Делал дизайн, пока говорил по телефону: история Пола Рэнда, который создал логотипы для IBM и Стива Джобса
Рисовал антифашистский журнал, работал арт-директором в Esquire и делал рекламу на азбуке Морзе.
Карандаши заменял уголь, школу — журналы
Настоящее имя Пола Рэнда — Перетц Розенбаум. Он родился в Нью-Йорке в 1914 году. Его отец держал небольшой продуктовый магазин, где будущий дизайнер в школьные годы оформлял витрины и вывески.
Семья Розенбаум жила по строгим еврейским религиозным законам, запрещающим создавать изображения. Перетц нарушал правила и срисовывал картинки из рекламных плакатов, газет и детских комиксов. Вместо письменного стола у ребёнка был стул, а карандаши и краски заменял уголь.
Я всегда рисовал — с трёх или четырёх лет. Во время Первой мировой войны я сидел на маленьком табурете или на коленях и рисовал солдат, окопы.
В школе мальчик оформлял вывески для праздников, и ему разрешали пропускать занятия по физкультуре, математике и другим предметам.
Родители считали, что рисованием денег не заработать, поэтому в 15 лет отправили его учиться в среднюю школу Хаарена на Манхэттене. В 1929 году он уговорил отца отплатить вечерние занятия по дизайну в Институте Пратта. Окончив школу и курсы, молодой человек в 1932 году поступил в Школу дизайна Парсонса.
«Об этом никогда не упоминали в художественной школе, поэтому я получил образование в основном из журналов и книг», — замечал Перетц.
В 1930-х годах он поступил в Лигу студентов искусств, где преподавал немецкий живописец Джордж Гросс. По воспоминаниям дизайнера, преподаватель только приехал в США и не говорил по-английски.
Вы можете себе представить, какими были его занятия. Он обходил вокруг, смотрел на вашу работу и делал несколько пометок, а вы задавались вопросом, к чему он клонит.
В книжных магазинах Перетц познакомился с европейскими журналами Gebrauchsgraphik и Advertising Art. По ним он изучал графический дизайн. Там публиковались работы французского плакатиста Адольфа Жан-Мари Мурона и венгерского художника Ласло Мохой-Надя.
Также на Перетца повлиял немецкий рекламный стиль Sachplakat, известный как предметный плакат. Художники этого направления изображали только продаваемый предмет и крупным шрифтом писали название фирмы.
Перетц учился на работах промышленного дизайнера Густава Дженсена, у которого хотел поработать в студии, но ему отказали.
Ранняя карьера: иллюстратор, собственная студия и дизайн журналов
Еврейское происхождение могло помешать карьере дизайнера в то время, и чтобы его скрыть, Перетц взял фамилию дяди — Рэнд, а имя сократил до Пол.
Четыре буквы в имени, четыре в фамилии, из этого получится хороший логотип.
В середине 1930-х Рэнд работал у дизайнера Джорджа Свитцера за $10 в неделю: занимался рекламой в газетах для фармацевтической компании Squibb и оформлял упаковки для мяса Hormel.
В 21 год Рэнд арендовал маленькую комнату на чердаке за $15 в месяц и открыл в ней студию.
В комнате едва хватало места: мне приходилось перелезать через стол, чтобы добраться до стула.
В студии он верстал отраслевой журнал Glass Packer и создавал объявленя по $2–4 за штуку.
«Я делал всё: надписи, макеты, рисунки, что угодно, — рассказывал Рэнд. — Звонили агентства, и я выполнял срочную работу. Я мог сделать для клиента всё, даже убрать снег».
В 1936 году ему предложили внештатную работу в журнале мужской моды Apparel Arts, издаваемого Esquire.
На обложках издания Рэнд с помощью коллажа из обрезанных фотографий делал композиции. Он подбирал разные шрифты и сочетал их со своим почерком. Журналы с такими обложками выделялись в газетном киоске.
Рэнду дважды предлагали стать арт-директором журнала. В 1937 году дизайнер отказался, так как считал, что не готов. Через год руководство снова предложило должность, и на этот раз он согласился.
«Большинство людей были вдвое старше меня, — вспоминал он, — в журнале публиковались известные писатели, среди них Хемингуэй и Фицджеральд».
Выпуски журнала в издательстве собирались в короткие сроки. В 1940 году Рэнд за ночь оформил рождественский номер в своей студии на чердаке. Для стимула руководитель издания Девид Смарт накормил дизайнера артишоками в дорогом отеле.
В конце 1930-х Рэнд рисовал для антифашистского журнала Direction. Издание редактировала арт-директор Esquire Маргарита Тьядер Харрис, которая старалась сделать его культурным журналом с антивоенной тематикой.
У издания не было денег, поэтому Рэнд работал бесплатно, самостоятельно решая, что и как делать. Однажды ему заплатили акварелью.
В своих ранних работах он использовал коллаж, фотографии, рисунки и шрифт, чтобы привлечь внимания читателя. По мнению дизайнера Эндрю Ванна, творчество Рэнда отличала простота и интеллектуальность.
Для обложки «С Рождеством» Рэнд использовал образ подарка, где вместо ленты разместил колючую проволоку. Так дизайнер отразил военное время.
Когда я делал обложку для Direction, я пытался подражать художникам. Я пытался делать ту работу, которую делали Ван Дусбург, Леже и Пикассо, — работать в их духе.
Дизайн рекламы
В агентстве Рэнд занимался оформлением упаковок, объявлений и товарных знаков для бизнеса. Ему разрешили ставить подпись под работами, сделанными в агентстве, и его имя обрело популярность.
Первым клиентом рекламного агентства стала компания по производству тканей Stafford Fabrics. Рэнд разработал логотип, где в центре разместил жеребца и раскрасил его в цвета ткани. Дизайнер считал, что знак выполняет две функции — логотип идентифицирует и иллюстрирует фирму. «Каждая часть работает рука об руку, чтобы усилить и драматизировать эффект целого», — писал Рэнд.
В этот период он использовал «визуальный каламбур» — собирал противоречивые образы, например, подарок в колючей проволоке, или загадывал ребусы через ассоциации. Он объединял эскизы рисунков в символы, соединял формы, цвета и предметы, вырезал образы из бумаги, «играл» с контрастами, пространством, текстом и шрифтами.
В 1940-х годах Рэнд занимался рекламой для винной корпорации Dubonnet. Он использовал образ Дюбонне — джентльмена в котелке и с бокалом вина, который создал художник Кассандр в 1920-х годах.
Центральным образом бренди стал персонаж с головой в форме рюмки, а фон символизировал пузырьки газировки, которую подают к бренди.
В 1950-х годах Рэнд сотрудничал с американским производителем сигар El producto cigars. Его работы содержали комические рисунки с образом «человек-сигара». Дизайнер сделал более 100 рекламных объявлений.
В 1954 году Рэнда наградили золотой медалью Клуба арт-директоров за рекламу Радиокорпорации Америки (RCA). Компания во время Второй мировой войны производила радиотехнику для армии.
Руководитель корпорации Дэвид Сарнофф в начале карьеры работал телеграфистом и 14 апреля 1912 года принял радиотелеграмму о крушении лайнера «Титаник». На рекламном плакате Рэнд на языке Морзе вместо SOS поместил аббревиатуру RCA.
Дизайн логотипов для крупных компаний
Логотип не должен быть очаровательным: он предназначен для идентификации. Логотип всегда — отражение компании, а не наоборот.
«Рэнд практически единолично убедил бизнес в том, что дизайн — это эффективный инструмент», — рассказывал графический дизайнер Луи Данцигер.
IBM
В 1956 году глава корпорации Томас Уотсон-младший решил изменить дизайн IBM. Его вдохновила реклама фирмы Olivetti, с которой работал Рэнд.
Уотсон-младший нанял консультантом по дизайну архитектора Элиота Нойеса. Последний собрал команду, в которую вошёл Рэнд.
Они разработали систему для компании, охватившей все сферы — от продуктов IBM до её зданий, логотипов и рекламы. По мнению Нойеса, образ бизнес-организации должен быть «похожим на хорошую картину».
Рэнд разрабатывал логотипы. Первую свою работу 1956 года для IBM дизайнер называл переходным, похожим на то, что уже было. Рэнд только заме��ил шрифт Beton Bold на City Medium, удлинил засечки и увеличил квадраты буквы «B».
Рэнд думал, как в логотипе визуально выровнять пропорции букв, которые изменялись от узкой «I» к широкой «M». Его вдохновили старые документы, где подписи ставили на специальных линиях, чтобы их не подделали и не скопировали. Дизайнер решил взять буквы и поделить их на строки. Так в 1972 году у IBM появился новый логотип с 8 полосами.
«Поскольку каждая буква индивидуальна, одинаковые параллельные линии представляют собой гармоничные элементы, соединяющие буквы вместе», — описывал работу Рэнд.
В 1981 году он создал логотип-ребус для внутренней конференции дизайнеров IBM, но знак стал популярен за пределами компании.
Томас Уотсон-младший на одной из лекций определил важность художественного оформления корпорации. «Хороший дизайн — хороший бизнес», — заметил руководитель IBM.
Westinghouse
Логотип для энергетической компании Westinghouse Electric Corporate Рэнд разработал в 1959 году во время разговора по телефону.
Однажды мне позвонили и спросили, хочу ли я сделать логотип для Westinghouse. И пока разговаривал по телефону, я нарисовал его на газете.
Рэнд объяснил, что раньше уже думал о таком дизайне.
UPS
Логотип для компании по экспресс-доставке United Parcel Service дизайнер сделал за неделю в 1961 году. Сохранив от старого знака образ щита, он разместил сверху прямоугольник с бантом. Логотип содержал образ посылки, доставкой которой занималась компания.
«Возможно, это был даже эмоциональный жест: помимо простой доставки посылок людям, UPS доставляла подарки», — объяснял дизайнер. Рэнд показал набросок знака дочери и спросил: «Что это?». Она ответила: «Это подарок!» Для него это был идеальный ответ.
Рэнд не просто делал логотипа UPS, но и определял место знака на грузовиках.
Вы не найдете логотип на задней части грузовиков UPS, потому что, если вы попали в пробку, вам захочется проклясть водителя перед вами. Без логотипа вы не сможете проклинать UPS.
ABC
Логотип для радиовещательной компании ABC он разработал в 1962 году. В знаке отображены четыре круга, три из них — буквы. По признанию Рэнда, логотип ABC — это чистая геометрия.
Дизайнер использовал стиль шрифта баухаус, созданного в 1920-годах. Простота логотипа позволила легко разработать цветной и градиентный варианты.
NeXT
В 1986 году дизайнер разработал логотип для компании Стива Джобса NeXT Computers за $100 тысяч. Джобс отозвался о Рэнде как о человеке с «внешностью скряги, но с золотым сердцем».
Я решу ваши проблемы за вас, но вам не обязательно использовать моё решение. Если вам нужны варианты — можете обратиться к кому-нибудь другому.
Рэнд сделал в названии компании букву «е» строчной, чтобы слово не было похожим на «exit». По мнению дизайнера, строчная «e» изменила ритм и восприятие названия.
При работе со знаком художник столкнулся с проблемой — слово «следующий» нельзя изобразить. «Что ты собираешься показать? Парикмахерская, где кто-то показывает: «Ты следующий!»?» — задавался вопросом Рэнд.
Создавая логотипы, он не стремился следовать моде и трендам.
Тенденция скоро пройдёт; это не логично и не экономично. Сегодня это нормально, но что делать дальше?
По его мнению, хороший логотип должен быть отличительным, видимым, изменяемым, запоминаемым, универсальным, вечным и простым. При этом Рэнд часто проверял «читабельность» нового логотипа на людях, не связанных с дизайном. Например, он мог спросить у сантехника: «О чём это говорит?»
Из практики в теорию: книги, лекции и награды
Некрасивая, но работающая вещь, столь же неэтична, как и красивая, но неработающая. Первая опошляет потребителя, вторая — обманывает
В рекламе он следовал принципу архитектора Ле Корбюзье — избегать бессмысленных украшений. «Для каждого элемента должна быть причина», — писал Рэнд.
Рэнд был почётным профессором Йельского университета и преподавал в нём с 1956 по 1969 годы, а затем с 1974 по 1985 годы. Он читал лекции об истории графического дизайна, уделял внимание теории и эстетике искусства.
Также получил множество наград за. Например:
- В 1966 году золотую медаль Американского института графических искусств.
- В 1972 году его включили в Зал славы Нью-Йоркского клуба арт-директоров.
- В 1987 году Рэнда наградили Флорентийской премией Международного университета Дель Арте, которую называли «Нобелевской премией за рекламу».
В 1990-х годах дизайнер продолжал заниматься логотипами, плакатами и книгами в собственной студии.
Он умер 26 ноября 1996 года от рака в онкологическом центре. На его могиле установлен мемориал в форме мраморного квадрата, сделанного коллегой Фредом Троллером.
Рэнд не видел разницы между художником и дизайнером — они оба работают с формой и содержанием.
Я пытаюсь создавать искусство. Делаю я это или нет— не зависит от меня, это зависит от бога.