Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Марина Лабутина — дизайнер и реставратор, гостья подкаста «Город за твоим окном». В Telegram-канале «Старая дача» Марина показывает этапы реставрации деревянного дома 50-х годов в подмосковном селе Абрамцево.

Идея

Мы решили восстановить дом 1957 года, который давным-давно принадлежит нашей семье. Его построил прадед моего сына. Дом находился в совершенно ужасном состоянии, но в красивом историческом месте. Так сложилось, что семья им мало пользовалась. С одной стороны, это печально, дом пришёл в запустение, с другой стороны, он сохранился практически в аутентичном виде.

Изначально мы не планировали больших работ. Была идея сделать в доме что-то пригодное для жизни летом, однако проект по обустройству развивался и все сильнее проникался идеей: «Зачем жить плохо, если можно жить хорошо?».

Когда только начиналась работа над восстановлением, мои друзья, знакомые, коллеги часто интересовались, что у меня происходит, как дела на стройке. Стало понятно, что люди сочувствуют проекту, проявляют интерес. Я периодически отправляла фотографии своим друзьям, и это стало немного напоминать праздничную рассылку. В итоге я поняла, что будет гораздо удобнее собирать фотографии и показывать этапы работы в одном месте. Таким образом, телеграм-канал появился сначала для друзей, а позднее приобрел более широкую аудиторию.

Сохранились старые фотографии дома, можно сравнить их с нынешним видом.

Абрамцево

Сразу стоит сделать оговорку про место, историческую локацию. Абрамцево - село в Сергиево-Посадском городском округе, расцвет которого связан с именем известного промышленника, мецената Саввы Мамонтова. В конце XIX века в его усадьбе работало огромное количество творческой интеллигенции: Васнецовы, Врубель, Репин, Нестеров, Коровин и многие другие. Иногда говорят: «Нельзя жить в этом месте и не творить». Это стародачный подмосковный посёлок со своей историей, с интересной лесной территорией, большими участками и огромным количеством пока ещё сохранившихся старых дач, которые являются знаковыми архитектурными проектами для нашего общества. Они отражают исторический этап развития Абрамцева. Для этого места конкретно стародачный дом очень органичен.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

С самого начала работы над домом я постоянно сталкивалась с вещами, которые прадед сделал своими руками. Иногда его инструменты неожиданно оказывались под рукой в самый нужный момент, когда свои новые и современные были далеко. Сохранилось очень много вещей, принадлежавших семье в разные годы. Их я старалась максимально отреставрировать и восстановить, вплоть до оконных карнизов или раскладного круглого стола, под которым, как говорила моя свекровь, прошло её детство, она играла под ним в куклы и слушала вечером взрослые разговоры. Во время «раскопок», а это неизбежный этап разбора культурных слоев в старом доме, находились записи о том, как дом строили, о покупке материалов, отметки на брёвнах. Создавалось ощущение истории буквально на кончиках пальцев, взаимодействия с близкими, которых уже нет с нами. Всё это давало силы и вдохновение восстановить и сделать дом для семьи, как он был задуман изначально.

Поначалу друзья и близкие выражали сомнения: не лучше ли снести и построить заново? Однако у меня сначала интуитивно, а потом чётко сформировалось понимание, почему именно реставрация, и я объясняла это так: «Смотрите, создать новый дом мы можем. Будет ли он наш? Наверное, нет». Это удивительно и крайне ценно, в нашем быстроменяющемся мире прийти в дом своего детства, открывать любимые книги на любой странице, поставить цветы в бабушкину вазу, болтать до ночи на веранде. Для семьи моего мужа это их дом, для родителей мужа любой другой дом никогда уже не станет своим, они привыкли к этому строению.

Внутри стены дома были обклеены обоями по моде того времени, но, когда стали их снимать, под ними обнаружились совершенно прекрасно обработанные руками прадеда брёвна. Несмотря ни на что маме мужа очень хотелось сохранить обои хотя бы где-то. Вздохнув и выдохнув, наклеили легкомысленные цветочки на стену у неё в спальне.

Дом

Старый дом — это не построить объект заново, где у тебя есть все расчёты, размеры, и все собирается как конструктор практически идеально. Восстановление построенного много лет назад дома — это всегда компромисс. Здесь постоянно идёт как бы притирка одного к другому, учёт того, что уже существует. Аккуратное исправление и добавление нового с сохранением архитектурной целостности. Это же относится и к интерьеру. Меняются представления о дизайне и комфорте, но очень важно сохранить традиции и правильные эмоции, которые присущи дому с долгой историей. Безусловно, можно без сожаления расстаться с железными кроватями и громоздким шкафом. Совершенно естественно вносить в интерьер новые предметы — это жизнь. Однако, абсолютно уверена, в интерьере нужно учитывать контекст.

На мой взгляд, есть два подхода в оценке того, что стоит спасать. Это касается как любого дома, так и предмета мебели. Первый подход - исторический, экономический или прагматичный. Второй подход – душевный. Любой предмет мебели может быть либо действительно ценен с точки зрения истории, может представлять собой культурную ценность или он может быть ценен для семьи, для конкретного человека, по каким угодно личным соображениям: это память о детстве или этот предмет просто нравится. Дом был запущен, и его спасение началось с душевного подхода. Потом по ходу я уже смогла оценить его с точки зрения дизайна. Пусть не современного, но у хорошего дизайна нет времени.

Прадед не был архитектором или строителем. Он был лётчиком-испытателем, но в его детстве и его семье всех мальчиков учили строить, у него были эти навыки. Помимо этого, у дома очень хорошее архитектурное начало, в нём присутствуют оси, движение на свет. Несмотря на то, сколько времени прошло, видно, что прадед хотел сказать. Он строил дом для своей семьи, поэтому я за него взялась.

Дом на самом деле небольшой. Самый приятный комплимент для меня от друзей, когда они попадают сюда, спрашивают: «Сколько же у тебя тут квадратных метров?». Я говорю: «А вам как, для налоговой или вообще?».

Честно говоря, не особо даже считала. Условно, сама коробка по документам 43 квадратных метра. Ну, веранды, ну, чердак, но кто же их считает? Друзья удивляются.

Знаете, говорят, что талант архитектора обратно пропорционален длине коридора. В доме сейчас, например, нет ни одного коридора. Это не мой талант, так было до меня. В этом доме нет избыточности, нет ничего того, что напрягает, и это очень удобно для жизни.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Мы начали ремонт с полов, но более глобально переустраивать дом решили «сверху вниз». Второй этаж я называю «чердак», для меня чердак - все, что наверху под скошенной крышей. Туда не было лестницы, но при этом там оказался высокий потолок (4,2 м) и два красивых больших окна, увеличивающих пространство. Дедушкой еще при строительстве были заложены большие окна в торцах.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Когда взгляду есть куда проникнуть вовне, за пределы, дом расширяется, и все это пространство как бы добавляется к жилому. Очевидная, но важная вещь. Мне показалось, что и этого света недостаточно, и я предложила сделать так называемую «кукушку», как делали раньше в старых домах - приподнимали крышу и делали в крыше окно.

Окна кукушки получились по размеру балконных дверей, но окнами сложно что-то испортить. Естественно, через них света стало проникать ещё больше. Поэтому, попадая на второй этаж, возникает некий вау-эффект. В какой-то момент зимой случилось маленькое чудо: перед тем как спуститься с чердака, я выключила весь свет и так и застыла. Я осталась там, наверное, ещё на полчаса. Всё зимнее, сказочное пространство этого прекрасного посёлка с деревьями, со звёздами, оно всё оказалось вокруг меня. Исчезли помещение внутри и предметы мебели, а я оказалась как бы снаружи среди заснеженных верхушек высоких елей.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Мне очень хотелось сохранить элементы каркаса чердака. Да, это выглядело изначально страшно, но зашивать вагонкой такую «красоту» рука не поднималась. Весь современный пирог утепления просто сделали поверх.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Любимые предметы

Какие-то предметы создавались с нуля, какие-то были найдены, собраны, привезены из других городов и стран. Некоторые были привезены самолетом из Америки. Мои друзья оттуда уже привыкли и не удивляются. Бывает, удивляются только на стойке регистрации.

Например, подстолье из Питера у проводницы не вызвало ни единого вопроса. Столешницу к нему потом пришлось сделать из старых досок дома. Если подстолью больше ста лет, а доскам больше семидесяти, то можно считать, они совпадают по времени. Никто же не подделывает старые полотна, используя современный холст и краски.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Ностальгическая дачная тема — это венские стулья. Разве может быть стародачная веранда без гнутой буковой древесины? В закромах при разборах нашлось несколько экземпляров послевоенного производства, но мне хотелось непременно первоисточник от Thonet. И еще, непременно самый легендарный №14. Стульев, как и окон, много не бывает.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Некоторые предметы в корне поменяли свое назначение. Так, например, корпус старинных часов теперь выполняет роль ящика для специй.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

С отдельными предметами вообще случался кризис перепроизводства, как с зеркалами. Зеркало — это и ещё одно окно, и свет, и просто красиво, но в итоге оставались лишь те, что выигрывали приз симпатий большинства членов семьи.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации
Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

С отдельными предметами вообще случался кризис перепроизводства, как с зеркалами. Зеркало — это и ещё одно окно, и свет, и просто красиво, но в итоге оставались лишь те, что выигрывали приз симпатий большинства членов семьи.

Веранда

Для меня это пространство про свет, настроение, общение всей семьи, культовое место в доме. Я точно знала, что она ничем не должна быть отягощена.

Веранда изменилась сильнее всего. Она была сломана и построена заново.

Мне удалось поднять на ней потолок, но при этом удержаться от соблазна сделать большое помещение, раз уж все делаем заново. Важно было соблюдать баланс площадей с основным домом. В противном случае, получилась бы не веранда при доме, а дом при веранде.

Веранда изначально была сделана из не самых качественных материалов, безумно красивые окна со всеми этими переплётами были абсолютно нефункциональны. Они продуваются, их очень тяжело мыть, но само по себе пространство прекрасно. Моя свекровь рассказывала, как в юности там собирались ее друзья, большая компания, все сидели до глубокой ночи, было тесно и весело.

Мне очень хотелось, чтобы эта веранда получила более долгий период эксплуатации - не три летних месяца, а намного дольше. Идея в том, что в нашем климате ты можешь выйти практически на природу, находясь дома. Мы поставили в ней печь-камин, и, если уж такая печь рассчитана на обогрев дома, думаю, справится и с небольшой верандой.

Мне пришлось поменять идею окон, не делать переплёты. Они там есть, но не такие, как раньше. При этом окна деревянные, и они даже больше, чем были. Веранда была немного увеличена. Ровно настолько, насколько необходимо и достаточно. На крыше веранды мы сделали открытый балкон. Нисколько не сомневалась в этом решении. Мартовское солнце – это прекрасно! Все, кто катается на лыжах, поймут, при том, что веранда южная.

Принципиально мне хотелось сохранить старые двери, которые непременно распахивались бы в сад. Даже не знаю, сколько раз я себе сказала в процессе: «Такое - больше никогда в жизни!». Состояние дверей было таким, которое реставраторы называют «дрова». Но так уже бывало ни раз, что самое страшное становится потом самым большим украшением.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Прадедом были высажены яблони по периметру веранды — это то, что цепляет сейчас на фотографиях: игра света, листья, которые создают светотень на стенах.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации
Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Ценности

Получается, ты растёшь вместе с проектом, развиваешься вместе с ним. Если мы говорим про реставрацию, здесь главное просто начать делать. С опытом появляется понимание, что я уже могу, и больше смелости. В какой-то момент была усталость, причём, когда мы сделали определённую часть - второй этаж. Мы делали его зимой, приезжали в свободное от основной работы время, по выходным, по вечерам. Мы дошли до некого логического конца, и я полтора месяца там не появлялась вообще, так как очень от всего этого устала. Потом приехала одна и села в кресло. Смотрела на всё это и понимала как, но не могла понять когда? Когда я это всё сделала? Стены и пол покрашены, карнизы и наличники сделаны, мебель, кресло, в котором я сижу, отреставрированы. Горит лампа, которую я сделала. Вот столик, на котором чашка стоит, тоже сделала, кухня - и ее я сделала, окна... Когда?

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Конечно, это большие временные затраты. Имеет ли это смысл? Да, конечно. Ваш дом для вас, ваше пространство никто лучше вас не сделает. Строители, да, должны быть действительно хорошие, и очень повезёт, если они уберегут от технических недочётов. Однако это ваше понимание и вкус жизни. В любом случае, вы делаете это для себя. Никто не знает лучше вас, как устроен быт вышей семьи, не чувствует потребности её членов.

Свекровь шутит: «Маринка сделала музей, нас поставила там смотрителями». Однако, даже если это музей, он интерактивный. Музей, в котором можно всё трогать. Некоторые предметы хороши вне зависимости от времени, с точки зрения эргономики. Они правильно, хорошо сделаны.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации
Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Мне хочется, чтобы члены моей семьи, гости, которые ко мне приходят, мои друзья взаимодействовали с первоисточником.

Этот проект про преемственность поколений. Дом должен рассказывать историю жизни семьи. Сохранённые старые предметы не просто музейные, они живут с нами, взаимодействуют, к ним добавляются новые. Что-то, может быть, меняется, но вот эта органичность, линия жизни, она должна иметь своё начало и развитие.

Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации
Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации
Старая дача: как история дачного дома превратилась во вдохновляющий проект реставрации

Автор: Марина Лабутина

Редактор: Марья Голодова

Телеграм-канал «Старая дача»

Больше о проекте слушайте в подкасте «Город за твоим окном»

Телеграм-канал «Город за твоим окном»

33
2 комментария

Такой проект — это не просто восстановление стен и мебели, а возвращение целого мира. Возрождение дачи, где каждый уголок дышит семейной историей, вдохновляет на размышления о том, как важно сохранять наследие)

1

Как же это невероятно красиво! И с какой любовью сделан каждый уголок и каждая вещичка подобрана! Мое абсолютное восхищение.

1