Сколько стоит твой час

Почасовая оплата — одна из самых дурацких схем, потому что с ней выгоднее делать работу, а не решать задачи. Но с почасовой оплаты проще всего начать работу — не нужно вникать, оценивать, договариваться о критериях сделанности, можно просто делать, и всё.

Да и в любом случае полезно знать стоимость своего часа, это может быть ориентиром для принятия многих решений, необязательно даже рабочих.

Типа:
— предлагают контракт с ежемесячной оплатой и загрузкой на полдня, можно пересчитать на часы и прикинуть, выгодно или нет;
— если нужно оценить нетипичный проект, можно попробовать спрогнозировать, сколько уйдёт часов, это супер-неточно, но хоть как-то;
— если потраченное время записано, можно после завершения проекта ретроспективно оценить, выгодным он был или нет, ну, в плоскости денег;
— когда кажется, что какая-то услуга дорогая, можно сравнить со стоимостью своего часа, и понять, что делать самому ещё дороже.

Знать цифру полезно. Верить, что она что-то значит — нет, а иметь в качестве ориентира — да. Как её придумать?

Сколько надо хотеть

Нет же никаких справедливых и несправедливых ставок, это лишь ваша сделка с миром. Нет никаких рыночных цен, а если и есть статистика, то к конкретному человеку она прямого отношения они не имеет, как средняя температура по больнице. Нет, если кто-то верит, что есть «рынок» и надо платить «по рынку», этим человеком проще манипулировать. Главное не верить в это самому.

Есть только некий баланс, между тем, сколько мы хотим и тем, что сколько нам согласны платить. Для начала нужно понять, сколько хотеть. Вот пара мысленных экспериментов.

Оттолкнуться от фактической стоимости жизни

Это самый простой вариант, без фантазии. Нужно:
— внимательно подсчитать траты в месяц, а лучше даже вычислить среднее арифметическое за три или шесть месяцев, так точнее;

— внимательно подсчитать, сколько рабочих часов честно по факту получается зафиксировать за месяц;
— и поделить;

Получится стоимость часа. Точнее — некая базовая «себестоимость», ниже которой опускаться нежелательно, но к которой можно добавлять «торговую наценку», чтобы получать условную «прибыль». Если вы её не знаете, лучше бы знать.

Оттолкнуться от мечты

Размечтаться как следует — не только вредно, а прямо полезно. Надо честно сказать себе:
— сколько денег в месяц кайф зарабатывать;
— сколько часов в месяц кайф работать;
— и поделить.

Получится идеальная стоимость часа. На первый взгляд фантазировать про идеальное может показаться бессмысленным, но если чуть задуматься, то наоборот, скорее глупо не знать, чего хочешь. (Ну, я про плоскость часов и денег — так-то можно знать, что хочешь, но не мыслить часами, всё ок.)

По ситуации можно оценивать час в пределах от «себестоимости» до «идеального» варианта.

P.S. Сколько часов в день может работать человек

Те, кто уже практиковал тайм-трекинг знают, что «сколько прошло времени» и «сколько часов получилось натрекать» — это очень разные цифры. Если вы не потрудились честно подсчитать свои часы, а начали сразу воображать — вот вам ориентир.

У меня было так:
— в 20 лет — часов семь
— в 25 лет — часов шесть
— в 30 лет — часов пять
— в 35 лет — часа четыре

(Линейная экстраполяция подсказывает, что в 55 лет я совсем не буду работать. Посмотрим!)

P.P.S. Как понять, заплатят ли мне сколько я хочу

Проверить.

Если вы с лёгкостью договариваетесь на эти деньги — значит цена занижена. Это необязательно плохо, может быть намеренной тактикой, если нужно выторговывать какие-то другие условия, или если хочется упростить себе переговоры. Но важно делать это осознанно, а не потому что страшно просить больше.

«Нормальная» цена — это типа когда соглашаются со скрипом.

Если несколько раз подряд встречаете отказ — увы, никакого определённого вывода сделать нельзя. К сожалению, отказы у нас практикуются тихие и бессмысленные — чаще всего человек просто исчезает, изредка он разоряется на озвучивание самого факта отказа, и чтобы объяснить причины — это вообще что-то запредельное. Проще и выгоднее ничего не объяснять.

P.P.P.S. Как понимать отказ

Никакого вывода из отказа — ни о цене, ни о своей привлекательности, ни тем более о качестве своего дизайна сделать невозможно. Цена может быть нормальной, дизайн может быть хорошим, но клиенту не понравилось ваше лицо, или что в портфолио конкуренты, или вы похожи на его бывшую.

Что можно сделать:

1. Задать вопрос. Причём чёткий открытый «почему вы выбрали другого?» вполне может остаться без ответа, потому что он слишком чёткий. А какая-то муть в духе «Если найдёте минутку — мне было бы важно знать на будущее, в чём причина; может, дорого, может, не понравились работы, или не знаю, не хотелось бы угадывать — почему нет? Расскажите, пожалуйста» — вполне может срабоать. Чёткие открытые вопросы хороши, когда обе стороны в равной степени заинтересованы в результате. А здесь вам нужно добывать информацию, это другое. Нужно объяснить, зачем вам она, но и показать, что всё это не слишком важно, а так, средне. Чтобы человек не напрягался, не чувствовал себя как на допросе, а просто сказал просто пару слов, любых.

2. Показать переписку или пересказать разговор дизайнеру, которому доверяете — типа «вот клиент, вот что я ему пишу — как думаешь, почему он отказал? Любые догадки». Иногда взгляд со стороны помогает.

Например, однажды приходит ко мне дизайнер с восьмилетним опытом и говорит, что не понимает, почему ему отказывают — опыт релевантный, чувствует себя уверенно, а переговоры постоянно заканчиваются ничем.

Смотрим портфолио:


1. Четыре проекта, внутри супер-подробные, но только четыре. Это с виду не похоже на восьмилетний опыт, похоже на один год. Он выбрал лучшее и супер тщательно внутри всё описал.


2. Обложки проектов очень аскетичные, простые. Типа «всё важное внутри», но это совершенно неочевидно, внутрь не особо хочется даже идти.


3. Фотография в юзерпике — трёхлетней давности, он на ней заметно моложе, чем сейчас.


Он просит денег как опытный самостоятельный дизайнер, а клиент видит портфолио как у новичка. Клиент мог бы внимательно прочитать проекты и передумать, но.

Ну, сказал ему это. Не знаю, чем закончилось!

В общем, с отказами довольно сложно что-то делать, но стоит пытаться.

Я пишу не только вот такие легкомысленные постики, а ещё книгу «Сложный дизайнер», велкам. Собственно, я пишу книгу, а когда что-то туда не тулится, делаю из этого какой-то такой текст ¯\_(ツ)_/¯

1212
6 комментариев

Рыночная цена есть, потому что есть конкуренция. Ты готов решить задачу за 10 т а твой конкурент за 5. Вот и рыночная цена.

1
Ответить

Всегда нужна добавленная стоимость. В ней заложено развитие.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вы только что назвали программирование не творческой профессией? Хе...

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

адепты рыночка пришли в комментарии)

Ответить