Рынок дизайна в 2021 году вырос на 78%. В Москве лидерами стали специалисты по графическому дизайну, дизайну интерьеров, веб-дизайну, дизайн-консультациям, верстке и UX/UI-дизайну. И это только на первый взгляд кажется, что по направлениям сразу понятны задачи специалистов. Это в корне не так, поэтому работодатели и предлагают выполнять тестовые за…
Статья однобокая, показана со стороны HR и нанимающей стороны.
Если интересно, как это может выглядеть со стороны дизайнера, то вот пример.
Представьте, что вы хороший дизайнер и у вас достаточно стабильная и приличная загрузка на работе. Представьте, что вы понимаете, что в перспективе ваши пути с текущим работодателем расходятся.
Для того чтобы полноценно презентовать свои работы для ваших потенциальных работодателей, вам нужно переосмыслить весь предыдущий опыт, все ваши макеты (а их тысячи без всяких аллегорий) и создать актуальное портфолио с учетом вызовов сегодняшнего и завтрашнего дня.
Это значит, что предстоит не простой проект, в котором вы заказчик и исполнитель, со всеми плюсами и минусами. Если вы дизайнер со стажем и у вас есть достаточная серьезная подборка работ, то такой проект может занять у вас относительно длительное время и значительное количество ресурсов.При этом напомню, что работу никто не отменял.
Т.е. вы работаете на работе полный день, всю неделю, а по вечерам делаете свой проект. Дополнительная нагрузка, помноженная на усталость ведет к некоторому истощению, моральному и физическому.
Кто-то может сказать, а кто мешает создавать портфолио по ходу, а не откладывать на последний момент. Для многих может быть сюрпризом, но все очень быстро меняется и если вчера это могло быть актуально, то вдруг происходит что-то и ваши фишки уже вчера. С "вчерашним" портфолио на топ позицию можно не рассчитывать. Также многих интересуют именно последние работы, при этом важно чтобы ранние работы совпадали по стилю представления с последними работами, которых еще нет. Поэтому вариант делать портфолио заранее подходит только в том случае, если вы готовы к многократному его пересмотру и переработке, что тоже так себе, если вам есть чем заняться помимо работы и работы для работы.
И вот вы все преодолели, посмотрели в свое прошлое, вспомнили былые битвы, оценили полученные результаты, ваше портфолио готово, вы в нем уверены и смотрите в будущее с оптимизмом. На рынке десятки вакансий и многие очень вам подходят. При этом некоторые требуют тестовое задание.
Что же значит для вас тестовое задание если вы хороший профессионал:
Первое: Значит на "той стороне" не профессионалы, которые не способны оценить ваше портфолио, которое включает в себя весь прошлый опыт и то, как это реализовано. Стоит ли на них тратить свое время? Ну если других вариантов нет... но стоп, вы же хороший дизайнер, для вас есть варианты. А их удел копаться в тех, кто готов за это браться, т.к. для них других вариантов нет. Получит ли при этом компания-соискатель топового специалиста. Очень спорно.
Второе: В ряде случаев, дизайнер не получает никакой обратной связи и даже спасибо за качественно выполненное тестовое задание. Люди даже не утруждают себя тем, чтобы ответить спасибо, не говоря уже о развернутой обратной связи. Это не мое личное наблюдение, а знание, полученное от разных дизайнеров с разным уровнем квалификации. Бывают даже случаи, когда в последний день или в процессе выполнения тестового задания вы можете получить ответ, что вакансия закрыта, без предупреждения и прочего. Ведь вам ничего не должны... Стоит ли на этот тратить свое время? Возможно стоит, если других вариантов нет... но стоп, это не про хорошего дизайнера.
Третье: Предположим кейс, что для вас компания, в которую вы отправили отклик это компания мечты и вы хотите в нее попасть. То да, тогда стоит потратить время, чтобы сделать тестовое задание. При этом, предположу, что такое тестовое задание должно обладать рядом признаков, чтобы на него согласиться. А именно, задание должно быть на тему пройденного для компании материала, а не будущего (чтобы это не было сбором идей. Это задание должно быть одно, а не три или более. По времени не должно занимать более 8 часов из расчета того времени, на которое внутренний среднестатистический сотрудник этой компании делает за среднестатистический день. Такое тестовое задание не должно стать проблемой. Однако, вряд ли компаний мечты может быть больше 1-2. Для определения этого критерия можно соотнести себя с рейтингом лучших работодателей России. Если вы не занимаете место с 1 по 5 в абсолютном топе, то рассчитывать на это не стоит.
Четвертое: Можно также сделать исключение, если вы прошли все стадии собеседования, со всеми, кто только может быть, от будущих коллег до директора, обсудили уровень компенсации и условия, и вас все все устраивает, то тоже можно согласится на тестовое задание с учетом критериев из п.3
Однако, когда на входе или в описании вакансии вы видите, что нужно тестовое задание, то вряд ли хороший дизайнер, уверенный в своих силах согласится на это, тем более когда у него есть с десяток вариантов других вакансий, где люди адекватнее и осознают ситуацию со всех сторон.
Поэтому вредные советы, если вы работодатель, то делайте обязательным условием тестовое задание. Лучше это сделать на самом раннем этапе, например сделать обязательным условием отклика на вакансию. Чем объемнее задание, тем лучше. Идеально, если оно на тему будущего продукта, так вы соберете большое количество идей с рынка бесплатно. Тем кто сделал тестовое задание не отвечайте, так вы сформируете образ уверенного в себе работодателя, для которого люди, которые с ним работают это мусор. Чем дольше вы принимаете решение тем лучше, ведь с вами могут остаться те, кто готов ждать бесконечно, ведь других вариантов у них нет. Чем большее количество людей вовлечено в оценку тестового задания и чем дальше они от предметной области, тем лучше, ведь условная баба Маша из магазина за углом может рассказать вам о жизни больше, чем какие-то метросексуалы-дизайнеры, глаза бы их не видели))