Российская неделя кибербезопасности в фото: цифровые художники ищут формулу киберустойчивости

Проект «Киберкультура» — эксперимент на стыке технологий и искусства. Уже второй год подряд мы исследуем художественные средства, чтобы придать кибербезопасности визуальную форму и поговорить с широкой аудиторией о цифровом мире, угрозах и нашем восприятии. Представляем работы digital-художников, участников проекта.

«Киберкультура» — проект Российской недели кибербезопасности, художественное высказывание на тему информационной безопасности, адресованное всем, кто оставляет цифровой след, то есть большинству из нас. Пространством выставки становится сам город: работы художников можно увидеть в парках и в московском метро. В этом году такая возможность была и у гостей SOC Forum.

В 2025 году авторы проекта решили еще глубже раскрыть тему технологий и искусства, работающих в унисон, и пригласили к сотрудничеству трех современных цифровых художника, которые создают картины с помощью нейросетей.

Выставка, объединившая девять работ, получила название «Новый мир: формула устойчивости». Художники поделились, каким им видится этот новый мир, и как они раскрыли его в своих работах.

Искусство технологий

Серию картин о психологической стороне жизни в мире с приставкой «кибер» создала Валерия Титова, арт‑директор нейросетевых проектов, автор телеграм-канала «ЭйАйЛера» об искусстве и ИИ, лектор. Ранее Валерия уже исследовала тему уязвимости в цифровую эпоху в проекте Психея 3.0.

Киберпреступления — не только схемы мошенников, но и образы
времени. Утечка данных
касается не просто
файлов, а памяти,
интимности и доверия.
Она стала частью
современной мифологии, основой для фильмов, книг и мемов.
Это визуальный язык
эпохи уязвимости. 
Киберпреступления — не только схемы мошенников, но и образы времени. Утечка данных касается не просто файлов, а памяти, интимности и доверия. Она стала частью современной мифологии, основой для фильмов, книг и мемов. Это визуальный язык эпохи уязвимости. 
Мы легко можем уменьшить нос, создать свой
образ в сети и настроить фильтры, чтобы увидеть в ленте тот мир,
который хотим.
Алгоритмы влияют
на то, как мы видим
себя и других.
Мы легко можем уменьшить нос, создать свой образ в сети и настроить фильтры, чтобы увидеть в ленте тот мир, который хотим. Алгоритмы влияют на то, как мы видим себя и других.
Когда-то мы подписывали важнейшие договоры чернилами. Теперь
мы заключаем десятки
контрактов каждый
день, вводя пароль,
соглашаясь отдать
на хранение свою идентичность технологиям.
Когда-то мы подписывали важнейшие договоры чернилами. Теперь мы заключаем десятки контрактов каждый день, вводя пароль, соглашаясь отдать на хранение свою идентичность технологиям.

«Серия для проекта «Киберкультура» стала еще одной органичной главой в моей Вселенной «Психея» — о нашей жизни в цифровом мире. Здесь я показываю, как душа меняется в сетевой среде: утечки становятся утратой интимности, алгоритмы бывают нашими портретистами, а пароли превращаются в контракты доверия. Технологии теперь как зеркало, хранитель и соавтор внутреннего мира, они раскрывают новые формы уязвимости и самоощущения».

Валерия Титова

Выпускница факультета журналистики МГУ, изучала нейрогенеративную графику в BBE. Читала лекции в Гараже, на Книжном фестивале на Красной площади, BRICS+ Fashion week, Плюс.Даче и не только. Участвовала на выставках в Зарядье, также в составе группы «Березовый промпт» на фестивале NUR, Outline, в галерее Цифергауз, неоднократно побеждала в опенколлах Простора и Моспродюсер, участница цифровой секции blazar 2025.

Человек и машина

Rinatto L’bank (Ринат Абдрахманов), междисциплинарный художник из Астаны, работающий на пересечении цифрового искусства, нейросетевых технологий и телесной философии, создал серию картин о симбиозе человека и машин. Влияние технологий на идентичность — одна из тем, которые Ринат исследует в своих работах наряду с постгуманизмом и феноменологией тела.

Ринат прокомментрировал каждую из трех работ серии.@

Человек никогда не существовал отдельно
от техники: орудия
и машины всегда были
частью нас.
Cегодня мы в симбиозе: стирается
граница между человеком и машиной, естественным интеллектом
и искусственным,
открытым космосом и технологическим пространством.
Человек никогда не существовал отдельно от техники: орудия и машины всегда были частью нас. Cегодня мы в симбиозе: стирается граница между человеком и машиной, естественным интеллектом и искусственным, открытым космосом и технологическим пространством.

«Орбитальный вихрь — образ системы ответственности и архитектуры безопасности. Спираль, собранная из тысяч спутниковых модулей, — это визуализация цифровой экосистемы, где безопасность не удерживается в одной точке. Она распределена между инженерами, алгоритмами, пользователями и техническими системами. Каждый объект в этом вихре — узел инфраструктуры, и только их совместная работа создает устойчивую архитектуру безопасности. Стоит одному элементу выпасть — и движение спирали нарушается. Работа напоминает: кибербезопасность — это живой организм, а не замкнутый периметр».

Прозрачность, контроль, ответственность и этика —
не абстракции, а практики, из которых мы
формируем технологи,
а они формируют нас.
Чем больше автономности мы отдаём машинам, тем сильнее нам
самим нужен компас
ценностей. 
Прозрачность, контроль, ответственность и этика — не абстракции, а практики, из которых мы формируем технологи, а они формируют нас. Чем больше автономности мы отдаём машинам, тем сильнее нам самим нужен компас ценностей. 

«Серафим орбитальной архитектуры на второй работе символизирует этический компас AI и роль человека в формировании технологии. Спектральная фигура над кольцом орбитальной конструкции — это не надзор и не контроль, а отражение того, как наши собственные запросы, данные и ценности собираются в единый алгоритмический организм. Технология не над человеком — она зависит от него. Она возвращает нам то, что мы в нее вкладываем: прозрачность, ориентиры, ошибки и ответственность. Так рождается новый этический компас — не абстрактный, а практический, встроенный в каждодневную цифровую инфраструктуру».

Чувство безопасности
и контроля — это сеть,
а не точка. В ней сплетены инженеры, пользователи и корпорации.
Ответственность распределена, и доверие держится только тогда,
когда работают все
узлы. Стоит одному
элементу выпасть —
и вся конструкция дает сбой.
Чувство безопасности и контроля — это сеть, а не точка. В ней сплетены инженеры, пользователи и корпорации. Ответственность распределена, и доверие держится только тогда, когда работают все узлы. Стоит одному элементу выпасть — и вся конструкция дает сбой.

«Третья работа — про распределенное сознание и симбиоз человека и машины. Всадник в сияющих технодоспехах — это образ человека, который давно перестал быть отдельным от машин. Его крылья — не метафора ангела, а визуальный жест симбиоза, где биология и технология работают как единая система. Под ним — орбитальная сеть, похожая на цифровой мозг, который мы сами создали и теперь используем как продолжение своей воли. Эта работа о том, как искусственный интеллект становится нашим соавтором и союзником в кибербезопасности: технология защищает от технологий, а человек — часть распределенного сознания, которое удерживает мир в равновесии».

Rinatto L’bank
Ринат Абдрахманов

Окончил Eastern Mediterranean University по направлению визуальной коммуникации. Активно выставляется в России, Европе и Азии. Его проекты представлены в Русском музее, Capital Museum (Пекин), VS Gallery (Москва), SuperChief Gallery (США, Япония, Италия), в разные годы были показаны на ярмарке Art Basel Miami Beach, на Всемирной выставке Expo в Японии (Осака). Сотрудничал с Bulgari, участвует в медиафорумах и цифровых биеннале. Произведения находятся в коллекции Русского музея и частных собраниях.

Новые ритуалы

Российская неделя кибербезопасности в фото: цифровые художники ищут формулу киберустойчивости

Автор этой серии работ, Цифровой сказитель (Миша Надымов), лично представил свои работы на площадке SOC Forum и рассказал гостям зоны «Киберстарт» о серии картин и об опыте участия в проекте.

Ритуалы всегда были
рядом с человеком —
дары богам, рукопожатия, подписи создавали ощущение порядка и защиты. Сегодня их место заняли отпечатки пальцев, биометрия. Наши
тела и жесты стали ключами к машинам. Эти
цифровые обряды — новые практики кибербеза.
Ритуалы всегда были рядом с человеком — дары богам, рукопожатия, подписи создавали ощущение порядка и защиты. Сегодня их место заняли отпечатки пальцев, биометрия. Наши тела и жесты стали ключами к машинам. Эти цифровые обряды — новые практики кибербеза.

«Я участник коммьюнити «Березовый промпт», мы все думаем на русском языке, считаем его определенной моделью мышления и изучаем, как язык отражается в наших работах: ведь мы думаем на русском, а промты пишем на английском. Технологии международные, у них нет никаких границ, но пользуемся мы ими через такую «надстройку» как русский язык».

C приходом технологий
смысл ритуалов изменился. Они больше
не принадлежат только
людям: в них включены
«чёрные ящики» алгоритмов, за которыми
стоят инженеры
и технологические
компании.
C приходом технологий смысл ритуалов изменился. Они больше не принадлежат только людям: в них включены «чёрные ящики» алгоритмов, за которыми стоят инженеры и технологические компании.

«Если мы уберем приставку «кибер», речь все равно про безопасность, в который мы нуждаемся как вид с древних времен. Я увидел параллель между тем, что 1 000 лет назад человечество через ритуал обращалось к небесам, не понимая, как устроен этот мир. Мы сейчас, по сути, делаем то же самое: обращаемся к непонятным нам технологиям, алгоритмам, машинам. Я увидел аналогию и понял, что, хотя технологически мы сильно развиваемся, но некоторые ритуалы остались».

Чувство безопасности
— сложный синтез
на многих уровнях:
культурном, социальном и техническом.
Мы должны узнавать
пиктограммы и символы и понимать
технологии на уровне кода и алгоритмов. Но как увидеть за ними человека, отражением которого те являются? 
Чувство безопасности — сложный синтез на многих уровнях: культурном, социальном и техническом. Мы должны узнавать пиктограммы и символы и понимать технологии на уровне кода и алгоритмов. Но как увидеть за ними человека, отражением которого те являются? 
Цифровой сказитель
Миша Надымов

Медиа-художник и автор канала «Цифровой сказитель», участник коммьюнити «Березовый промпт», участник фестивалей НУР, INTERVALS, OUTLINE, D/G/TAL RA/N, Ночь Света. Работы выставлялись в музеях Дубая, Китая, на медиафасадах в Европе и России. Работает с генеративной графикой, нейросетями, дополненной реальностью, 3D и интерактивными форматами.

В 2024 году, когда проект «Киберкультура» прошел впервые, его участники стремились создать максимально близкие и понятные широкой аудитории образы, чтобы инициировать диалог о цифровых угрозах и безопасности. В этом году диалог вышел на новый уровень: художники не дают готовых ответов, и предлагают не только назвать проблему, но и осмыслить ее, в том числе признавая и осознавая собственное место в новом мире.

Российская неделя кибербезопасности — серия событий, которая охватывает широкую аудиторию и множество площадок по всей стране. Неделя организована «Соларом» при участии партнеров. Ранее мы уже рассказывали о проекте «День открытых дверей».

2
Начать дискуссию