Правила, чтобы нарушать. Когда UX-стандарты мешают юзабилити сайта

Правила, чтобы нарушать. Когда UX-стандарты мешают юзабилити сайта

У вас новый сайт (или приложение, или какой-то другой диджитал-продукт). Вы хотите убедиться, что клиентам он понравится, и вообще, что пользоваться им удобно. Вы заказываете UX-тестирование у сторонней компании, они предлагают правки, вы идете с этими правками в агентство, которое разработало сайт, оно вносит правки и… сайт становится хуже. Как так?

Казалось бы, провести UX-тест у незаинтересованной стороны — это здравый шаг. Примерно как обратиться за вторым врачебным мнением или показать машину механику перед покупкой. В действительности, UX-дизайн требует более тонкого подхода

Кто мы

Мы — Vide Infra, занимаемся дизайном и разработкой диджитал-продуктов, которые регулярно собирают награды. Делаем бесподобные мобильные и веб-приложения, маркетплейсы и большие корпоративные сайты. Входим в топ-10 Рейтинга Рунета по креативности и топ-40 мирового рейтинга Awwwards. О наших проектах и новостях, читайте на videinfra.ru

Откуда мы вообще знаем, что такое качественный UX-дизайн?

У пользователей есть привычки в обращении с интерфейсом: как выглядят кнопки и формы, где они располагаются, как реагируют на действия. Эти привычки складываются в паттерны UX — пользовательского опыта. С интерфейсом, который им соответствует, обращаться легко и удобно — пользователи быстро достигают целей, которые перед собой ставят, даже если не осознают их. Чем меньше пользователь задумывается о том, что делать, тем лучше интерфейс.

Правила, чтобы нарушать. Когда UX-стандарты мешают юзабилити сайта

В индустрии накоплено много знаний о том, какие паттерны привычнее пользователям и какие приемы работают лучше, а какие хуже. Есть компании, которые регулярно проводят UX-исследования, чтобы проверить и уточнить эти знания. Среди непререкаемых мировых авторитетов:

NNG и Baymard регулярно публикуют результаты исследований, в которых раскрывают методологию (кто, что и как тестировал) и дают обобщенные рекомендации. Это конкретные публикации, посвященные определенным сферам, социальным группам и дизайнерским задачам. Например, как подростки проходят регистрацию или как разные типы инвесторов ведут себя на корпоративных сайтах.

Правила, чтобы нарушать. Когда UX-стандарты мешают юзабилити сайта

Как мы проверяем юзабилити своих продуктов?

  • Регулярно читаем исследования NNG и Baymard, чтобы оставаться в курсе актуального знания.

  • Сами подготавливаем тесты с опорой на конкретные руководства этих агентств.

  • Для непредвзятой оценки нанимаем сторонних тестировщиков, а не проверяем свою работу сами.

  • Проводим тесты через итерации: выбираем несколько вариантов интерфейса, тестируем, собираем лучшие, тестирем снова, улучшаем, тестируем и т.д.

Так мы приходим к оптимальному решению, обоснованность которого всегда можно подтвердить.

Кому можно доверить UX-тест?

Многие компании не специализируются на дизайне UX, а предлагают услуги UX-тестирования среди прочих разношерстных услуг по разработке, рекламе, SEO и так далее. Для таких компаний UX-тесты — это, в первую очередь, способ продвижения других услуг. Глубокий и качественный анализ юзабилити их не особо заботит.

Зачастую вообще непонятно, на чем основываются оценки и рекомендации, которые предлагают подобные компании. Иногда они доходят до абсурда.

Один сервис, протестировав наш сайт, заявил, что в меню обязательно нужно указывать рабочие часы компании. Зачем загромождать меню? Почему нельзя указать время работы среди контактной информации? Откуда вообще взялось это требование? — мы так и не поняли.

Для независимого тестирования следует выбирать компании, которые:

  • Специализируются на UX/UI дизайне.
  • Объясняют свою методологию, опираются на авторитетные исследования.
  • Сертифицированы по какой-то известной системе. Например, имеют UXMС сертификат от NNG.
Правила, чтобы нарушать. Когда UX-стандарты мешают юзабилити сайта

Что получится, если бездумно следовать UX-стандартам?

Получится средненький продукт. Хорошее знание стандартов индустрии безусловно важно, но этого недостаточно.

Посмотрите на адресную строку своего браузера. Долгое время считалось, что у любого поля в интерфейсе может быть только одно назначение. Но затем в браузерах Chrome появился омнибокс — строка, в которую можно вбить и URL, и поисковый запрос. Это было явным нарушением привычного паттерна, которое, в конечном счете, облегчило жизнь пользователям — и стало новым стандартом.

Пользовательский опыт постоянно меняется, как язык. Мы читаем классическую литературу, но не пишем языком Пушкина рекламу рейва или обзор новой нейросети.

Любые исследования, регламенты и руководства описывают UX который уже сложился. Если следовать им прямо и неукоснительно — никакого развития не будет, только усредненный результат. Они — фундамент для смелых и свежих решений. Если бы мы никогда не отступали от сложившихся правил, то не дождались бы ни призов, ни восторгов клиентов.

Правила, чтобы нарушать. Когда UX-стандарты мешают юзабилити сайта

Дизайн не равен функционалу

Как, например, должна выглядеть верхняя часть страницы? Некоторые UX-тестировщики требуют, чтобы она была максимально заполнена. Пустого пространства быть не должно, чтобы пользователь получал как можно больше информации, потратив минимум времени и усилий. Звучит разумно, но на деле абсолютно непрактично. Это убивает любую попытку наполнить сайт воздухом, чтобы настроить пользователя на определенный лад.

Дизайн — это не только про функциональность. Часто важнее заразить эмоциями. Например, от того, какие чувства вызывает корпоративный сайт, напрямую зависит отношение пользователя к рекламируемому продукту.

На пользователя со всех сторон валятся горы эмоционально заряженного контента. Если все решения на вашем сайте продиктованы только UX-стандартами, то шансов, что пользователь его заметит и запомнит не остается. К нам клиенты приходят за вдохновляющими новаторскими сайтами — их невозможно было бы сделать, строго следуя сложившимся функциональным паттернам.

Слепое следование UX-стандартам — верный путь к шаблонному сайту, который игнорирует огромную часть пользовательского опыта: эмоции, ценности, вовлеченность. Средненький сайт в лучшем случае приводит к средненьким маркетинговым результатам. Чтобы обогатить этот опыт, надо выходить за рамки утилитарных правил. Найти баланс между функциональным и ценностным опытом — непростая задача, но только так мы добиваемся передового UX-дизайна наших проектов.

Подпишитесь на нас, чтобы не пропустить новые детальные разборы кейсов, обсуждения трендов индустрии и взрывных идей. Также следите за нами в Telegram-канале и на сайте Vide Infra.

На связи!

33
11
реклама
разместить