Ассоциации и почему четверг это 16:00

Ассоциации и почему четверг это 16:00

Тема о том, почему четверг — это буквально 16:00, октябрь и тёмно-коричневый цвет, гуляет по интернету уже достаточно давно. Но в последнее время такие видео стали появляться в моей ленте рекомендаций всё чаще. И я уже не смогла пройти мимо этой популярной связки ассоциаций, потому что, как мне кажется, это уж слишком феноменальная история — как минимум по двум причинам.

Первая — это сама странность этой связки ассоциаций. Ведь там есть всё: и день недели, и время, и пример из таблицы умножения, и месяц, и цвет. Совсем разноплановые штуки.

А вторая — это то, насколько широко это всё распространилось. То есть по какой-то непонятной причине огромное количество людей связывают между собой эти несвязанные, казалось бы, слова.

Поэтому сегодня мы поговорим про ассоциации. И из этого разговора попробуем понять, почему же четверг — это буквально 16:00, осень и темно -коричневый, и как ассоциации стали так называемой серой армией, которая незаметно захватила не только наше восприятие, но и самые разные области — от обучения нейросетей до диагностики психических расстройств.

послушать:

тик ток после запроса "четверг, 16.00, 7*7=49"
тик ток после запроса "четверг, 16.00, 7*7=49"

Чтобы разобраться в том, откуда взялась эта странная связка и почему она есть у такого большого количества людей, нам необходимо начать с того, что все, что приходит в нашу голову, приходит именно через тело, а если точнее то благодаря сенсорным каналам, которых у нас всего 5. Сенсорные каналы относятся ко всем органам чувств, которых у нас конечно также 5 и это глаза, уши, нос, язык и кожа. То есть сенсорные каналы — это так называемые пути, по которым мы получаем информацию из внешнего мира с помощью 5 основных органов чувств. То есть глаза это зрение, уши это слух, язык это вкус, нос это обоняние, кожа это осязание

Пример для наглядности. Когда я слышу или думаю о слове мел, в моей голове появляется целый набор ассоциаций из каждого отдельного канала, про которые я только что сказала.

Так, например, из зрительного канала в голове рождается определенный образ, то есть то, какой образ возникает в голове, когда я говорю о слове мел. У меня это вытянутый чаще всего белый или нежно-розовый, брусок не очень большого размера.

Вторая ассоциация — это слуховая. И для меня это неприятный скрежет сухой части мела по доске. Я думаю, все вы знаете этот неприятный звук, когда мелок слишком твердый, он характерно скрипит, создает неприятный звук.

Третья ассоциация приходит в голову благодаря носу, и это обонятельная ассоциация, и обонятельный канал соответственно. В ассоциации с запахом у меня возникает пыльный, чуть мокрый, землистый аромат. Чаще всего я бы даже сказала связанный с мокрой тряпкой, нежели с мокрым мелом.

Дальше идет четвертая ассоциация. Это вкусовой канал и вкусовая ассоциация. Для меня это сухой, слегка вяжущий вкус.

И пятая ассоциация это кожа и тактильный канал. Тактильная ассоциация у меня это сухость и шершавость на коже, которая будто бы жаждет влаги и хочет чтобы ее скорее смочили или смыли вот этот вот меловой налет на руках.

Чаще всего (но не всегда) вся сенсорика влияет на ассоциативный ряд, и когда вы говорите про одно слова, например, как в данном случае слово мел, в голове возникает и образ, и запах, и вкус, и тактильные ощущения, и звук, и всё это возникает как единый образ к одному слову «мел». А значит, здесь мы можем сделать вывод, что одно слово может вытаскивать из памяти ощущения и образы из всех пяти сенсорных каналов. Просто некоторые ассоциации будут немножко ярче, некоторые — немножечко тускнее.

Таким образом, если мы обратимся к определению термина ассоциация, мы поймем, что ассоциация — это прежде всего связи между различными явлениями, эмоциями, образами, которые приходят благодаря как раз сенсорным каналам. Все эти связи хранятся и формируются в голове каждого отдельного человека. Они нарастают благодаря прожитому опыту, и из-за этого могут отличаться от человека к человеку, так как опыт может отличаться.

То есть еще раз, мы получаем какой-то опыт, где например два слова, события, звука закрепляются в одном месте, и при воспоминании или упоминании об одном из этих слов в голове активизируется и второе слово которое когда-то закрепилось благодаря опыту где эти слова были связаны

Вы уже могли заметить, что в моем случае мел очень связан с такими словами как доска и школа, потому что в моей жизни мел чаще всего встречался именно в школе. И теперь для меня самая близкая и быстрая ассоциация — это ассоциация именно со школой. Отсюда и возникает образ вытянутого мелка, который лежал на полочке под доской, запах мокрой тряпки, ведь именно с её помощью стирали надписи на доске, и неприятный скрежет, будто ногтями по доске.

Но если вы, например, много времени проводили на улице и любили рисовать мелом на асфальте, то ваши ассоциации будут связаны скорее с улицей, весельем и друзьями, а не со школой. Или если вы учились, например, на дизайнера одежды или на швею, то мел в вашем воображении, вероятнее всего, выглядит как треугольник, с закруглёнными углами. И ассоциации из других сенсорных каналов будут связаны именно с процессом создания лекала

Но так же важно отметить, что для одного человека мел может быть связан и со школой, и с рисунками на асфальте, и с процессом создания одежды. Потому что один и тот же человек мог прожить каждый из вышеупомянутых опытов, таким образом одно слово запускает целую цепочку из нескольких ассоциаций, и каждая следующая рождает новую ассоциацию. То есть в данном случае основа всего это слово мел, от него уходит три первичные ассоциации это школа, друзья и одежда, и каждое из этих слов имеет еще ассоциации, например школа это доска, урок и парта, в итоге вокруг одного слова выстраивается целая сеть, наглядный пример этих связей это mindmap. Поэтому ассоциации это связи, то есть множественное число, это связи между различными явлениями, эмоциями, образами, которые появляются в голове благодаря сенсорным каналам. Все эти связи зависят от прожитого опыта, и из-за этого могут отличаться от человека к человеку

mindmap или карта ассоциаций. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.interaction-design.org%2Fliterature%2Ftopics%2Fmind-maps%3Fsrsltid%3DAfmBOoqfazZzUZ-L-XlujOqxbEE4GX2VhN8hCShx3HZii0qiZ3SWNCPB&postId=2194668" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
mindmap или карта ассоциаций. Источник

И это было важно пояснить для того, чтобы и объяснить, почему же четверг — это буквально 16.00, 7 умножить на 7 = 49, октябрь и темно-коричневый цвет.

Когда я или мне говорят слово мел, то у меня формируется и определенный визуальный образ, и вкус, и ощущения, и звуки, то есть у меня есть какие-то ассоциации из разных сенсорных каналов. То же самое происходит со словом четверг, возникают связки с разными сенсорными каналами. Таким образом, четверг может обрести и визуальный образ, и звук, и даже тактильные ощущения, хотя по факту слово четверг не имеет никакого визуального образа и полностью строится на ассоциациях

Теперь нужно расписать целую цепочку событий, которые закрепила эти, на первый взгляд, не связанные между друг другом слова. Такие как четверг 16:00, октябрь и тёмно-коричневый цвет и 7*7=49

И начнем с самого очевидного и простого, а именно с того, что четверг это вообще-то как бы четвертый день недели. Соответственно, вполне логично то, что четверг ассоциируется именно со временем 16.00, потому что 16.00 это 4 часа дня.

И подобное разъяснение можно увидеть в комментариях под видео, где эта тема активно обсуждается. Но при чем же тут октябрь темно-коричневый и 7*7=49? А ни при чем. Объяснить данный феномен с позиции 4 день недели и 4 часа дня нельзя, потому что на этом связи и заканчиваются. Поэтому нам нужно уйти на более сложный уровень объяснения.

Итак 16.00 это час до конца рабочего дня и состояние, когда почти все завершено, но еще не совсем и нужно еще чуть-чуть поработать. Теперь четверг, это день до конца рабочей недели и такое же и состояние, когда почти все завершено, но еще не совсем и нужно еще чуть-чуть поработать. Именно поэтому четверг и 16.00 ощущаются схожим образом. Это момент ожидания, предвкушения так называемого конца в позитивном смысле этого слова.

Когда завершение совсем уж близко, но пока не наступило. Это буквально ощущение «вот-вот и почти». И вот это ощущение «вот-вот и почти» является очень уж важным в связке между четвергом и временем и всеми остальными ассоциациями, как бы на первый взгляд это странно не звучало.

Например, осень или октябрь. Вот-вот и зима, ведь осень это третий из четырех сезонов, а октябрь это второй месяц из трех месяцев осени. «Вот-вот и почти» закончится осень, «вот-вот и почти» наступит последний сезон этого года, а именно зима. То есть здесь тоже самое ощущение «вот-вот и почти». 16.00 — это час до конца рабочего дня. Четверг — это день до конца рабочей недели. Осень —это предпоследний сезон года. Октябрь —это предпоследний месяц до конца осени. То есть везде мы видим вот это ощущение, вот-вот и уже почти. Теперь 7 * 7= 49

7 *7=49.На первый взгляд, всё просто: в начале одинаковые цифры, достаточно предсказуемый и знакомый пример. Но результат это 49. И вот тут появляется ощущение почти, вот-вот, но не до конца.

Почему? потому что сорок девять — это шаг от привычной и «круглой» пятидесятки, которую мы встречаем повсюду: в деньгах, градусах, минутах, баллах. Мозг обожает такие числа, ведь их удобно запоминать. А еще это равно половина от 100. Но вместо красивого и завершённого «50» мы получаем «49» — и это превращается в символ недосказанности, облома, странной вялости.

Сорок девять — это ощущение стояния на пороге: рядом с чем-то понятным и ожидаемым, но ещё не там. Это и есть возведённое в абсолют чувство «вот-вот и почти».

Темно-коричневый цвет, кстати, берется из ассоциации с осенью, ведь это цвет сухой листвы и выгоревшей за лето травы.

Давайте теперь для примера посмотрим на то, с чем ассоциируется, например, пятница. Это пятый и последний перед выходными день. Поэтому время с которым связана пятница это пять часов вечера, время, в которое большинство людей уходит с работы и начинает отдыхать. Это день, который приносит с собой ощущение приближающейся свободы и отдыха.

Цвет пятницы это яркий, теплый и желтый, который напоминает о солнечном свете, легкости и радости.

Месяц, который часто ассоциируют с пятницей, это август. Время лета, каникул и тепла. Для многих пятница ассоциируется с числом 25 или примером из умножения 5 *5 =25. Уже можно понять откуда берется эта связка ассоциаций, ведь 5 *5 =25 это самый легко запоминающийся пример, где из четырех цифр аж три повторяется, а итог это ровно четверть от ста. Также 25 очень уж часто встречается в обыденной жизни, так же как и 50.

Именно поэтому связка четверг, 7 * 7= 49, то есть начинается приятно но итог как-то не радует, 16.00 то есть час до конца рабочего дня, ощущение усталости, вялости и темно-коричневый октябрь, это ощущение «вот-вот и почти», еще чуть-чуть и уже как будто бы, а пятница это 5 *5 =25, 17.00, то есть время конца рабочего дня, свобода, солнечный август и ощущение уже да, уже можно.

Примерно таким образом можно попробовать объяснить подобную ассоциацию для людей, у которых был схожий режим в школе и на работе. Именно поэтому для этих людей схожим образом работает эта связка ассоциаций ,ведь выходные дни — это суббота и воскресенье, а рабочий и учебный день заканчивается в 17.00. А еще лето — это время отдыха и каникул, ведь все мы учились примерно в одинаковых режимах.

Но если вы натыкались в интернете на видео с рассуждениями на эту тему, то вы наверняка заметили, что в комментариях люди буквально сходят с ума и недоумевают, как итог по-настоящему ссорятся и оскорбляют друг друга. Потому для одних эти ассоциации это как бы понятное явление, для других это просто по факту, то есть буквально у тебя в голове четверг это 7 * 7= 49, это одинаковые понятия и никаких объяснений тут не нужно.

А для третьей же группы людей это буквально что у вас здесь происходит, вообще вы о чем говорите. Так вот, только что мы попробовали рассмотреть этот феномен именно с точки зрения людей, у которых эта связь сформировалась из-за схожего прожитого опыта. Здесь же кстати и со словом мел у вас могут возникать такие же ассоциации, как и у меня, потому что мел был у нас у всех в школе и соответственно мы проживали схожий опыт по отношению к этому слову.

Сейчас же давайте поговорим о людях, для которых четверг и 16.00 — это буквально одно и то же. И это у нас вторая группа, и люди, обладающие синестезией.

Синестезия — это особенность восприятия, при которой ощущения из разных сенсорных каналов переплетаются между собой и формируют один цельный образ Например, человек может слышать звуки и видеть их как цвета или чувствовать, например, вкус слова.

Таким образом, слово «четверг» может сразу окраситься в тепло-коричневый цвет, слово «октябрь» –ощущаться ароматом, запахом сырой земли или сухих листьев, например. А 16.00 может, по-настоящему вызывать ощущение тяжести или приближающейся завершенности рабочего дня. Эти ощущения не придумываются в голове, умом, они реально воспринимаются через сенсорные каналы, как если бы человек ощущал их в физическом мире.

То есть, например, говоря про аромат, который может ощутить синестет при разговоре о слове «четверг», он может буквально почувствовать запах сырой земли или запах сухих листьев, но этого аромата поблизости нет, источника этого аромата нет, и это постоянная и неизменная конструкция, и при упоминании о слове «четверг» он постоянно будет ощущать один и тот же аромат.

Таким образом, основа ассоциации синестета и обычного человека во многом общая, потому что оба формируют связи на основе похожего, прожитого опыта и схожих событий, не всегда, конечео, но в этом примере, в примере про четверг, 16.00, темно-коричневый и осень, благодаря схожему опыту у людей без синестезии и у людей с синестезией, мы получаем уникальную картину в которой и для одних и для других ассоцмации работают схожим образом из-за чего они понимают ассоциации друг друга хотя и на разном уровне восприятия

То есть в данном случае выборка людей, понимающих вот эту вот связку про четверг, гораздо шире. И скорее всего все эти люди, вышли из одной системы, и когда они слышат, например, слово четверг, они вспоминают именно неделю в порядке, как она была в дневнике, когда на одной странице в столбик понедельник, вторник и среда, а на второй и четверг, пятница, суббота. Они вспоминают ощущения четверга именно в 16.00 в октябре, когда хочется глубоко вдохнуть и отдохнуть, но еще нельзя, потому что мы еще не дошли до пятницы, зимы и до каникул

И теперь давайте перейдем к третьей группе. Это группа, что у вас здесь происходит. Это люди, которым вся эта тема ассоциаций и синестезии может показаться очень уж странной или даже абсурдной, непонятной и как следствие вызывающей раздражение. Им кажется достаточно диким, что кто-то мало того, что ассоциирует четверг с цветом и цифрами, так еще и видит звуки и чувствует вкус слова.

Ассоциации и почему четверг это 16:00

Причин такого непонимания может быть несколько. Одна из главных это та о которой я уже сказала до этого и достаточно понятная из моего предыдущего монолога- это отсутствие у человека личного подобного опыта, из-за чего у него не возникает ни ярких ассоциативных связей.

Но также, возможно, у этого человека более ярко работали другие ассоциации, и они закрепились как первостепенные. Из-за этого описания других людей звучат для него как выдумка или преувеличение.

Здесь в пример можно привести то, о чем я говорила до этого, это зрительная ассоциация со словом мел, то есть я себе представляю вытянутый брусок, который лежал под доской в школе, а люди, например, которые учились на дизайнеров одежды или на швию, ассоциируют мелок с абсолютно другим визуальным образом, потому что у них другой опыт был. И, возможно, тот опыт в колледже или в университете был куда ярче, чем опыт в школе. И поэтому произошло такое как бы замещение, и для них образ теперь немножечко другой.

И теперь давайте подытожим.

-Первое. Слова не запоминаются в памяти как один термин с определением. Это целая связка слов, ощущений, эмоций, образов, которые находятся в одном месте со словом, которое вы вспоминаете или упоминаете. Таким образом, вспоминая всего лишь одно слово, вы вспоминаете целый набор, связанный разным образом между собой слов.

-Второе. Чаще всего один образ связан не только с другим образом, но и с запахом, ощущением, вкусом, звуком, потому что все это записывает наш мозг, и все это приходит через сенсорные каналы. Именно поэтому такие абстрактные слова, не имеющие физической оболочки, например, как «четверг», могут обретать и цвет, и образ, и тактильные ощущения.

-Третье. Когда речь идет о таких словах, как школа, работа, семья, дом, бОльшая часть людей представляет их схожим образом, потому что у нас схожий жизненный опыт по отношению конкретно к этим словам.

-И четвертый, последний вывод, это несмотря на случай с четвергом и ассоциациями, которые с ним связаны, все ассоциации не универсальны и могут отличаться от человека к человеку, так как люди проживают все-таки разный опыт. И ассоциации могут быть чем-то достаточно личным и абсолютно непонятным как раз таки из-за другого, более личного опыта.

Итак один и тот же объект, звук или слово может вызывать у разных людей совершенно разные образы и эмоции. Кто-то при слове «мел» представит школу, радость и друзей, а кто-то — зеленые стены, травлю или злого учителя. Это происходит потому, что не все ассоциации универсальны — они формируются на основе огромного количества вещей например таких как индивидуальный опыт, окружение, культура, язык, время, в которое человек живёт и так далее

Например очень сильное влияние на ассоциации оказывает Окружение и культура. Это касается и еды, и музыки, и даже жестов — возможно вы видели фото папы римского который показывал знак так называемой «козы» ,который мы привыкли связывать с рок-музыкой и часто воспринимаем как символ бунтарства или «тёмной» эстетики (это кстати тоже ассоциация). Но в то же время в Америке, на языке жестов, этот же знак с одним маленьким отличием — поднятым большим пальцем вверх — означает «я тебя люблю» (I love you).

комментарий пользователя user_208117508 в обсуждении темы "Как на языке жестов сказать " Я тоже тебя люблю " ?" на 
комментарий пользователя user_208117508 в обсуждении темы "Как на языке жестов сказать " Я тоже тебя люблю " ?" на 

А папа римский просто находился в окружении людей, где этот жест имеет именно позитивное значение любви и дружбы, а не рок-н-ролльный символ.

Особую роль играют так же языковые ассоциации. Язык — это не просто средство общения, а система, через которую человек воспринимает и структурирует мир. Именно поэтому говорят, что каждому народу важно говорить на своём языке: язык формирует способы мышления, восприятия и осмысления окружающего мира. Когда люди используют родной язык, они получают возможность лучше понимать себя, свои чувства и культурные особенности, а также сохранять свою идентичность. Теперь хочеться начать полноцеенно разговаривать на белорусском

Но так же слова вызывают ассоциации не только из-за смысла, но и из-за звучания и формы. В русском языке, например, слово “четверг” легко ассоциируется со словом “четвертый”, потому что они родственные по форме. Это создаёт ощущение порядка: понедельник — первый, вторник — второй четверг — четвертынй и так далее. В других языках таких связей может не быть. В английском “Thursday” происходит от имени скандинавского бога Тора, что означает “день Тора” то есть “Thor’s day” и ничего «четвертого» в нём нет — поэтому у носителя английского языка другие ассоциации и для них структура ассоциаций со словом четверг будет совсем другая

Таким образом, разные образы на одну и ту же вещь — это естественный результат уникального жизненного пути каждого человека. Именно поэтому одни и те же стимулы могут вызывать у разных людей радость, грусть, вдохновение или например тревогу.

И это нужно учитывать, когда вы работаете с ассоциациями, потому что в современном мире ассоциации используются повсеместно

Вообще ассоциации появились еще у животных таким образом они понимали что например запах хищника это опасность и угроза, сегодня же эта особенность работы нашего мозга используется далеко не только ради выживания, например именно на ассоциативном мышлении основаны многие процессы, такие как техники запоминания , а еще ассоциации используют в психологии для установления расстройств с помощью ”а что вы видите в этом изображении” хотя на бумаге изображена какая-то клякса, или например для обучения искусственного интеллекта

Нейросеть изначально ведь не знает значений слов или картинок. Она учится, находя связи между огромным количеством слов и образов, подмечая, какие элементы часто встречаются вместе и в каком порядке — поэтому рисует яблоко красным или зелёным с листиком на черешке.

Так же и иконки это ассоциации — конверт — письмо, телефонная трубка — звонок, да и в целом в дизайне активно используют ассоциации

В одном исследовании (Yeomans et al., 2008) участникам предложили идентичный йогурт, но с разным оформлением упаковки и названиями. Когда продукт назывался «сливочный десерт» и был упакован в яркую, привлекательную обёртку, участники описывали его как вкусный, сладкий и мягкий. Однако когда тот же йогурт назывался «низкокалорийный обезжиренный продукт» и был представлен в простой, функциональной упаковке, участники отмечали его вкус как кислый, водянистый и скучный.

Потому что ожидание и визуальная/словесная ассоциация изменяют сенсорное восприятие благодаря как раз предыдущему опыту и закрепленным ассоциациям. Таким образом структура низкокалорийный ассоциируется именно с блеклым и пустым вкусом

а еще ассоциации активно используют в маркетинге так например существует эффект известности —это явление, при котором объект или информация становятся более привлекательными и убедительными для людей просто потому, что они с ними знакомы или они похожи на те с которыми они были знакомы

Именно поэтому дизайн для банки сгущенки аж с 1959г выглядит плюс минус схожим образом независимо от производителя. Потому что именно в 1959г дизайнерка Ираида Фомина для банки советской сгущенки создала именно голубо-сине-белые ромбовидные узоры которые до сих пор ассоциируются именно с гостовским правильным вкусом и качеством сгущенки.

Ассоциации и почему четверг это 16:00

Поэтому все современные производители делают именно такую упаковку сгущенку, чтобы вызвать у вас доверие к их продукту потому что хорошая сгущенка это сгущенка в голубой этикеткее

и тут есть еще один интересный пример . в начале 2000-х годов Red Bull провёл масштабную промо-акцию: по всему городу разбрасывали тысячи пустых банок с энергетиком — как бы «случайно», чтобы закрепить ассоциацию с тем что Red Bull это популярный напиток. И помимо негативного исхода, такого как загрязнение улиц и жалоб людей их продажи и правда выросли

Вот почему для кого-то “четверг” — это 16:00, усталость, звук звонка и аромат школьной лестницы, а для другого — просто день между средой и пятницей.

Начать дискуссию