{"id":13456,"url":"\/distributions\/13456\/click?bit=1&hash=6bf95d5850d39a632d71d9ebb94b8a4e644bc6a23b4e4c2644b39e47003b100d","title":"80 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0434\u044b\u0440\u044f\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043d\u043e\u0441\u043a\u0443 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u0430","buttonText":"\u0427\u0442\u043e\u043e\u043e?","imageUuid":"a05ce1a7-0771-5520-b8cb-45c9bdd65351","isPaidAndBannersEnabled":false}

Процесс менеджмента разработки сайта

Грамотно выстроенный процесс разработки сайта снижает риски и повышает вероятность достижения целей проекта. В этой статье расскажу об этапах типичного процесса и о том, какую роль в каждом из них играет менеджер проекта.

Этап №1. Агрегация требований

Видение проекта

Первый вопрос, который руководитель проекта решает в самом начале – для кого, с какой целью создаётся сайт и какие критерии успеха проекта. После общения с заказчиком детально прописываются цели и задачи для их достижения.

Пример карты "Видение проекта"

Анализ целевых персон

На основе выявленных критериев в сотрудничестве с заказчиком определяем портреты целевых пользователей сайта. Детально расписываем ожидания, боли и цели.

На этом этапе большим плюсом будет провести глубинные интервью с потенциальными пользователями для формирования реалистичных персон и понимания их потребностей.

Пример карты "Анализ целевых персон"

Конкурентный анализ

Дальше проводим анализ конкурентов. Цель этого этапа – детально разобрать, какие решения существуют на рынке, какой функционал является стандартом и какие боли пользователей не закрывает ни один ресурс. Это поможет с позиционированием, определением минимального функционала и уникального торгового предложения.

Пример карты "Анализ сайтов конкурентов"

Структура сайта

На основе результатов предыдущих этапов, формируем структуру сайта. Этот артефакт помогает организовать входящие данные для общения с заказчиком и дальнейших этапов дизайна и разработки.

Пример карты "Структура сайта"

Этап №2. Планирование, приоритизация и оценка

Планирование и приоритизация

После обсуждений с дизайнером, разработчиком и заказчиком создается бэклог продукта, отсортированный по приоритету для бизнеса. Легко реализуемые задачи с наибольшим выхлопом для бизнеса размещаем вверху списка. Понимая приоритет задач, формируем диаграмму Ганта с наглядным отображением этапов и сроков разработки проекта.

Пример "Диаграмма Ганта"

В ходе работы этапы будут детализироваться, а сроки уточняться. Детально описанные задачи заносятся в бэклог. Сам бэклог просматривается еженедельно.

Бэклог ведется по принципу набегающей волны. Задачи, которые ближе к верху должны быть сформулированы более четко. Бэклог – документ живой и постоянно обновляющийся.

Нормальный горизонт детального планирования – от недели и больше. То есть у специалистов должно быть четкое понимание задач минимум на неделю в контексте общего направления работы.

Дневные планы пересматривать ежедневно в формате стендапа. Специалисты отвечают на вопросы по скраму: Что было сделано вчера? Что буду делать сегодня? Какие проблемы нужно решить?

Оценка

Специалисты оценивают сроки самостоятельно. Менеджеру проекта стоит помнить, что большинство людей не всегда могут корректно оценивать сроки выполнения задач и учитывать это при планировании.

Принципы адекватной оценки:

  • Опираясь на свою картину мира в прошлом (свой опыт и исторические данные)
  • Продлевая свою картину мира в будущее (экспертные оценки и интуиция)
  • Лучшее, что мы можем сделать – представить, как будем выполнять ту или иную работу. Чем детальнее мы представим процесс работы, тем оценки будут точнее
  • Изначальную оценку умножить либо на пи(3,14 ), либо на е(2,71)
  • Каждая задача не должна занимать больше 8 часов. В противном случае – декомпозируем, чтобы в конце рабочего дня можно было отследить прогресс, своевременно выявить блокеры и протестировать выполненный кусок работы.

Этап №3. Прототип и тестирование идеи

После согласования структуры сайта в текстовом виде и планирования работ в связке с дизайнером создается прототип – интерактивная модель будущего сайта.

На прототипе легко понять, что на бумаге казалось хорошей идеей, а на деле ломает юзабилити. Такие моменты команда отслеживает с помощью тестирования (коридорное, пользовательское, т.д.) и предлагает более удачные решения.

Кроме этого, прототип облегчает коммуникацию с клиентом и позволяет внести необходимые изменения на ранних этапах проекта. Следовательно, экономит время и ресурсы для исправления ошибок на этапе визуального дизайна и разработки.

Пример прототипа

Этап №4. Разработка технического задания

После того, как заказчик утвердил прототип, менеджер составляет подробное описание функциональности и дизайна сайта – техническое задание.

В него входит:

  • Общее описание проекта
  • Описание технических требований
  • SEO требования к проекту
  • Описание функционала
  • Пользовательские сценарии

Этап №5. Визуальный дизайн и тестирование

Дальше дизайнер приступает к проработке визуальной части проекта.

Менеджер проекта на этом этапе ведет коммуникацию с клиентом, программистами, составляет план разработки, прописывает критерии принятия задач и тестирует дизайн. Если позволяет бюджет проекта, готовый дизайн тестируем с пользователями для выявления неточностей и улучшения юзабилити интерфейса до начала разработки.

По итогу получаем дизайн протестированный пользователями, утвержденный клиентом, одобренный разработчиками и соответствующий изначальным требования к проекту.

Пример дизайна

Этап №6. Верстка/разработка и тестирование

Процесс разработки разбивается на спринты. В начале спринта выбираем приоритетные задачи из бэклога. По окончанию спринта, отслеживаем прогресс, выявляем блокеры, корректируем направление работ и отслеживаем прогресс проекта.

В ходе разработки руководитель проекта отслеживает качество выполнения поставленных задач.

Обычно тестирования проходит в три уровня: первый — верстальщик/ программист сам проверяет работу по специальному чек-листу, составленному менеджером. Второй — менеджер проходится по этому же чек-листу. Третий уровень — менеджер проверяет проект целиком.

Пример таблицы тестирования верстки и программирования

На что опираться при тестировании:

  • Чек-листы (Критерии проверки готовности задач)
  • Утвержденные результаты предыдущих этапов (ТЗ, прототипы, бэклоги)
  • Здравый смысл (Без него никак, но он у всех разный)

Этап №7. Сдача проекта и тестирование

Мы все сделали. Что дальше?

Менеджер тестирует проект на тестовом сервере и выявляет баги. Баги приоритизируются и выдаются в виде задач команде.

Когда основные недочеты исправлены, проект сдается клиенту на тестовом сервере. Клиент тестирует проект. После утверждения сайт переносится на рабочий сервер. Там снова выполняется тестирование, например в формате Smoke-тест, проверка GooglePageSpeed, внутренних тесты в CMS.

Выводы

По статистике большая часть проектов проваливается не потому, что не удалось реализовать что-то с технической стороны. Чаще всего причина – проблемы с коммуникацией. Как с клиентом, так и внутри команды.

Четко выстроенный процесс помогает минимизировать риск проблем с общением и формирует реалистичные ожидания у клиента и у команды.

Менеджер находится на проекте от начала и до конца, отвечает за результат, качество, сроки выполнения. Самое важное, что менеджер может сделать для успеха проекта – помочь команде и клиенту выстроить грамотный процесс разработки и коммуникации.

Надеюсь, что эта статья была для вас полезной, буду рад услышать ваши комментарии.

0
1 комментарий
Валерий

 В целом полезная для потенциальных заказчиков и начинающих разработчиков статья.Чтобы люди хоть немного понимали основные этапы работ и их объём.

К моему удивлению, многие берутся за реализацию таких проектов, без прототипов, знаний о ЦА, чётких ТЗ и планов, а потом удивляются: "что-то пошло не так" и "почему же не получилось?".

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null