{"id":13665,"url":"\/distributions\/13665\/click?bit=1&hash=1f74371b92976bb7eb39e8e1e994798dc7a0874ab4dab08a014c395da12deca9","title":"\u0422\u0435\u043c, \u043a\u0442\u043e \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b: \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b \u043f\u043e \u0432\u044b\u0445\u043e\u0434\u0443 \u043d\u0430 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u00bb","buttonText":"\u041e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442\u044c","imageUuid":"3273b238-d5a8-58cd-b0c5-c15009218a81","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Nikita Fedoseev

Обучение и развитие дизайнера в IT-компании

Привет! Меня зовут Никита, я делаю дизайн в enKod – платформе для автоматизации маркетинга. Большую часть времени я занимаюсь проектированием интерфейсов всех сервисов платформы.

Мы постепенно растем, а вместе с тем растет и число задач по дизайну. Все они не только про интерфейсы: сделать презу с КП, сайт для нового сервиса, емейл-рассылку для клиента. Задачи эти были и раньше, но их подхватывали другие ребята. В один момент я остался единственным дизайнером в команде и пришло время искать новых.

Тут стоит уточнить одну важную деталь. Обычно мы нанимаем новичков без большого опыта работы и обучаем их на месте, исходя из целей и задач компании. Это намного эффективнее, чем сотрудничать с матерыми дизайнерами и пытаться сломать их сложившуюся систему работы. Как правило, новичок умеет работать в графическом редакторе или прошел какой-то онлайн-курс (или его часть). И на этом все.

Для многих некрупных студий это привычное дело. У них уже выстроен процесс обучения. Но как быть нам? Если в студии на проектах есть арт-дир или ведущий дизайнер, то в нашем случае в продукте приходится разбираться самому. К тому же, все задачи дизайнера тесно связаны с бизнес-процессами и разработкой.

Поэтому в продукты обычно берут дизайнеров с опытом работы. Но есть исключения, и мы в их числе. В этой статье я покажу, как мы организуем обучение дизайнера и знакомим с нашей платформой. Расскажу сколько времени уходит на обучение одного человека и приведу примеры с цифрами.

Ставим задачу

Прежде чем составлять план обучения нового дизайнера, нужно понять, какой мы хотим получить результат и поставить сроки.

Наставник также тратит часть времени на обучение. Это еще одна причина, почему нельзя растягивать сроки. Обычно я закладываю 5-6 недель. За это время дизайнер должен полностью всё пройти, а наставник рассказать весь материал и проверить все задания.

Весь процесс обучения разделен на две части:

  • Продукт и команда. Рассказываем про платформу и организацию процесса работы внутри команды.
  • Базовые навыки. Даем задачи на отработку базовых прикладных навыков (тех самых hard skills).

Обе части обучения взаимосвязаны. Даже зная весь функционал сервисов, у дизайнера не будет минимальных навыков для решения задач. И наоборот – имея навыки, у дизайнера не будет понимания, что делать. Эти два процесса мы стартуем параллельно с разницей в пару дней.

На рассказ про продукт и команду мы не выделяем фиксированное время (ниже напишу почему). А на отработку базовых навыков новичок тратит 20% рабочего времени в день.

Каким бы хорошим не было обучение, ничто так не прокачивает человека, как боевые задачи. Поэтому в первую же неделю мы даем часть задач, которые идут в продакшн. Например – переделать небольшую форму, и тп.

А теперь расскажу поподробнее про каждую часть обучения.

Рассказываем про продукт и команду

Что самое главное в продукте, с чего стоит начать? На мой взгляд, самое важное в продукте – это команда, которая его делает. Поэтому начать стоит с рассказа про команду: какие есть отделы и как они взаимодействуют, кто чем занимается. Описать роль дизайнера в команде и его задачи. Еще я объясняю разницу между продуктовой командой и работой в студии.

Все эту информацию я оформляю в презу и рассказываю, с учетом вопросов, в течение 40-50 минут.

Помимо этой презентации есть еще две. Каждая из них тоже длится 40-50 минут. Одна про то, как делать дела (отсылка к одноименной презентации Кости Горского времён Яндекса). В ней я рассказываю про этапы работы над задачей, agile, и коммуникацию с ребятами из других отделов. Другая презентация про то, как лучше обучаться. После нее дизайнер может приступать к задачам на отработку базовых навыков.

С первого дня мы даем новичкам доступ к Notion. Здесь мы последовательно описываем процесс обучения, чтобы дизайнер видел, что за чем следует. Задания на отработку базовых навыков живут здесь же, но в другом разделе.

После вводных презентаций о команде и процессах, мы рассказываем про организацию файлов в фигме. Для этого я заранее записал 3 скринкаста по 10-12 минут на следующие темы:

  1. Классификация названий в проектах. После этого у дизайнера не должно возникнуть проблем с просьбой: «Зайди в проект с сайтами и выбери файл с мануалом. Там есть страница с первой версией макета. Скинь линк на нее Насте.»
  2. Обложка карточки. Для каждого проекта мы делаем специальные обложки, которые показываются на превью в файлах фигмы (картинка ниже). Дизайнер должен понимать, где какие карточки использовать и как делать новые.
  3. Аккуратность в файлах. Просто говорю и показываю, как можно работать, чтобы в макете не было срача.

После этих видео мы еще раз встречаемся с дизайнером, где обговариваем дополнительные моменты и вопросы по фигме. Длится это примерно 30 минут.

Когда дизайнер узнал все о команде и перестал теряться в программе, начинается самая важная часть обучения – знакомство с сервисами платформы. По каждому из них есть файл, в котором тезисно расписан весь функционал. Структура файла выглядит следующим образом:

По каждому сервису мы проводим отдельный митинг на 1 час. План выглядит следующим образом:

  • Начинаю с вопросов по сервису
    Вопросы составлены таким образом, как будто их задает потенциальный клиент. Например: «Хочу посмотреть, сколько было уникальных кликов в сообщении». Дизайнер открывает фигму и показывает весь сценарий, который должен пройти пользователь, чтобы найти ответ на свой вопрос.
  • Рассказываю про все страницы сервиса
    Тут важно описать полную картину Как страницы взаимодействуют между собой и с другими сервисами. Объясняю по макетам фигмы, чтобы дизайнер сразу понимал где что лежит.
  • Рассказываю про функционал каждой страницы по отдельности
    Здесь рассказываю про все фичи каждой страницы.

На этом первая часть обучения заканчивается. Приблизительно на нее уходит 8 часов рабочего времени (со стороны дизайнера и наставника).

Дальше я расскажу про обучение конкретным навыкам. Там большую часть времени дизайнер работает в одиночку. Наставник лишь 2 раза проверяет задания по каждому модулю и дает фидбек.

Даем задачи на отработку базовых навыков

Вторая часть обучения – это решение задач. Этот процесс идет параллельно первой части, но с небольшой задержкой в 2-3 дня. Как я уже говорил, все задачи описаны в Notion с ссылками на фигму. Так выглядит общая страница со всеми модулями.

Внутри каждого модуля, есть ссылки на вспомогательные материалы. Это могут быть статьи на Medium или другие ресурсы, видео с ютуба, или просто кейсы по теме. Все материалы собраны на основе собственного опыта и отфильтрованы по плотности полезной информации.

Сначала я провожу небольшой митинг минут на 20, на котором рассказываю про основную задачу модуля. На отработку каждого модуля выдается ровно неделя. За это время дизайнер должен посмотреть теорию (по желанию) и решить задачи (уже обязательно). После этого наставник их проверяет и указывает на ошибки. Дизайнер показывает наставнику исправленную работу и идет на следующий модуль.

Важно не сидеть слишком долго на одном модуле. Для этого создан дедлайн в одну неделю. Как правило по каждому модулю не бывает больше 2 (редко 3) проверок. Задача состоит в том, чтобы успеть отработать весь материал, а не получить идеальный результат.

В каждом модуле по 3-4 задания. Они строятся по принципам, о которых я рассказываю в одной из трех вводных презентаций (Как обучаться).

Мы составляем задания так, чтобы они были похожи на реальные задачи. Или отрабатывали навык, который нужен для их решения. Чтобы этого достичь нужно знать специфику работы и весь диапазон задач по дизайну в компании. Поэтому это сугубо индивидуальная вещь.

Вот пример одного из заданий первого модуля. Да, оно напрямую не связано с интерфейсами, но хорошо отрабатывает навык структурирования информации.

Для примера покажу работы двух дизайнеров по этому заданию.

Остальные модули построены по такому же принципу, но с другими заданиями. Всего получается +-20 заданий, которые нужно выполнить за период обучения.

Куда движемся дальше

По окончании 6 недель дизайнер полностью проходит схему обучения и максимально включается в процесс работы. Ниже показано примерное количество времени, которое тратит новичок на все обучение.

Становится ли он при этом отличным специалистом, которому под силу решить любую задачу? Нет. Может ли он самостоятельно брать задачи и решать их без проверки со стороны дизайнера постарше? Опять нет. Тогда в чем смысл всего этого?

Смысл в экономии времени. Мы не можем вырастить хорошего специалиста за 1,5 месяца, но можем постараться сделать это за полгода-год. Главное наладить процесс, проверить его, понять что он работает и херачить. Остальное зависит от человека и его желания расти.

Ок, обучение прошел, а что дальше? Ведь остается еще как минимум как минимум полгода до того самого звания «хороший специалист». Дальше у нас выстроен еще один процесс, но уже без дедлайнов и жестких рамок обучения. Про него я напишу в следующей статье.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Misha Ugryumov

Очень интересный и полезный способ включения новичка в рабочий процесс!
Жду следующую статью)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Fedoseev
Автор

Спасибо, на следующей неделе зальём)

Ответить
Развернуть ветку
Misha Ugryumov

Если будет возможность поделиться какими-нибудь ресурсами для развития, то был бы очень признателен)
Если, конечно, не коммерческая тайна)

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Боднарь

Плюсую, с радостью бы поизучала ваши материалы👌

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Fedoseev
Автор

На самом деле тут нет ничего нового. Это просто список статей в Notion, разделенный по категориям. 

И это только теория, на ней особо не прокачаешься. Суть процесса в том, что он построен на задачах. Дизайнер может даже не открывать теорию, если у него получится правильно выполнить задачу (спойлер: скорее всего у него не получится).

Ответить
Развернуть ветку
Анна Дышекова
Для каждого проекта мы делаем специальные обложки, которые показываются на превью в файлах фигмы (картинка ниже).

а где картинка?)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Fedoseev
Автор

Спасибо за уточнение. Решил не вставлять эту картинку, а текст забыл поправить. Могу в личку скинуть, если очень интересно)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Дышекова

Если можно, мне очень интересно)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кудрявцев

Дельная статейка, ждем продолжения :)
PS: Что-то очень плохо работает у вас на сайте блок "Наши сервисы"  лаги жесткие.  Если начать скролить чуть быстрее, то совсем беда.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Fedoseev
Автор

Рад, что статья показалась полезной)

С сайтом и правда не все так гладко, стараемся фиксить по мере возможности. А с какого устройства смотрели, если не секрет (или хотя бы разрешение экрана)?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кудрявцев

iMac 21'3, Late 2015

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Любарец

Отличная система! Теперь хочу у вас работать) Постоянно работаю в фигме, пользуюсь ноушеном, структурирую материалы и хорошо разбираюсь в написании и редактуре текстов, есть базовые знания UI/UX. У вас случайно нет вакансий?)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Fedoseev
Автор

Привет. Сейчас нет открытых вакансий по дизайну. Еще нужно сказать, что мы берем только на фултайм в офис (без удаленки). А это проблематично для многих)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 13 комментариев
null