Мы сохранили и ценности технологичного парка и отсылки на «устаревшую» стилистику.

В обоих случаях наш «старый приём в дизайне» сработал совершенно по разному, и оттого не стал плохим. Потому что мы учли контекст. Поняли, где это необходимо и в каком воплощении.

Редко, но метко такой финт ушами позволяет компаниям либо сохранить имидж и статус, либо намеренно сделать прямую отсылку на определенную эпоху или обстоятельства, ныне считываемые благодаря тем самым приёмам.

Это касается далеко не только айдентики, но и любого другого проекта, будь-то рекламный флаер фестиваля, оформление баннера, событийный шоукейс или сумасшедший сайт по лизингу автомобилей:

Сайт компании по лизингу автомобилей LingsCars
Сайт компании по лизингу автомобилей LingsCars

Такие приёмы определенно имеют свой шарм, но к их использованию нужно подходить не только аккуратно, но и осознанно. Да, слово «осознанность», ставшее чуть ли не главным словом за прошедший год, имеет тут очень важную роль. Без неё ваш сайт, отсылающий нас к хаотичному интернету 00-х и клавший на верстку с минимализмом всё, что только можно, имеет все шансы испоганить вам концепцию целого бренда.

Так что в итоге, всё плохо и сложно?

На деле получается, что старые и «неактуальные» приёмы в дизайне — ровно такие же по своей сути, как и все остальные инструменты проектирования (если не единственные). Далеко не всегда разумно браться за самый яркий тренд этого месяца и приводить всё к одному знаменателю.

Вероятно, это будет работать, привлекать клиентов/посетителей и помогать бизнесу, а при дОлжной поддержке со стороны дизайнера такое решение и вовсе может впоследствие перерасти в уникальный фирменный почерк. Но и это требует тщательного подхода и углубления в проработке.

Говоря о создании полноценного фирменного стиля, упаковки продукта или проектировании лендинга, нужно всегда смотреть чуть шире рамок нынешних трендов, как минимум для того, чтобы ваше решение выражало конкретные ценности конкретного бренда, а не являлось проходным «ещё одним таким же, как и многие другие». И вот как раз тут на помощь могут придти забытые, но устоявшиеся приёмы и инструменты.

Взять даже конструктивизм — устаревшее понятие? Вероятно. Может ли активно использоваться в проектах и быть актуальным в их контексте? Очень даже.

Работы Родченко в стиле конструктивизма. Стиль есть, временной контекст тоже.
Работы Родченко в стиле конструктивизма. Стиль есть, временной контекст тоже.

Короче, как не спуститься в кринж /или/ 5 советов на начальном этапе проектирования

Потому что все ситуации, описанные выше, можно смело делить на: «кринж» и «как же он чувствует». Поэтому вот несколько советов для того, чтобы попадать во вторую категорию такого сурового деления:

  • Изучайте тематику проекта. Углубляйтесь в исследование и предысторию (если она есть). Смотрите на конкурентов и осмысливайте ценности бренда.
  • Прикидывайте на этапе эскизов сразу несколько направлений в стилистике. Желательно, совершенно разных, лучше даже противоположных.
  • Почаще смотрите на проект с разных углов и подвергайте сомнению свои же решения (но не перебарщивайте). Главное — не ограничивайтесь понятиями «мне нравится» или «я так чувствую». Вы может и чувствуете, но клиенты — нет.
  • Прорабатывайте выбранную стилистику или приём. Просто взять и скопировать — не пойдёт. Вносите своё, уточняйте детали. Референсы — это монолитный камень, на котором есть лишь карандашные засечки. Как именно выдолбить по этим засечкам итоговую скульптуру зависит только от вас.
  • И, наконец, изучайте контекст самой стилистики. Визуально она может идеально подходить под вашу задачу, отражать ценности, характер и настроение. Но использовать старорусскую вязь в начертании логотипа для фастфуда с бургерами — плохая идея.

Если нужно решить вопрос с выбором стилистики для айдентики вашего бренда и проработать всё в мелочах, можете обращаться ко мне, с радостью помогу в этом!

Связаться со мной:

Телеграм — @rostislavn

ВК — @rkn450

11
реклама
разместить
Начать дискуссию
[]