Дизайн кнопок: просто о главном

Дизайн кнопок: просто о главном

Чтобы лучше понимать взаимодействие с кнопками в цифровых интерфейсах, полезно обратиться к их физическим предшественникам. Именно физические кнопки стали основой для этого универсального компонента пользовательского интерфейса, который мы используем каждый день.

Физическая кнопка — это простое, но мощное изобретение. Одно касание может запустить прибор, автомобиль или целую систему — даже если пользователь не представляет, как всё устроено внутри.

В книге «Кнопка питания: История удовольствия, паники и политики нажатия» Рэйчел Плотник прослеживает истоки современной культуры кнопочных устройств и описывает, как нажатие на кнопку стало средсвом легкого и надежного управление.

«Вы нажимаете на кнопку, а мы делаем всё остальное» — таким слоганом компания Kodak продвигала свои фотоаппараты, обещая простоту и удобство.

Дизайн кнопок: просто о главном

Это ощущение мгновенного результата сохраняется и сегодня. Несмотря на переход многих устройств к сенсорному управлению, физические кнопки не исчезают — а привычки, сформированные ими, продолжают влиять на ожидания пользователей в цифровых продуктах.

Кнопки против ссылок: в чем разница?

Кнопки используются для выполнения действий и встречаются в формах, диалогах, на панелях инструментов и т.д. Ссылки ведут на другие страницы или разделы.

  • Ссылки — переход: «Посмотреть все», «Настройки», «Профиль»
  • Кнопки — действие: «Отправить», «Загрузить», «Сохранить»
Дизайн кнопок: просто о главном

Состояния кнопки: как они помогают пользователю

Каждое состояние кнопки должно быть визуально отличимым от других состояний и от окружающего интерфейса, но не вызывать лишнего шума. Проработка состояний — важная часть дизайна.

Дизайн кнопок: просто о главном

Давайте подробнее разберемся со всеми представленными состояниями кнопки.

Default — указывает, что компонент интерактивен и доступен.

Focus — подсвечивает элемент при навигации с клавиатуры.

Hover — появляется при наведении курсора.Active (активное/нажатое состояние) — фиксирует момент нажатия.Progress/Loading — показывает выполнение действия.Disabled — сообщает, что кнопка временно недоступна.

Стили кнопки: цвета, формы, размеры

Кнопки бывают разные — прямоугольные, круглые, большие и компактные. Выбор их стиля зависит от задачи, платформы и контекста. Чаще всего используются прямоугольные кнопки со скругленными углами. Давайте рассмотрим некоторые из наиболее популярных стилей кнопок.

Дизайн кнопок: просто о главном

Стилистическая иерархия

Стили кнопок помогают визуально разграничивать важность действий:

  • Primary (основная) — главное действие.
  • Secondary (вторичная) — дополнительное.
  • Tertiary (третичная) — необязательное или альтернативное.

Иерархия помогает пользователю быстро принять решение.

Дизайн кнопок: просто о главном

Если основного действия нет

Иногда действия равнозначны или потенциально рискованные. В этих случаях не стоит выделять одно из них как основное — стилизуйте кнопки одинаково, чтобы пользователь сделал осознанный выбор.

Дизайн кнопок: просто о главном

«Не заставляйте меня думать»

По одноимённой книге Стива Круга: чем понятнее интерфейс, тем лучше. Люди привыкли к определённым шаблонам. Если кнопка не выглядит как кнопка — это замедлит пользователя.

Дизайн кнопок: просто о главном

Важно: не используйте одинаковые цвета для активных и неактивных элементов. Это сбивает с толку.

Консистентность = уверенность

«Консистентность — один из самых мощных принципов юзабилити: когда всё всегда происходит одинаково, пользователям не нужно беспокоиться о том, что произойдёт дальше». — Якоб Нильсен

Когда всё работает одинаково, пользователям легче ориентироваться. Делайте кнопки предсказуемыми и единообразными:

  • единые размеры;
  • согласованные цвета;
  • одинаковые скругления и отступы;
  • соблюдение гайдлайнов платформы.
Дизайн кнопок: просто о главном

Удобная область нажатия

Нажатие на кнопку должно быть простым действием. Если кнопка слишком маленькая, в неё сложно попасть. Это раздражает и увеличивает количество ошибок.

Для большинства платформ рекомендуется использовать область нажатия размером не менее 48х48 пикселей. Физический размер такой области составит около 9х9 мм, независимо от размера экрана. Для устройств с сенсорным экраном рекомендуемый размер области нажатия не менее 7-10 мм.

Дизайн кнопок: просто о главном

Для иконочных кнопок необходимо, чтобы область нажатия выходила за пределы визуальных границ элемента.

Доступность

Доступность важна для всех элементов интерфейса, а не только для кнопок. Помимо размеров зоны нажатия, учитывайте также достаточную контрастность элементов, цвет и размеры шрифта. Существует множество инструментов, которые помогут вам проверить свой дизайн на соответствие стандартам доступности.

Дизайн кнопок: просто о главном

Также убедитесь, что кнопки работают с программами чтения экрана. Добавление role=’button’ сделает элемент видимым как кнопка для экранной читалки. Для этого, правд, придется повзаимодействовать с разработчиками.

Жесты

Жесты — дополнительный способ взаимодействия: свайпы, двойные касания, длительные нажатия. Они используются все чаще, могут ускорить работу, но не всегда очевидны для обычных пользователей. Используйте их как дополнительное взаимодействие для более опытных пользователей.

Дизайн кнопок: просто о главном

Текст кнопки имеет значение

Что написано на кнопке — не менее важно, чем то, как она выглядит. Хороший текст кнопки подталкивает пользователей к действию. Лучше использовать глаголы и точные действия: «Добавить в корзину», «Подтвердить заказ» вместо «Да», «ОК» или слишком общих надписей.

Дизайн кнопок: просто о главном

Применить / Отменить — в каком порядке?

  • Применить в начале — поддерживает естественный порядок чтения (например, в Windows в модалка с OK/Cancel)
  • Применить в конце — дает возможность ознакомиться со всеми вариантами действий (используется в macOS)
Дизайн кнопок: просто о главном

В такой ситуации нет единственно верного варианта. Лично я предпочитаю размещать кнопку подтверждения последней.

Задизейбленые кнопки – плохая идея

Знакомая ситуация: кнопка неактивна, и непонятно, почему. Это мешает пользователю совершить целевое и вызывает раздражение.

Дизайн кнопок: просто о главном

Если возможно, не отключайте кнопку. Оставьте её активной, но подскажите пользователю, что ещё нужно заполнить или исправить.

Заключение

Сильный дизайн кнопки — это сочетание узнаваемой формы, понятного текста, грамотных состояний и чёткой иерархии. Хорошие кнопки ускоряют работу, уменьшают количество ошибок и делают интерфейс комфортным для всех.

4
2 комментария