Ошибки в mcommerce-приложениях, которые отпугивают клиентов

Каждая компания мечтает выпустить идеальное приложение, но незнание основ проектирования, непонимание привычек и запросов пользователей, технические ограничения приводят к недочетам в интерфейсах.

И такое мы видели
И такое мы видели

Проанализировали десятки приложений маркетплейсов и ретейлеров, выбрали проблемы в интерфейсах, которые раздражают пользователей. Рассказываем о них в статье.

Вы в блоге Heads and Hands. Мы создаем и исследуем цифровые экосистемы, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Подпишитесь, чтобы быть в курсе.

Длинные списки без поиска

Нет ничего хуже, когда пользователя встречает экран выбора страны или города с сотнями наименований и без поиска. Первый такой контакт с приложением настраивает на негативный лад.

Stradivarius встречают пользователей Android длинным списком стран, среди которых приходится выискивать свою. 
Stradivarius встречают пользователей Android длинным списком стран, среди которых приходится выискивать свою. 

Даже доступ к местоположению не всегда решает проблему. Например, приложению дают доступ к локации, а оно все равно включает город по умолчанию, который приходится менять вручную на правильный.

Спрятанный и путанный каталог

Пользователи мобильных устройств чаще используют навигацию, а не поиск. Они не всегда знают, как составить корректный запрос, что конкретно искать или просто не хотят печатать. Поэтому каталог должен легко находится в приложении.

Найти каталог в приложении Amazon на Android — это целый квест. Он не только спрятан в одном из пунктов меню, но и находится среди списков и сервисов.
Найти каталог в приложении Amazon на Android — это целый квест. Он не только спрятан в одном из пунктов меню, но и находится среди списков и сервисов.

Второй показатель качественного каталога — в нем легко ориентироваться, он интуитивно и быстро приводит к искомым товарам.

Каталог Wildberries выглядит перегруженным: с толку сбивает расположение категорий, потребительские товары разрывают категории с авиабилетами и электроникой, а чтобы добраться до товаров, нужно совершить минимум 4 нажатия.
Каталог Wildberries выглядит перегруженным: с толку сбивает расположение категорий, потребительские товары разрывают категории с авиабилетами и электроникой, а чтобы добраться до товаров, нужно совершить минимум 4 нажатия.

Поиск без подсказок

Поиск — утомительное дело для пользователя: нужно сначала сформулировать запрос, а потом набрать его. Продвинутые компании с первой проблемой справляются через поиск по картинке, со второй помогает голосовой поиск. Но даже обычный текстовый поиск может быть быстрее и удобнее, если там есть подсказки.

В приложении Love Republic на Android нет подсказок в поиске — приходится вводить запросы целиком. С запросами из нескольких слов приходится повозиться.
В приложении Love Republic на Android нет подсказок в поиске — приходится вводить запросы целиком. С запросами из нескольких слов приходится повозиться.

Не все ретейлеры используют подсказки в поиске. Когда их нет, время перехода к товарам увеличивается, да и количество запросов может упасть, потому что лень.

Нет фильтров или их слишком много

Пользователи привыкли, что на листинге товаров можно уточнить запрос через фильтры — это важно, когда ищешь вещи своего размера, конкретного цвета, с конкретными параметрами. К сожалению, не во всех приложениях фильтры есть и работают корректно.

В приложении Lime нет ни фильтров, ни сортировки в каталоге. 
В приложении Lime нет ни фильтров, ни сортировки в каталоге. 
В приложении befree нет фильтров и сортировки на результатах поиска — приходится долго листать каталог. 
В приложении befree нет фильтров и сортировки на результатах поиска — приходится долго листать каталог. 

Фильтры в приложении — уже хорошо. Но если их слишком много или они дублируют друг друга, пользователь потратит кучу времени, запутается и пойдет листать каталог, проклиная разработчиков.

В приложении Wildberries опций внутри фильтра очень много, они повторяются дословно и пересекаются. Пользователь делает лишнюю работу и зависает не на товарах, а на фильтре.
В приложении Wildberries опций внутри фильтра очень много, они повторяются дословно и пересекаются. Пользователь делает лишнюю работу и зависает не на товарах, а на фильтре.

Неинформативная карточка товара

Рассмотреть товар в деталях, чтобы не промахнуться с выбором — одна из потребностей клиентов коммерческих приложений.

В приложении befree невозможно открыть изображение товара на весь экран и приблизить его: пользователь не сможет рассмотреть принт и фурнитуру на одежде, значит решиться на онлайн-покупку будет сложнее.
В приложении befree невозможно открыть изображение товара на весь экран и приблизить его: пользователь не сможет рассмотреть принт и фурнитуру на одежде, значит решиться на онлайн-покупку будет сложнее.

В карточке бывает сложно найти состав — это та информация, которая помогает принять решение при покупке одежды, косметики, продуктов.

Zara прячут информацию про состав и наличие в самый конец экрана. Приходится листать до самого конца. 
Zara прячут информацию про состав и наличие в самый конец экрана. Приходится листать до самого конца. 

Проблема, когда кнопка «Добавить в корзину» не на первом экране — до нее нужно ещё долистать. Сомнительное удовольствие, если хочется добавить товар как можно быстрее.

В приложении Amazon приходится листать до кнопки «Добавить в корзину».
В приложении Amazon приходится листать до кнопки «Добавить в корзину».

Пользователи любят смотреть рекомендации в приложениях — стоит использовать такую возможность: предлагать похожие товары, дополнение к выбранному товару.

<p>В сфере ухода и красоты так и напрашиваются рекомендации, ведь к одному средству всегда можно подобрать пару. К сожалению, Л’Этуаль не используют такую возможность в приложении. Никаких рекомендаций. </p>

В сфере ухода и красоты так и напрашиваются рекомендации, ведь к одному средству всегда можно подобрать пару. К сожалению, Л’Этуаль не используют такую возможность в приложении. Никаких рекомендаций.

Негибкая корзина

Покупатель может передумать брать товар или решить взять с запасом. Эти манипуляции без труда должны быть доступны в корзине.

<p>В приложении Pull&amp;Bear действия с товарами в корзине скрыты и, если судить по отзывам к приложению, пользователей это бесит.</p>

В приложении Pull&Bear действия с товарами в корзине скрыты и, если судить по отзывам к приложению, пользователей это бесит.

Пользователь может отложить покупку товара, поэтому стоит добавить сценарий с переносом из корзины в избранное.

<p>В приложении Л’Этуаль добавить товар в избранное можно только вернувшись к карточке. </p>

В приложении Л’Этуаль добавить товар в избранное можно только вернувшись к карточке.

Оформление заказа: много полей

Пользователи готовы покинуть оформление заказа из-за большого количества полей, особенно при обязательной регистрации в приложении.

Для оформления заказа в приложении Lime нужно зарегистрироваться. Для этого заполнить кучу данных: email, номер телефона, имя, фамилию, придумать и повторить пароль. Но после регистрации проблема решается, так как приложение запоминает данные. 
Для оформления заказа в приложении Lime нужно зарегистрироваться. Для этого заполнить кучу данных: email, номер телефона, имя, фамилию, придумать и повторить пароль. Но после регистрации проблема решается, так как приложение запоминает данные. 

Выбор способа доставки также может быть непростым, если подсказки не помогают написать адрес, а пункт самовывоза нужно искать вручную в списке.

<p>В приложении Love Republic приходится вручную искать пункт самовывоза или магазин, несмотря на то, что разрешили доступ к местоположению. Пункты самовывоза и магазины расположены в хаотичном порядке. </p>

В приложении Love Republic приходится вручную искать пункт самовывоза или магазин, несмотря на то, что разрешили доступ к местоположению. Пункты самовывоза и магазины расположены в хаотичном порядке.

Неприятно, когда в корзину положил одно количество товаров, а в заказе оказались не все. Такое может произойти, если товары доставляют из разных складов. О том, что корзина будет разбита на разные заказы, стоит предупреждать избыточно, чтобы это не прошло мимо глаз пользователя.

При заказе на Wildberries нас ждал неприятный сюрприз: положили в корзину 3 товара, а в заказ попало всего 2. Единственным маркером того, что заказ разобьют на две части, были разные даты поступления на склад.
При заказе на Wildberries нас ждал неприятный сюрприз: положили в корзину 3 товара, а в заказ попало всего 2. Единственным маркером того, что заказ разобьют на две части, были разные даты поступления на склад.

Отслеживание заказа

Клиенты ценят заботу, а информация о том, что происходит с заказом — это ее прямое проявление. Не всегда продавец может дать детализированную информацию, так как доставку выполняет посредник. Тем не менее в приложении стоит успокоить пользователя тем, что заказ отправлен и указать приблизительную дату доставки.

Befree только подтверждают заказ, причем делают это в приложении, sms и звонком. Приблизительную дату прибытия тоже сообщают только в звонке.
Befree только подтверждают заказ, причем делают это в приложении, sms и звонком. Приблизительную дату прибытия тоже сообщают только в звонке.

«А как надо?» — спросите вы. Ответ мы подготовили в формате обзора, где собрали лучшие практики для mcommerce-приложений. Делимся опытом бесплатно, оставить заявку на обзор можно по ссылке:

А что вам не нравится в приложениях маркетплейсов и магазинов? Делитесь в комментариях.

66
1 комментарий

Интересно, Спасибо!