Делал дизайн, пока говорил по телефону: история Пола Рэнда, который создал логотипы для IBM и Стива Джобса

Рисовал антифашистский журнал, работал арт-директором в Esquire и делал рекламу на азбуке Морзе.

Пол Рэнд   <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmonitorbox.ru%2Fshopblog%2Fkniga-pol-rend-kupit&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">monitorbox</a>
Пол Рэнд   monitorbox

Карандаши заменял уголь, школу — журналы

Настоящее имя Пола Рэнда — Перетц Розенбаум. Он родился в Нью-Йорке в 1914 году. Его отец держал небольшой продуктовый магазин, где будущий дизайнер в школьные годы оформлял витрины и вывески.

Семья Розенбаум жила по строгим еврейским религиозным законам, запрещающим создавать изображения. Перетц нарушал правила и срисовывал картинки из рекламных плакатов, газет и детских комиксов. Вместо письменного стола у ребёнка был стул, а карандаши и краски заменял уголь.

Я всегда рисовал — с трёх или четырёх лет. Во время Первой мировой войны я сидел на маленьком табурете или на коленях и рисовал солдат, окопы.

Пол Рэнд

В школе мальчик оформлял вывески для праздников, и ему разрешали пропускать занятия по физкультуре, математике и другим предметам.

Перетц Розенбаум с братом-близнецом   <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.paulrand.design%2Flife%2Fportraits.html&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">paulrand</a>
Перетц Розенбаум с братом-близнецом   paulrand

Родители считали, что рисованием денег не заработать, поэтому в 15 лет отправили его учиться в среднюю школу Хаарена на Манхэттене. В 1929 году он уговорил отца отплатить вечерние занятия по дизайну в Институте Пратта. Окончив школу и курсы, молодой человек в 1932 году поступил в Школу дизайна Парсонса.

По словам Перетца, в художественных школах не рассказывали о современных авангардных стилях, и термин «графический дизайн» не использовался. Например, о баухаусе он впервые узнал из британского журнала Commercial Art. Позже он часто использовал этот стиль в работе.

«Об этом никогда не упоминали в художественной школе, поэтому я получил образование в основном из журналов и книг», — замечал Перетц.

Разворот журнала Commercial Art, 1929 год letterformarchive
Разворот журнала Commercial Art, 1929 год letterformarchive

В 1930-х годах он поступил в Лигу студентов искусств, где преподавал немецкий живописец Джордж Гросс. По воспоминаниям дизайнера, преподаватель только приехал в США и не говорил по-английски.

Вы можете себе представить, какими были его занятия. Он обходил вокруг, смотрел на вашу работу и делал несколько пометок, а вы задавались вопросом, к чему он клонит.

Пол Рэнд

В книжных магазинах Перетц познакомился с европейскими журналами Gebrauchsgraphik и Advertising Art. По ним он изучал графический дизайн. Там публиковались работы французского плакатиста Адольфа Жан-Мари Мурона и венгерского художника Ласло Мохой-Надя.

Также на Перетца повлиял немецкий рекламный стиль Sachplakat, известный как предметный плакат. Художники этого направления изображали только продаваемый предмет и крупным шрифтом писали название фирмы.

Перетц учился на работах промышленного дизайнера Густава Дженсена, у которого хотел поработать в студии, но ему отказали.

Ранняя карьера: иллюстратор, собственная студия и дизайн журналов

В начале 1930-х годов он устроился иллюстратором в компанию Metro Associated Services, которая продавала рисунки для газет и журналов.

Еврейское происхождение могло помешать карьере дизайнера в то время, и чтобы его скрыть, Перетц взял фамилию дяди — Рэнд, а имя сократил до Пол.

Четыре буквы в имени, четыре в фамилии, из этого получится хороший логотип.

Моррис Визгрод

В середине 1930-х Рэнд работал у дизайнера Джорджа Свитцера за $10 в неделю: занимался рекламой в газетах для фармацевтической компании Squibb и оформлял упаковки для мяса Hormel.

Свитцера The New York Times называла лидером в области развития художественной упаковки. Работая с ним, Рэнд научился графическому дизайну.

Пол Рэнд в молодости за чертёжным столом <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Finkbotdesign.medium.com%2Fpaul-rand-biography-top-10-logos-quotes-work-books-60a216f15e7&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">inkbotdesign</a>
Пол Рэнд в молодости за чертёжным столом inkbotdesign

В 21 год Рэнд арендовал маленькую комнату на чердаке за $15 в месяц и открыл в ней студию.

В комнате едва хватало места: мне приходилось перелезать через стол, чтобы добраться до стула.

Пол Рэнд

В студии он верстал отраслевой журнал Glass Packer и создавал объявленя по $2–4 за штуку.

Обложка журнала Glass Packer, разработанная Рэндом в 1936 году <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.paulrand.design%2Fwork%2FGlass-Packer.html&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">paulrand</a>
Обложка журнала Glass Packer, разработанная Рэндом в 1936 году paulrand

«Я делал всё: надписи, макеты, рисунки, что угодно, — рассказывал Рэнд. — Звонили агентства, и я выполнял срочную работу. Я мог сделать для клиента всё, даже убрать снег».

В 1936 году ему предложили внештатную работу в журнале мужской моды Apparel Arts, издаваемого Esquire.

На обложках издания Рэнд с помощью коллажа из обрезанных фотографий делал композиции. Он подбирал разные шрифты и сочетал их со своим почерком. Журналы с такими обложками выделялись в газетном киоске.

Делал дизайн, пока говорил по телефону: история Пола Рэнда, который создал логотипы для IBM и Стива Джобса

Рэнду дважды предлагали стать арт-директором журнала. В 1937 году дизайнер отказался, так как считал, что не готов. Через год руководство снова предложило должность, и на этот раз он согласился.

«Большинство людей были вдвое старше меня, — вспоминал он, — в журнале публиковались известные писатели, среди них Хемингуэй и Фицджеральд».

Логотип Esquire, разработанный Рэндом, 1938 год <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pinterest.fr%2Fpin%2F516014069786279114%2F&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">pinterest</a>
Логотип Esquire, разработанный Рэндом, 1938 год pinterest

Выпуски журнала в издательстве собирались в короткие сроки. В 1940 году Рэнд за ночь оформил рождественский номер в своей студии на чердаке. Для стимула руководитель издания Девид Смарт накормил дизайнера артишоками в дорогом отеле.

Рождественский номер журнала Esquire <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.paulrand.design%2Fwork%2FEsquire.html&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">paulrand</a>
Рождественский номер журнала Esquire paulrand

В конце 1930-х Рэнд рисовал для антифашистского журнала Direction. Издание редактировала арт-директор Esquire Маргарита Тьядер Харрис, которая старалась сделать его культурным журналом с антивоенной тематикой.

У издания не было денег, поэтому Рэнд работал бесплатно, самостоятельно решая, что и как делать. Однажды ему заплатили акварелью.

В своих ранних работах он использовал коллаж, фотографии, рисунки и шрифт, чтобы привлечь внимания читателя. По мнению дизайнера Эндрю Ванна, творчество Рэнда отличала простота и интеллектуальность.

Изображение тем войны и вторжения в Чехословакию
Изображение тем войны и вторжения в Чехословакию

Для обложки «С Рождеством» Рэнд использовал образ подарка, где вместо ленты разместил колючую проволоку. Так дизайнер отразил военное время.

Когда я делал обложку для Direction, я пытался подражать художникам. Я пытался делать ту работу, которую делали Ван Дусбург, Леже и Пикассо, — работать в их духе.

Пол Рэнд

Дизайн рекламы

В 1941 году соиздатель Esquire Уильяма Вайнтрауб продал 50% акций журнала и на вырученные деньги создал рекламное агентство. Он предложил Рэнду должность арт-директора.

Пол Рэнд <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.newschool.edu%2Fparsons%2Fprofile%2Fpaul-rand%2F&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">newschool</a>
Пол Рэнд newschool

В агентстве Рэнд занимался оформлением упаковок, объявлений и товарных знаков для бизнеса. Ему разрешили ставить подпись под работами, сделанными в агентстве, и его имя обрело популярность.

Первым клиентом рекламного агентства стала компания по производству тканей Stafford Fabrics. Рэнд разработал логотип, где в центре разместил жеребца и раскрасил его в цвета ткани. Дизайнер считал, что знак выполняет две функции — логотип идентифицирует и иллюстрирует фирму. «Каждая часть работает рука об руку, чтобы усилить и драматизировать эффект целого», — писал Рэнд.

Логотип компании Stafford Fabrics <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2F3.bp.blogspot.com%2F-XVWAG8aR0-Q%2FUVVuA9-kaUI%2FAAAAAAAAA3A%2F5pnIUoQ4H_E%2Fs1600%2Flogo_stafford_large.jpg&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">3.bp.blogspot</a>
Логотип компании Stafford Fabrics 3.bp.blogspot

В этот период он использовал «визуальный каламбур» — собирал противоречивые образы, например, подарок в колючей проволоке, или загадывал ребусы через ассоциации. Он объединял эскизы рисунков в символы, соединял формы, цвета и предметы, вырезал образы из бумаги, «играл» с контрастами, пространством, текстом и шрифтами.

Реклама Jacqueline Cochran <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmedium.com%2Fcanvs%2Fpaul-rand-an-inspiration-bde8d2d7bf4a&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">medium</a>
Реклама Jacqueline Cochran medium

В рекламных иллюстрациях подбирал символы, которые отличали бы одну торговую марку от другой. Ванн отметил, что Рэнд изменил подход к логотипу — знак стал «героем» сюжета дизайна.

Дизайнер выделял два компонента: большая часть привлекала внимание, а маленькая требовала задуматься. Так он предлагал читателю подумать и угадать идеи образов.

В 1940-х годах Рэнд занимался рекламой для винной корпорации Dubonnet. Он использовал образ Дюбонне — джентльмена в котелке и с бокалом вина, который создал художник Кассандр в 1920-х годах.

Реклама Dubonnet <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.paulrand.design%2Fwork%2FDubonnet.html&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Paul Rand Design</a>
Реклама Dubonnet Paul Rand Design

В этот же период он работал с производителя бренди Coronet Brandy Company. «Чтобы создать рекламу спиртных напитков, вы должны знать, что значит чувствовать себя весело», — размышлял Рэнд.

Центральным образом бренди стал персонаж с головой в форме рюмки, а фон символизировал пузырьки газировки, которую подают к бренди.

Реклама брэнди Coronet <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.paulrand.design%2Fwork%2FCoronet-Brandy.html&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Paul Rand Design</a>
Реклама брэнди Coronet Paul Rand Design

В 1950-х годах Рэнд сотрудничал с американским производителем сигар El producto cigars. Его работы содержали комические рисунки с образом «человек-сигара». Дизайнер сделал более 100 рекламных объявлений.

Образ «человека-сигара» в рекламе El producto, разработанной Рэндом <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.paulrand.design%2Fwork%2FEl-Producto.html&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Paul Rand Design</a>
Образ «человека-сигара» в рекламе El producto, разработанной Рэндом Paul Rand Design

Также он работал с копирайтером Биллом Бернбахом. Результатом стала кампания нью-йоркского универмага Ohrbach’s, где Бернбах сочинял сюжет, а Рэнд воплощал его в образ. Как отметил дизайнер Аллен Хёрлберт, реклама с грустным щенком и надписью «Ненавижу Ohrbach’s!» вошла в учебники по дизайну.

Реклама универмага Ohrbach's <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmonitorbox.ru%2Fshopblog%2Fkniga-pol-rend-kupit&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">monitorbox</a>
Реклама универмага Ohrbach's monitorbox

В 1954 году Рэнда наградили золотой медалью Клуба арт-директоров за рекламу Радиокорпорации Америки (RCA). Компания во время Второй мировой войны производила радиотехнику для армии.

Руководитель корпорации Дэвид Сарнофф в начале карьеры работал телеграфистом и 14 апреля 1912 года принял радиотелеграмму о крушении лайнера «Титаник». На рекламном плакате Рэнд на языке Морзе вместо SOS поместил аббревиатуру RCA.

Рекламный плакат Радиокорпорации Америки <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmonitorbox.ru%2Fshopblog%2Fkniga-pol-rend-kupit&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">monitorbox</a>
Рекламный плакат Радиокорпорации Америки monitorbox

Дизайн логотипов для крупных компаний

В 1954 году агентство Вайнтрауба выкупили и создали новую компанию Norman, Craig & Kummel. Рэнд ушёл из нового агентства и создал свою студию Weston. Он стал советовать корпорациям заниматься дизайном для бизнеса, а не простым оформлением.

Логотип не должен быть очаровательным: он предназначен для идентификации. Логотип всегда — отражение компании, а не наоборот.

Пол Рэнд

«Рэнд практически единолично убедил бизнес в том, что дизайн — это эффективный инструмент», — рассказывал графический дизайнер Луи Данцигер.

IBM

В 1956 году глава корпорации Томас Уотсон-младший решил изменить дизайн IBM. Его вдохновила реклама фирмы Olivetti, с которой работал Рэнд.

Реклама печатной машинки, разработанная Рэндом <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.lookatme.ru%2Fmag%2Fpeople%2Ficon%2F196969-paul-rand&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">lookatme</a>
Реклама печатной машинки, разработанная Рэндом lookatme

Уотсон-младший нанял консультантом по дизайну архитектора Элиота Нойеса. Последний собрал команду, в которую вошёл Рэнд.

Они разработали систему для компании, охватившей все сферы — от продуктов IBM до её зданий, логотипов и рекламы. По мнению Нойеса, образ бизнес-организации должен быть «похожим на хорошую картину».

Рэнд разрабатывал логотипы. Первую свою работу 1956 года для IBM дизайнер называл переходным, похожим на то, что уже было. Рэнд только заме��ил шрифт Beton Bold на City Medium, удлинил засечки и увеличил квадраты буквы «B».

Делал дизайн, пока говорил по телефону: история Пола Рэнда, который создал логотипы для IBM и Стива Джобса

Рэнд думал, как в логотипе визуально выровнять пропорции букв, которые изменялись от узкой «I» к широкой «M». Его вдохновили старые документы, где подписи ставили на специальных линиях, чтобы их не подделали и не скопировали. Дизайнер решил взять буквы и поделить их на строки. Так в 1972 году у IBM появился новый логотип с 8 полосами.

«Поскольку каждая буква индивидуальна, одинаковые параллельные линии представляют собой гармоничные элементы, соединяющие буквы вместе», — описывал работу Рэнд.

Логотип, 1972 год, корпорация использует до сих пор. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcases.media%2Fcolumn%2Fibm-logo&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">cases.medi</a>
Логотип, 1972 год, корпорация использует до сих пор. cases.medi

В 1981 году он создал логотип-ребус для внутренней конференции дизайнеров IBM, но знак стал популярен за пределами компании.

Логотип-ребус, разработанный Рэндом для IBM на сайте <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.ibm.com%2Fdesign%2Flanguage%2Fibm-logos%2Frebus%2F&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">назвали</a> «культовой частью визуальной истории компании»  <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcommons.wikimedia.org%2Fwiki%2FFile%3AEye_Bee_M_Rebus_Logo.jpg&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">commons.wikimedia</a>
Логотип-ребус, разработанный Рэндом для IBM на сайте назвали «культовой частью визуальной истории компании»  commons.wikimedia

Томас Уотсон-младший на одной из лекций определил важность художественного оформления корпорации. «Хороший дизайн — хороший бизнес», — заметил руководитель IBM.

Westinghouse

Логотип для энергетической компании Westinghouse Electric Corporate Рэнд разработал в 1959 году во время разговора по телефону.

Однажды мне позвонили и спросили, хочу ли я сделать логотип для Westinghouse. И пока разговаривал по телефону, я нарисовал его на газете.

Пол Рэнд

Рэнд объяснил, что раньше уже думал о таком дизайне.

Westinghouse
Westinghouse

UPS

Логотип для компании по экспресс-доставке United Parcel Service дизайнер сделал за неделю в 1961 году. Сохранив от старого знака образ щита, он разместил сверху прямоугольник с бантом. Логотип содержал образ посылки, доставкой которой занималась компания.

«Возможно, это был даже эмоциональный жест: помимо простой доставки посылок людям, UPS доставляла подарки», — объяснял дизайнер. Рэнд показал набросок знака дочери и спросил: «Что это?». Она ответила: «Это подарок!» Для него это был идеальный ответ.

Логотип United Parcel Service <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fdesignissues3291.blogspot.com%2F2010%2F03%2Fups-logo.html&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">designissues3291</a>
Логотип United Parcel Service designissues3291

Рэнд не просто делал логотипа UPS, но и определял место знака на грузовиках.

Вы не найдете логотип на задней части грузовиков UPS, потому что, если вы попали в пробку, вам захочется проклясть водителя перед вами. Без логотипа вы не сможете проклинать UPS.

Пол Рэнд

ABC

Логотип для радиовещательной компании ABC он разработал в 1962 году. В знаке отображены четыре круга, три из них — буквы. По признанию Рэнда, логотип ABC — это чистая геометрия.

Дизайнер использовал стиль шрифта баухаус, созданного в 1920-годах. Простота логотипа позволила легко разработать цветной и градиентный варианты.

Логотип телеканала ABC logodesignlove
Логотип телеканала ABC logodesignlove

NeXT

В 1986 году дизайнер разработал логотип для компании Стива Джобса NeXT Computers за $100 тысяч. Джобс отозвался о Рэнде как о человеке с «внешностью скряги, но с золотым сердцем».

Дизайнер сначала отказывался работать с предпринимателем из-за его конкуренции с IBM. Джобсу пришлось договариваться с председателем корпорации, чтобы Рэнду разрешили браться за его проект. Джобс попросил сделать несколько вариантов знака, но Рэнд отказался.

Я решу ваши проблемы за вас, но вам не обязательно использовать моё решение. Если вам нужны варианты — можете обратиться к кому-нибудь другому.

Пол Рэнд

Рэнд сделал в названии компании букву «е» строчной, чтобы слово не было похожим на «exit». По мнению дизайнера, строчная «e» изменила ритм и восприятие названия.

При работе со знаком художник столкнулся с проблемой — слово «следующий» нельзя изобразить. «Что ты собираешься показать? Парикмахерская, где кто-то показывает: «Ты следующий!»?» — задавался вопросом Рэнд.

И тогда он решил использовать чёрный куб — элемент, который привлекал внимание и легко запоминался.

Логотип NeXT Computers <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fimjustcreative.com%2Fnext-logo%2F2020%2F01%2F28&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Thelogosmith</a>
Логотип NeXT Computers Thelogosmith

Создавая логотипы, он не стремился следовать моде и трендам.

Тенденция скоро пройдёт; это не логично и не экономично. Сегодня это нормально, но что делать дальше?

Пол Рэнд

По его мнению, хороший логотип должен быть отличительным, видимым, изменяемым, запоминаемым, универсальным, вечным и простым. При этом Рэнд часто проверял «читабельность» нового логотипа на людях, не связанных с дизайном. Например, он мог спросить у сантехника: «О чём это говорит?»

Из практики в теорию: книги, лекции и награды

Пол Рэнд <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.logodesignlove.com%2Fall-about-paul-rand&postId=305671" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">logodesignlove</a>
Пол Рэнд logodesignlove

Рэнд с 1947 года издал несколько книг. Среди них известные — «Мысли о дизайне» и «Искусство дизайна». В 90-х он продолжал писать мемуары, где раскрывал основные принципы своего ремесла: «Дизайн, формы и хаос», «От Ласко до Бруклина».

Некрасивая, но работающая вещь, столь же неэтична, как и красивая, но неработающая. Первая опошляет потребителя, вторая — обманывает

В рекламе он следовал принципу архитектора Ле Корбюзье — избегать бессмысленных украшений. «Для каждого элемента должна быть причина», — писал Рэнд.

Книги Рэнда «Искусство дизайнера» и «Дизайн, формы и хаос»
Книги Рэнда «Искусство дизайнера» и «Дизайн, формы и хаос»

Рэнд был почётным профессором Йельского университета и преподавал в нём с 1956 по 1969 годы, а затем с 1974 по 1985 годы. Он читал лекции об истории графического дизайна, уделял внимание теории и эстетике искусства.

Также получил множество наград за. Например:

  • В 1966 году золотую медаль Американского института графических искусств.
  • В 1972 году его включили в Зал славы Нью-Йоркского клуба арт-директоров.
  • В 1987 году Рэнда наградили Флорентийской премией Международного университета Дель Арте, которую называли «Нобелевской премией за рекламу».

В 1990-х годах дизайнер продолжал заниматься логотипами, плакатами и книгами в собственной студии.

Он умер 26 ноября 1996 года от рака в онкологическом центре. На его могиле установлен мемориал в форме мраморного квадрата, сделанного коллегой Фредом Троллером.

Надгробие на могиле Рэнда
Надгробие на могиле Рэнда

Рэнд не видел разницы между художником и дизайнером — они оба работают с формой и содержанием.

Я пытаюсь создавать искусство. Делаю я это или нет— не зависит от меня, это зависит от бога.

Пол Рэнд
211
21 комментарий