Раскройте карты — напишите бриф на разработку приложения
Материал будет полезен тем, кто уже выбирает исполнителя для разработки мобильного приложения или веб-сервиса. Вы узнаете, для чего вам нужен бриф и как его правильно составить.
В конце статьи будет структура для составления своего брифа и ссылка на наш вариант.
Мы ответим на следующие вопросы:
- Что такое бриф?
- Зачем он нужен?
- Как подготовить?
История фатальной ошибки Павла
Представим себе Павла: он занимается бизнесом по доставке чистой питьевой воды с озера Байкал. Компания довольно известная в городе N, но клиентов немного, поэтому нужно как-то расширять клиентскую базу.
Павел нанимает компанию, которая занимается разработкой мобильных приложений и поручает им создать классное приложение по заказу воды.
И вот приложение готово: лежит в магазинах iTunes, Google Play, а Павел недоумевает — приложение не вызвало интереса клиентов.
Задаем базовые вопросы:
- Это приложение работает? Да!
- Это приложение достигает целей Павла и решает какую-либо значимую проблему клиентов? Нет и еще раз нет!
Что пошло не так?
Невозможно создать хороший продукт без понимания его целей и задач
Команда разработчиков не поняла цели и ожидания Павла. У нее не было четкого понимания бизнес-задач и проблем, которые будет решать приложение.
Многие ошибаются, думая, что достаточно просто сделать приложение и что оно сразу вызовет вау-эффект. Это не так, и история с Павлом это доказывает.
Почему некоторые заказчики и исполнители до сих пор думают, что создание ответственного и дорогого продукта возможно без объяснения причин?
Независимо от того, что вы планируете: создать мобильное приложение, улучшить юзабилити личного кабинета для клиентов, провести маркетинговую кампанию или заказать рекламную листовку, сначала напишите бриф для исполнителя этой задачи/проекта.
Бриф — это довольно простой документ, который передает ваше видение и служит путеводителем для разработчиков или агентства. Он показывает направление работ и ставит реальные цели, которые вы сможете достичь совместными усилиями.
Бриф — это не многостраничная папка с документами, а короткая выжимка
Начните с определения проблемы, которую вы хотите решить, и соберите всю необходимую информацию. Когда вы это сделаете, пришло время составить бриф.
Бриф должен включать в себя: проблему, цели, целевую аудиторию, действия, которые вы от них ожидаете, под какие мобильные платформы разрабатывается приложение, возможно, креативную концепцию, ожидаемый бюджет и время запуска проекта. Не обязательно углубляться в детали, это должен быть простой и понятный документ, который покажет, чего вы хотите достичь и что у вас для этого есть.
Посмотрим на пример готового брифа от Павла.
1. Опишите, зачем вам нужен проект, чем он будет полезен
2. Опишите вашу позицию на рынке и какая существует проблема, задача
3. Опишите ваших клиентов: демографические данные (кто, где, возраст и прочее), интересы, атрибуты, как они относятся к вашему бренду?
4. Что вы хотите донести до клиентов? Опишите желанную цель, из-за которой вы решились на создание мобильного продукта, и то, как вы хотите преподнести это клиентам.
5. Поставьте цели, конкретные и достижимые
6. Сообщите, если точно уверены, что именно вы хотите заказать
7. Обычно, бюджет не раскрывают в брифе, но если у вас был опыт с аналогичными проектами, то определенные ожидания по бюджету можно прикинуть. При желании, вы можете его озвучить.
8. Если у вас есть какие-либо правила того, что можно и нельзя использовать, напишите об этом в брифе. Сообщите про фирменный стиль, пожелания, корпоративные ограничения и т.п. Либо оставьте это на откуп исполнителю, который задаст вам правильные наводящие вопросы.
9. Если у вас есть дедлайн, напишите об этом
Представьте, что у вас уже готов бриф на разработку мобильного приложения. При этом осталось еще много информации, которую вы не смогли передать через бриф. Но это и не требуется. Бриф помогает выбрать подходящего исполнителя. Для всего остального есть отдельные документы (например брендбук или фирменный стиль). Просто подготовьте их и передайте тому разработчику, которому доверите создание проекта.
Подведем итоги
- Бриф увеличит шансы на то, что мобильное приложение или другой продукт будет соответствовать вашим ожиданиям и потребностям конечных пользователей
- Бриф полезен для любого заказного проекта (мобильное приложение, веб-сервис, сайт, видеоролик, листовка, баннер и т.д.)
- Бриф писать просто, если вы знаете основные блоки, из которых он состоит. Теперь знаете :)
Перейдем к практике
Это основа для создания своего первого брифа, чтобы вы могли определить, какая информация у вас уже есть, а чего не хватает для составления брифа:
- Я понимаю проблему, которую требуется решить
- Моя проблема представлена конкретными фактами и цифрами
- Представляю способ решения проблемы (маркетинговое решение)
- Знаю тип продукта, который мне нужен
- Знаю своих клиентов, целевую аудиторию
- Мои маркетинговые цели и задачи мне понятны
- Знаю ключевое преимущество перед конкурентами
- Могу прикинуть бюджет проекта
- Есть реальные срок запуска и дедлайн проекта
- У меня есть фирменный стиль и брендбук компании
Отметили большинство пунктов? Отлично, значит половина работы уже сделана. Соберите недостающую информацию и напишите свой первый бриф для создания мобильного приложения или веб-сервиса.
Или отправьте его нам, заполнив нашу форму :)
Мы 10 лет помогаем SaaS-продуктам расти через UX/UI-дизайн. Без фрилансеров и найма в штат — просто передавая дизайн-поддержку на аутсорс. Поможем с определением продуктовои стратегии, разработаем дизайн, проведем тестирования с реальными пользователями и подберем команду программистов для реализации ваших идей.