Дизайн
Egor Komarov

Как жил веб-дизайнер в 2000 году

Минутка ностальгии или история о том, с чего начинался дизайн до того, как появился интернет.

Хочу поделиться воспоминаниями о том, как приходилось работать с дизайном и обучаться, когда не было вот этого вот всего, а было вот это вот все. Я понимаю, что многих этим не удивишь, но молодому поколению это может показаться забавным и даже интересным. Вернемся в прошлое и вспомним как это было и с какими проблемами сталкивались дизайнеры.

Как жил дизайнер до интернета?

2000 год. Интернет только начал массово активно развиваться появляться в СНГ. Не было Wi-Fi, не было планшетов, смартфонов. Были только кнопочные телефоны и то не у всех.

Монитор дизайнера был выпуклый и похожий на огромную коробку, на то время плоских мониторов тоже не было. Кто-то еще работает на подобных? 😃

А чтобы выйти в интернет, надо было подключать визжащий модем через телефонный шнур домашнего телефона.

Когда хочешь собрать мудборд и нужны картинки для вдохновения

И все грузилось очень и очень долго. А за интернет вообще надо было платить за мегабайты. Не было понятия безлимитный трафик. Часто приходилось в браузере отключать картинки, чтобы прогуливаясь по интернету не растратить все деньги.

Были еще "жуткие" времена, когда за интернет была почасовая оплата 😄 Как тебе такое Илон Маск?

Беларусские карты

Из всего доступного и нормального софта для веб-дизайнера был только Photoshop.

Фотошоп 1999 год

Программа была весьма ценная и передавалась из рук в руки через знакомых и друзей, часто ее качали через локальные сети, которые проводились внутри дома между соседями. Набор функций у фотошопа на то время был весьма скромным. Сейчас пожалуй бы каждый продвинутый пользователь знал досконально этот фотошоп на все 100%, а тогда многое казалось непонятным космосом.

Торрентов особо не было, обмениваться большими файлами было сложно. Все только развивалось. Софт было достать не всегда просто. Хотя еще были рынки. Представляете, чтобы установить Photoshop вам надо было пойти на рынок и найти продавца и купить у него CD диск.

Полки с дисками выглядели именно так:

Photoshop сперва использовался только для того, чтобы просто нарисовать какую-то картинку для сайта. Такого понятия как «нарисовать макет сайта» изначально не было. Все эксперименты с внешним видом сайта делали исключительно кодом посредством HTML разметки. Код этот создавали в обычном блокноте.

Я не буду вдаваться в подробности HTML. Суть в том, что все дизайнеры-динозавры раньше разбирались хорошо в HTM, другого выхода у них не было. Был только блокнот и Photoshop. Рисование макетов в графическом редакторе пришло намного позже.

Поэтому все, кто начинал интересоваться разработкой сайтов, начинали именно с изучения HTML. Так как понятия веб-дизайн как такого не было.

Все сайты в 1990-2000 году выглядели примерно так:

Вот собственно и весь дизайн сайта который был. Добавляли просто текст, заливали фон картинками, вставляли изображения, таблицы, ссылки и сайт готов.

И как вы можете заметить, на cкриншотах выше, рекомендуемый размер экрана был 800x600, это скажем так, был эталон. Такой размер экранов был практически у каждого. Все мониторы были весьма стандартизированы. И выбора было очень мало.

Далее появились экраны 1024x768 — и это считалось очень крутым и модным разрешением. И то, как я помню, переход с 800x600 на 1024x768 был очень мучительным. Постоянно были споры о том, какого размера делать сайт. Ведь адаптивный дизайн еще не придумали тогда. Все кто был в тренде, давно уже старались делать сайты 1024x768, но клиенты очень сильно упирались и не верили в быстрый переход и смену разрешения экрана. Но в итоге 1024x768 все равно очень быстро стал новым стандартом.

В то время очень модно было использоваться гифки и вставлять их в страницы. И это считалось очень круто. Гифок благо в интернете было полно. Их вставляли куда только угодно. Заливали фон, добавляли рядом с текстом, использовали везде, где только можно и нельзя. Сегодня этот примем называется брутализм. 😎

В интернете, даже по сей день сохранились многие старые гифки. Как они выглядели можно посмотреть на сайте, где парень собрал всевозможные гифки в стиле «Under Construcion» http://textfiles.com/underconstruction/. Эти гифки часто использовали на страницах заглушках, когда сайт был в разработке.

А вот так раньше выглядели сегодняшние гиганты:

Тогда вся сила сайтов была исключительно в программировании и возможностях самого сайта. Дизайна, как вы видите, особо и не было. Все отталкивалось исключительно от возможности кода.

Ну игрались со стилем шрифтов, по разному разукрашивали блоки, вставляли картинки. Вот собственно и все, что было доступно. Но тогда внешний вид мало кого волновал. Это было освоение технологий в первую очередь, дизайн пришел позже. Тогда любой функционал, где можно просто зарегестрироваться, был настоящим чудом. Это были первые страницы, которые загружались в интернет. До этого ничего не было. Да и новые сайты появлялись не так быстро, а крупные сервисы можно было пересчитать по пальцам.

Поэтому, раньше и веб-дизайнера не было. Люди которые создавали сайты — назывались веб-мастерами. Они и картинки рисовали и программировали.

Не было уроков на YouTube, все приходилось изучать самостоятельно и читать в книгах. Обучаться было крайне сложно. Книги, как вы понимаете, достать тоже было не всегда легко. Это сейчас все на блюдечке, раньше даже загуглить ничего нельзя было толком.

Больших заморочек, разных браузеров, разных гаджетов, размеров экранов, как сегодня не было. И сделать сайт было весьма просто. Даже дизайн никто не оценивал, страница загрузилась, все картинки прогрузились, все работает — уже круто.

Вот такой и был дизайн в 2000 году. Люди тогда выжимали по максимуму из всех доступных и скромных технологий доступных на тот момент.

Приход Javascript (1995)

Потом появился Javascript – это язык программирования, с помощью которого веб-страницам придается интерактивность. Каждый начал использовать всплывающие окна и прочий ад на страницах. Падающие снежинки, мигающие элементы, бегущие строки и прочие заманухи. Это было настоящим прорывом. Язык этот активно используется и по сей день.

Ответом на ограничения HTML был Javascript. Хотите вывести всплывающее окно? Или вам нужно настроить динамическое изменение расположения элементов? Ответ один — Javascript. Однако главная проблема заключалась в том, что Javascript ложился поверх материала, из которого состоит веб и, соответственно, должен был загружаться отдельно.

Нередко ленивые разработчики использовали его для создания быстрой заплатки для кода, однако в умелых руках он способен превратиться в очень мощный инструмент.

В наши дни мы предпочитаем избегать использования Javascript, если тот же самый элемент может быть реализован с помощью CCS, но даже несмотря на это, JavaScript сегодня не теряет своей актуальности как в разработке интерфейсов (jQuery), так и в программировании серверной части (Node.js).

Flash технология (1996)

Потом появилась Flash технология. Adobe Flash (ранее Macromedia Flash), или просто Flash, по-русски часто пишут флеш или флэш) — мультимедийная платформа компании Adobe Systems для создания веб-приложений или мультимедийных презентаций. Широко используется для создания рекламных баннеров, анимации, игр, а также воспроизведения на веб-страницах видео- и аудиозаписей.

Появившаяся в 1996 году технология обещала невиданную ранее свободу и ставила своей целью разрушить барьеры, которые сдерживали развитие веб-дизайна в то время. Дизайнер мог работать с любыми формами, размерами макетов, анимациями, взаимодействиями и использовать любой шрифт и все это при помощи одного инструмента — технологии Flash.

Конечный результат работы упаковывался в один файл, а после этого отправлялся в браузер для отображения. Все это работало при условии, что у пользователя стояла последняя версия flash и было немного свободного времени для того, чтобы подождать, пока содержимое загрузится. Выглядело это волшебно.

Это был новый бум. На флеше делались сайты, мультики, игры. Можно было легко все анимировать, рисовать и без сложного программирования создавать взаимодействие элементов. Можно было создавать все что угодно. Креативу не было предела.

Кстати, из мультиков из самых знаменитых сделанных на флеше была Масяня. На то время этот мультик просто разрывал интернет. Сегодня его можно уже найти перезалитым на Youtube. Раньше он просматривался исключительно отдельным самостоятельным файлом на компьютере.

1 серия Масяни 2001 год

Сегодня Flash официально мертв.

CSS (1998)

Примерно в то же время, что и Flash, появился другой, лучший с технической точки зрения способ структурирования дизайна — Cascading Style Sheets (CSS). Его базовая концепция заключалась в разделении функций контейнера содержимого и функций его представления, таким образом, что сам контент помещался в HTML, а его визуальное форматирование происходило при помощи CSS.

Первые версии технологии были далеки от гибкости, однако самой большой проблемой была медленная скорость адаптации браузеров к ней. Для введения полной браузерной поддержки CSS потребовалось несколько лет и нередко его использование сопровождалось немалым количеством багов.

Одновременно с этим нередко получалось так, что самые новые CSS-свойства поддерживались только в одном браузере, в то время, как в других этой поддержки не было. Для разработчиков это стало настоящим кошмаром.

Здесь также важно пояснить, что CSS не является языком написания кода, скорее — языком объявления свойств объектов и, если вопрос о том, надо ли дизайнерам учиться писать код остается открытым, то ответ на вопрос «Следует ли им понимать, как работает CSS?» совершенно точно будет положительным.

Подъем мобильного контента — сетки и фреймворки (2007)

Просмотр веба на мобильных телефонах уже сам по себе был испытанием. А кроме различия размеров макетов для разных девайсов появилась также проблема соответствия дизайнов: стоит ли отображать на малом экране тот же вариант сайта, что и на большом, или от отдельных его частей необходимо отказаться? И куда вставлять всю эту мерцающую рекламу на таком крохотном экране?

Скорость работы также была проблемой, поскольку загрузка большого количества контента сжигает весь ваш мобильный баланс довольно быстро. Первым шагом к улучшению ситуации была идея использования сеток со столбцами.

После нескольких итераций победу одержала сетка в 960 px, а разделение на 12 столбцов стало использоваться дизайнерами преимущественно. Следующим шагом была стандартизация широко распространенных элементов, таких как формы, меню навигации, кнопки, а также создание возможности их быстрого и простого использования или, попросту говоря — создание библиотеки визуальных элементов, которая содержит в себе весь необходимый код.

Победителями здесь стали Bootstrap и Foundation, что также говорит о том факте, что грань между веб-сайтом и приложением стала стираться. Недостатком подхода стало то, что новые дизайны стали чаще выглядеть одинаково. Сами же дизайнеры при этом по-прежнему не могли получить доступ к их изменению без понимания того, как работает код.

Вот так и развивался веб-дизайн и сайты развивались долгое время в таком направлении:

Адаптивный веб-дизайн (2010)

Умный парень по имени Итан Мэркот решил бросить вызов существующему подходу, предложив отображать одинаковое содержимое, используя при этом разные формы макетов для его представления, назвав это термином «Responsive web design» (адаптивный веб-дизайн). Формально, мы все еще продолжаем использовать HTML и CSS, поэтому речь здесь идет больше о концептуальном улучшении.

Относительно этого подхода существует немало заблуждений. Для дизайнера «адаптивность» означает создание множества набросков разных макетов, а для клиента это значит, что все будет работать на телефоне. Разработчик при этом думает о скорости загрузки страницы, о том, как представить пользователю изображения, о смысловой нагрузке элементов, о приоритете мобильной или десктопной версии и так далее… Главное преимущество такого подхода заключается в сохранении одного и того же контента на разных макетах. На практике это значит, что один и тот же веб-сайт работает везде.

Упрощение (2015)

Отрисовка большего количества макетов требует больше времени. Исходя из этого, к нашему общему счастью, дизайнеры решили рационализировать процесс, избавившись от замысловатых эффектов теней и вернувшись обратно к истокам дизайна, отдав приоритет содержимому. Качественные фотоматериалы, работа с типографикой, красочные иллюстрации и продуманные макеты — таков дизайн, каким мы создаем его сегодня.

Упрощение визуальных элементов, или так называемый «плоский дизайн» также является частью этого процесса. Главное его преимущество в том, что материалам, приоритетности отображаемой информации и содержимому в целом уделяется гораздо больше внимания. Глянцевые кнопки заменяются иконками, это позволяет нам использовать векторные изображения и шрифты-иконки.

Вот собственно и вся краткая история веб-дизайна.

Вернемся в сегодняшний день

Появилось огромное количество новых слов: ТЗ, макет, svg, css, js, cms, figma, контент, скрипты, сервер, хост, ftp, ssh, домен, админка, вёрстка, слои, mysql, sketch, afiinity, ретина, grid system, фреймворк, гайдлан, презентация, брендбук, руководство стиля, флэт, технический дизайн, текстуры, паттерн, mock-up, вектор, растр, иконки, шрифты, параллакс, иллюстрация, palette, artboard, кривые, спрайт, адаптивный дизайн, pixel perfect, ui/ux, скевоморфизм, метро-интерфейс, плитка, длинная прокрутка, лендинг, wow эффекты, эмоциональный дизайн и прочее прочее.

Во всем этом сегодня дизайнер должен хорошо разбираться. Понимать технологии, тесно работать с разработчиками, и маркетингом. Все стало проще и сложнее одновременно.

Эволюция веба

Кто сильно заинтересовался историей, можете еще изучить вот этот сайт:

evolutionoftheweb.com — тут можно глянуть развитие различных технологий.

Назад в прошлое

А еще у вас есть уникальная возможность, посмотреть как выглядел тот или иной сайт много лет назад.

Для этого используйте сайт archive.org — глобальный проект с казалось бы невыполнимой миссией — создание архива всех сайтов, когда либо размещенных в интернете. Причем, сайты сохраняются не в виде скриншотов, а в виде полноценно работающих веб-страниц со всеми ссылками, картинками и стилевым оформлением (CSS).

Причем, для каждого сайта за время его существования в сети в этом архиве может накопиться и по несколько сотен копий, датированных разными этапами жизни ресурса.

Dribblble выглядел вот так в 2010 году 🤘🏻

Behance 2007 год

Эволюция иконок

Иконки в дизайне — это целый тренд и мода, которая постоянно меняется. Как развивались иконки можно посмотреть на вот этом прекрасном сайте: https://historyoficons.com

Вот пожалуй и все. История веб-дизайна не столь большая, но она очень сильно и быстро продолжает развиваться. И кто знает какие возможности ждут нас впереди? Дизайн VR сайтов и сцен?

Поделитесь своими воспоминаниями о вашем первом опыте в веб-дизайне.

Бонус!

Реклама Яндекса 2000 года

В статье использовался материал «Хабра» — краткая история веб-дизайна.

{ "author_name": "Egor Komarov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 328, "likes": 241, "favorites": 244, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 198968, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 21 Jan 2021 07:58:20 +0300", "is_special": false }
0
328 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
96

Что-то я не понял, а где:

Ответить
6

Это мой уровень дизайна

Ответить
19

Ворожба, l0l. Зачем Герб доблести, когда Амулет бесстрашия его полностью заменяет

Ответить
6

Гоу по сетке, я создам !

Ответить
37

Псс, у меня был интернет в 2000-м. И я помню Corel 1.0, Xerox Ventura Publisher, Aldus Pagemaker, Aldus Photostyler (убитый злобный адобом), Photoshop не помню даже какой версии :))) Вот это были времена... Жесткий диск на 20Мб, который нужно было заводить столкача — берешь в руку (он был вынут из корпуса и лежал рядом, подсоединенный питанием и кабелем) и резко поворачиваешь его вокруг оси, и он начинает гудеть и работать! :))) Установка дискетами, ах!
В этом году 30 лет как я за компом :)

Ответить
81

У меня фотошоп появился в 2004м. Сказали что через эту прогу можно на фотках однокласниц раздевать. Повелся. Так я и попал в дизайн

Ответить
2

Так, но главный то вопрос.
Фотки одноклассниц получилось раздевать?

Ответить
41

Пришлось на одной жениться что б увидеть 

Ответить
1

Потому что не в PSD просили у них замазанные фотки.

Ответить
25

кстати о мажорах, помню такого мажора, у которого стоял диск на 1gb, и все думали что он псих. Мол, зачем ему столько пустого места. Сегодня это смешно. 

Ответить
14

А я был мажором с pentium -133 дома. И 4 мб ОЗУ.
Сейчас, мне кажется, даже Тесла возле подъезда такой статус мажорства не сможет произвести.

Ответить
2

У меня был пентюх 120, но аж 16 мб ОЗУ.

Помните народную марку компьютеров Vist? Как они сейчас?)

Ответить
8

Не помню какие, но помню что рекламили под Darude Sandstorm, не смог найти ( Но нашёл впрок, тогда часто глядел впрок

Ответить
5

formoza наше все. они киберспортсменов спонсировали

Ответить

Бетонный

NotFop
3

4МБ на Пентиуме боюсь скорее расстроить может, чем произвести на кого-то впечатление))

Ответить
0

ну если это было куплено в 95-м до бума win95...

Ответить

Бетонный

Bulat
0

И что с ним было делать? Квейка еще нет (да и не пойдет), Дум идет так-же, как на 486, Винда (что 3.1, что 95) тормозят сильнее, чем на 486  и 8Мб. 
Скоростью работы архиватора понтоваться?

Ответить
0

95й- и Виндоус 95!😉

Ответить
0

ну это для вас 95-й - дискретное событие. а так проц объявлен в марте, винда вышла 24 августа. и главное - наша страна тогда сильно отставала от мирового рынка, так что машинка скорей всего покупалась для игр под дос, а на вин95 владельцам было просто похер

Ответить
2

4Мб это уже круто. 486DX, в последствии DX2, 256 и 512 мб ОЗУ. И две игрушки HM&M1-2 и Transport Tycoon Deluxe

Ответить
1

Что-то не то пишете

Ответить
0

И что же?

Ответить
1

озу - это оперативка

Ответить
0

Да, вместо Мб, там Кб.

Ответить
3

и это кеш :)) озу у вас было 4-8 МБ

Ответить
0

Наверное, забыл значит, все же 25 лет

Ответить
0

512 КБ !☝️:)

Ответить

Железнодорожный

NotFop
2

У меня после ZX Spectrum появился Пентиум 2 300 МГц с 6 гб хардом и 32 оперативы, видяха Riva TNT Тогда с братом по очереди рубились в Unreal Tournament и Quake, кстати, первый был любимой игрой. 

На такой конфигурации большие карты притормаживали, а потом докупили 128 мб оперативки и все начало летать просто. До сих пор помню это ощущение восторга )

Ответить
0

Скорее 64

Ответить
0

Самым первым компом был "Орион-128" с 128 КБайт ОЗУ и магнитофоном вместо дискет. Потом 486DX-33, а затем Pentium MMX 166 МГц, 24 МБ RAM, 1.2 ГБ HDD

Ответить
3

Да все очень просто. Качать mp3 было негде, поэтому копировался cdaudio диск на винт (700mb) и потом десять часов (на Pentium-90) ужимался до 70mb.

Ответить
1

А потом при воспроизведении кушал 90% процессора

Ответить
0

у меня так мп4 фильм лагал на 233 ммх в начале нулевых

Ответить
2

Я на AMD К6-233 вообще не понимал что это за зверь Divx;) и почему с ним так носятся.
Комп показывал слайд-шоу вместо фильма.

Ответить
1

64кб хватит всем! Твердо и четко

Ответить
0

а я не был мажором, я вообще филолог по образованию, просто в 91-м вышибли из универа по причине неуспеваемости из-за большой и чистой любви, а так как я а) печатаю вслепую (тогда только на русском, сейчас + английский и испанский), б) работал печатником и знал, что такое строкомер, меня затащили в контору, где я стал сначала наборщиком текстов на компе, а потом и версталой. Первый пиратский Aldus Pagemaker именно я в Кемерово приволок, да-с.
P. S. А универ я закончил сильно позже, в 2004-м, так — лишь бы была "вышка". Поражал в мозг филологов тайнами двоичного исчисления, преподаватели смотрели примерно как дикие индейцы на испанца, палящего в небо из мушкета, с ужасом и поклонением.

Ответить
10

Я начинал вёрстку с Corel 4, 1995 год. Windows 3.1, Adobe TypeManager, русские шрифты редки, как чёрный жемчуг. Через пару лет всё стало уже намного круче — QuarkXPress, FlyCheck для проверки PostScript, мольба перед всеми богами, чтобы на выводе плёнок не "взорвало кривые", не слетели бы шрифты и не выбило бы очередной эктеншн кварка. Чудесные времена, никакого PDF, только postscript, только хардкор. Звонишь на плёнковывод — "а какой у вас аппарат? какой? линотроник 630? а драйверы стандартные из Windows подойдут, или у вас свои? хорошо, спасибо". Ставишь этот драйвер принтера, и вслепую на него postscript фигачишь. А там спуск полос на полторы штурки баксов — твоя зарплата за год. Ээээх. Ностальжи. 

Картинка для олдфага, который помнит, с какой кнопкой нужно нажимать About Photoshop ))

Ответить
2

2021

Ответить
1

Я этого кота всратого на фотошопе сегодня вижу, у адобе юбилей что ли?

Ответить
2

Это традиция — давать внутренние имена всем продуктам. У вас стоит дорелизная бета, вот вы и видите внутреннюю заставку. 
Внутреннее имя фотошопа внутри эдоуби — "Биг Электрик Кэт". На официальном сплэше сейчас у меня фламинго.

Ответить
0

Ипатьевская ж летопись, я и забыл уже все эти подробности и ужасы бытия :)))

Ответить
0

Это кошмары из подсознания 😆 Сюрпрайз! 😂 

Ответить
0

Где тут перепись олдов, которые начинали с Photohop 3.0/3.1?

Ответить
0

мажор 😄

Ответить
6

Вопрос приоритетов ¯\_(ツ)_/¯  К примеру, в 1995-м, в моём классе на окраине Москвы, компы дома были у пятерых человек. А мажорами мы считали тех, у кого были деньги на макдоналдс 😀 На самом деле, у кучи народа компы были ещё раньше — ещё в СССР 80-х был полно энтузиастов с всякими "микрошами" и самопальными клонами из журнала "Радио". Мы, дети 90-х — это уже дилетанты, настоящие фанаты и пионеры российского айти — они, кому сейчас по 60.

Ответить
0

А такие модели успели застать?

Ответить
2

до сих пор на нем хранишь рефераты? )))

Ответить
0

Он до сих пор работает 😂

Ответить
2

не только застать, но и разбирать их. Я в своей "конуре", 2005 год.

Ответить
1

ДоIDEшный MFM винт, помню пару компов собрал на таких даже. Шаговый двигатель вроде там, голова по оси тудым-сюдым ходила. Или я путаю с флопиками? А объем 10-20 Мб всего))

Ответить
0

Все верно, MFM винт, 20 Мб емкость. Seagate ST-225.

Ответить
0

Помню, в конце 80-х в страну начали более-менее массово завозить Atari, кооператоры понаоткрывали игровых салонов и советская школота стала приобщаться к новому волнующему миру ойти.

А если кто-то из близких работал в соответствующем учреждении — можно было и с IBM PC познакомиться. У моего одноклассника папаша был какой-то шишкой в институте, закупившем персоналки ещё в 88-м. И вот мы с друганом по вечерам приходили в институт и гамали в Space Quest, а заодно изучали Нортон и прокачивали английский

Ответить
0

Ни разу, происхождение самое что ни на есть рабоче-крестьянское. Выше писал, что вышибли из универа и устроился печатать тексты, ибо хлещу по клавишам не глядя. Через год я уже требовал себе квартиру и оклад x10. Получил, правда, квартиру только на 3 год IT-карьеры. Зато почти в подарок.

Ответить
2

У меня был комп, который для запуска надо было подогревать феном. Иначе просто не включался. Потом сдох диск, поменял материнку, и стал нормально работать.

Ответить
0

у меня был комп в котором при нагреве аудио встроенное переставало работать. при условии работы проца на высокой загрузке какое-то время.

Ответить
1

20 ГБ, друг. диски на 300 МБ у нас были ещё в 87-м

Ответить
0

да спорный вопрос. чисто теоретически такое быть могло, у меня был в 2000 году в старом компе диск на 20 МБ
почему был ? потому что тогда железо стоило дорого, места лишнего не было, поэтому раз диск есть и еще не сломался то пусть стоит.
это сейчас я уже выкидываю диски из десктопа по принципу "слишком маленький а слот занимает".

Ответить
0

В очень старом. В 2000 в ходу были от 4 до 20 ГБ. 60 ГБ тогда было просто пределом мечтания.

Ответить
0

да у меня сохранялся 486 в рабочем состоянии в котором были ИДЕ диски 170 и 20)) кстати 20 так и не умер сам, потом пришлось свернуть компьютер т.к. место занимал. он в теории может правда где то в гараже еще даже и лежит))

Ответить
1

20 мб диски были в поздних xt и ранних at, даже в четвёрку он у вас попал из какой-то более ранней машинки. помню, как я в 91-м ставил borland c++, занимавший 17 мб на 40 мб диске этишки :)

Ответить
0

конечно из ранней, я его вытащил забесплатно из списанной откуда то 286)))) тогда же как было, где то железку достал и забрал себе. все было экономно. я и сейчас такой же остался, не знаю как избавиться от этого. у меня флешка на 128 мегабайт с 2004 года есть и я ее не выкинул. наверное тут уже медицина не поможет))

Ответить
0

Все верно, мой первый комп был ЕС 1840 с диском 20 мб в 1992 году, это XT ) 

А фидошную эху RU.PICKUP помнишь ? Я тебя там помню, тк имя/фамилия редкие ) Богачев и Долгачев потом из этого бизнес сделали, а начиналось все там )  

Ответить
0

ах, фидонет, сисопки, эхи :)

Ответить
0

у меня и был XT :) сначала, AT у нас стоял для верстки :) вот на XT и был 20Мб-ный "винт", который пускался столкоча.

Ответить
0

У меня в 2000 был диск на 10 ГБ. И это уже было не так, чтобы уж много. В 2002 подогнали на 60 ГБ и мёртвым смартом. По сей день живой. :)

Ответить
0

ну как сказать, мне 20МБ на тот момент помогал. тогда же как было, программы например были сильно меньше, книги тоже. что то из своих данных я на нем хранил.но у меня основной был 8.4ГБ диск а не 10 как у вас, скорее всего просто я был более скромно воспитан и не считал что 20МБ надо выкинуть. хранил на нем данные.

а 60 ГБ у вас крутится именно по сей день или просто лежит время от времени смотрите его?

Ответить
0

Лежит в ящике, кушать не просит.

Ответить
0

у меня был такой на 40ГБ с 2002 года. но я его не сохранил т.к. в 2012 году я его вставил в продакшен сервер гит ))) и он там потом умер. эксперимент)) но до 2012 он хорошо так работал. вообще по факту старые диски были очень долговечные мне кажется. то есть оно раз на раз не приходилось но если диск работал скажем лет 5 то потом он работал еще хоть 5 хоть 10.
тогда просто рост обьема дисков был такой что приходилось из выкидывать из компа чтобы слот освободить.

но уже последние 10 лет я смотрю роста обьема нет такого как раньше.

Ответить
1

У меня сейчас трудяга
9 Power_On_Hours 0x0012 089 089 000 Old_age Always - 81500

9,3 года постоянной работы. :)

Ответить
1

это прям да, у меня сейчас такого нет, я уже давно не держу дома 24.7 сервер, ленивый стал с возрастом. раньше у меня всегда свой сервер был.

Ответить
1

У меня до сих пор свой. Просто не помню когда его трогал. ))) Там вообще-то Proxmox и виртуалочки )

Ответить
0

я со временем тоже сделаю к старости))))) делаю свой собственный мини дропбокс для телефона сейчас чтобы данные синкать. 

Ответить
1

просто 10 лет назад уже было очевидно, что дни технологии  HDD сочтены и её заменит SSD. если до этого компании боролись за долю на рынке, демпинговали и много вкладывали в новые технологии, то 10 лет назад стала происходить консолидация - многие компании (samsung, ibm) вышли из бизнеса, осталось всего 2.5 производителя hdd, ёмкость дисков продолжает расти, но при этом новые диски просто продают дороже, да и рост ёмкости замедлился

Ответить
0

но что интересно, превзойти хдд по всем параметрам ссд до сих пор не могут.
ни по надежности ни по обьему за доллар.

раньше новые технологии вытесняли старые, например полупроводниковые транзисторы были всем лучше ламп.
а сейчас получается надо одно - хдд, надо другое - ссд.

я ожидал большего прогресса за 10 лет. например что флеш память так удешевят раз в сто, что во первых можно будет доллар за мегабайт сравнять с хдд а во вторых надежность уравнять грубой силой (тупо дублировать память в ссд много раз чтобы запись распределялась)

но однако ж все это тоже быстро уперлось в пределы видимо, т.к. ссд тоже вроде как последние два года доллар за мегабайт не дешевеют.

Ответить
0

Путаешь, уважаемый. Именно 20Мб. Гигабайтные винты — это сильно позже 1991 года.

Ответить
0

ясно. ты-то упоминал только 2000-й

Ответить
0

Ну, топикстартер про 2К писал :) а я за компом с 91-го.

Ответить
33

Забыли упомянуть Macromedia Homesite  и Dreamweaver. А так же Microsoft Frontpage. 

Ответить
13

а еще сайты по шаблонам народ.ру 

Ответить
2

ucoz появился намного позже народа

Ответить
1

На 5 лет позже, но по сравнению с Народ давал гораздо больше возможностей для настройки дизайна, раз уж статья про дизайн)

Ответить
0

Сайты на народе уже в архиве, а ucoz и blogspot еще живехоньки, а еще вспомнила динозавров - странички на простом html.

Ответить
0

Многие народные сайты до сих пор прекрасно живут на uCoz)

Ответить
0

Который не умел сжимать фотографии и 300х200 грузилось вечность, так как это было 3000х2000.

Ответить
10

Только Allaire HomeSite, только хардкор исходников, да! Это потом его Macromedia купила вместе с ColdFusion 😎 

Ответить
–1

Пользовался, но отказался. Не очень удобная IDE

Ответить
2

А это и не IDE, это же просто продвинутый редактор с подсветкой, проверками, макросами и шаблонами на кнопках. Сред веб-разработки кода в современном понимании тогда ещё не было. Да о чем я вообще, dynamic html и ajax не существовало, весь вэб 1.0 был статичным, если не считать VRML, Java, Flash и редких activeX-плагинов. 

А на чем вы делали код сайтов в конце 90-х - начале нулевых? 

Ответить
0

notepad внезапно оказался очень удобным, потом npp появился. На самом деле, пока хреновой тучи слоёв абстракции не было, то было удобно, так как php хорошо знал и так.

Ответить
1

Точно. Первый сайт я сделал на народе, потом уже был Frontpage (редкое говно) и Dreamweaver.

Ответить
1

И Fireworks. Хорошая была программа. 

Ответить
0

Ну это позже было. Хомесайтом не игрался, на дриме сделал первый "сайт" с рубаи Хайяма. На фронтпейдж не делал ничего, только за титьки помял.

Ответить
26

Когда интернет можно было найти на улице.

Ответить
6

А кто помнит бесплатного провайдера Караван?
Можно было ночью на халяву сидеть в интернете. Это был просто аттракцион невиданной щедрости. Главное было пробиться.

Ответить
1

Ночные бесплатные тарифы были у многих провайдеров

Ответить

Железнодорожный

Sergey
5

У меня был и дневной бесплатный тариф.
Пока мне не позвонили из милиции и не сказали: "тут это... заявление на вас, говорят вы под чужими аккаунтами в интернете сидите" )

Ответить
1

К сожалению в то время знал только одного. И я не знал яндекс или гугл и искал игры на demos.ru

Ответить
9

Вместо Яндекса и Гугла были Yahoo, Altavista, и, простигосподи, Rambler

Ответить
3

Апорт и Lycos забыли

Ответить
1

Старый, потому и забыл

Ответить
0

Это не тариф, это просто беслатный доступ был, для всех.

Ответить
–1

РОЛ при оплате 20 у.е. в месяц давал доступ с 2 до 9.

Ответить
0

Web-plus просил за то же самое 15 баксов

Ответить
0

Стоит ли возвращаться в то время, чтобы сэкономить 5 баксов в месяц?

Ответить
22

Торрентов не было и сильного пиратства как сегодня тоже

- Винда, как и Photoshop у Вас конечно же были лицензионными?

Ответить
6

Было все лицензионное - на рынках, на дисках.

Ответить
24

Было все лицензионное - на рынках, на дисках

- и, что ценно, диск за 100р содержал: все версии винды, несколько версий фотошопа и корела, да еще и автокад в придачу) Вот ведь какая покупательная способность у рубля была! А сейчас за 100р разве что пустую болванку купишь

Ответить
2

реаниматор творил чудеса

Ответить
0

Не в таких масштабах разумеется. 

Ответить
4

- я не дизайнер (когда то только HomeSite для верстки и кодинга PHP/JS использовал), но сейчас у меня на компе ничего нелицензионного нет, а вот в конце 90х - ровно наоборот

Ответить
–5

ну видишь, все правильно. Сейчас у тебя лицензионного ничего нет,  я все верно сказал, что такого пиратства как раньше не было. Музыку часто приходилось покупать в магазинах лицензионную, по другому никак не достать. 

Ответить
1

Сейчас у тебя лицензионного ничего нет

- наоборот. Cейчас все лицензионное - либо бесплатное (например OpenOffice), либо честно оплаченное (например Windows)

Ответить
0

раньше платить нельзя было через интернет )  можно было но сложновато

Ответить
0

ну-ка, ну-ка - расскажи что ты купил и почём

Ответить
15

Берешь 8 дискет и записываешь на них ч/б макет для публикации в газете. Едешь на автобусе в другой конец города в редакцию газеты. Начинается распоковка, ты сильно молишься. 1 норм, 2 норм, 3 норм, 4 норм, 5 норм. Ты молишься. 6 ошибка, 6 ошибка, 6 ошибка. Ты молишься, но чуда не происходит. Сссссссс....ка, в один голос с верстальщиком. Ты едешь обратно. Завтра квест повторяется. А потом появились CD )))

Ответить
1

Но и они не всегда читались :))))

Ответить
0

Не записывались, и не читались. Было время...

Ответить
2

При «визжащем» модеме платить надо было все же за минуты, а не за мегабайты, трафик как раз был безлимитным. В целом статья точно от человека, который описываемые времена не застал, но попытался описать :) 

Ответить
17

Кто за минуты платил, а кто за трафик, так что не надо тут. 

Ответить
1

за трафик на модеме??

Ответить
1

Ну посмотрите его скрин карт, там одна из как раз по траффику.

Ответить
0

тоже никогда такого не видел. но все могло быть, может в москве где было такое.

Ответить
9

И не забыть еще бесплатные или дешевые часы в ночное время, менеджеры закачки и вот это вот все)
Пиратства было больше, компании вообще никто не штрафовал. До сих пор помню глаза иностранцев на Горбушке, которые смотрели на диск "Windows + MS Office + Adobe Photoshop +..." и удивлялись, что все это можно купить за 2 доллара. 

Ответить
–6

Ну Окей, скажем так, что пиратствовать было сложнее чем сейчас и все было не в таких масштабах, как сегодня. Торренты не были еще развиты, интернет был дорогой, файлообменников и облачных решений тоже не особо много было, это сейчас можно фильм через телеграм перекинуть, раньше не все так просто было. 

А кто минусует, походу забыли эти времена или никогда их не видели. 

Ответить
8

Похоже дурак.

Ответить
7

Егор, у тебя не было доступа к пиратскому софту как раз потому что ты был молод. у нас на КамАЗе закупили компы с 300 МБ дисками в 87-м году, и с тех пор весь КамАЗ просто свозил напираченный софт к одному человеку - этот диск наполняли несколько лет :) потом пошли оптика, cd-r, арвид, фидо и локальные сетки

я был держателем этого "общака" с 92-го по 95-й и как раз провёл все эксперименты с физическими носителями. после 95-го архив стал становиться виртуальным, поскольку за ночь по модему уже можно было вытащить десятки мегабайт

Ответить
6

Как это пиратство было не распространено?
Ты Napster что ли не застал? Про eDonkey ты слышал хотя бы? Про DC2?
А Nero поднялись за счёт пиратских болванок

Ответить
–6

Из всего перечисленного знаю только Nero )))
Я не говорю, что его не было. Я говорю о том, что сейчас пиратством заниматься намного проще. Через мессенджер можно передать все что хочешь. В любых объемах. 

Ответить
5

Я помню сети 505 магазинов в Питере на Невском, в которых было 100% контрафакт, Огромные стеллажи ПО, фильмов, музыки. а мой товарищ печатал его на болванках в промышленных объемах.
Нужно было приложить немало усилий, чтобы найти лицензионный диск с игрой, например.
Это была середина 00х
Так что про пиратство - не, раньше было больше. Т.е. было сплошное пиратство, а сейчас выборочное.

Ответить
2

да вот сплошного пиратства не хватает.
помню раньше можно было на горбушке купить реально "весь русский рок" на дивиди, или там весь западный рок на нескольких дивиди.
сейчас поди собери торрентами такие коллекции. это слабо реально, пробовал. много чего нету а что есть собирать руками.

Ответить
1

Я студентом работал у них почти все 5 лет как учился . Знал лично учередителей. Ребята были молодые и дерзкие. Как стартаперы примерно сейчас. Объем на закате их империи был очень большой. Денег было очень много. А потом все отобрали у них за полгода примерно в 2007-8. Но их бизнес все равно бы дальше не рос. Тк начиналась эра ускорения интернета иифайлообменников. 

Ответить
–4

Возможно, если с точки зрения контроля. То тогда его не было можно сказать. Сейчас все немного лучше. 

Ответить