Тренды полиграфического дизайна в 2022 году

В полиграфии, как и в любой другой сфере, есть тренды. Явные и малозаметные. Если их игнорировать, можно легко лишиться места на рынке. Но иногда лучше работать по привычным для конечного потребителя схемам.

Что лучше: классический подход или слепое следование моде? Почему в полиграфии наметилась тенденция на рост цен? И как найти золотую середину между динамикой и самобытностью? Об этом мы поговорили с директором по развитию издательско-полиграфической компании «Актис-Медиа» Александром Чаллаари.

Тренды полиграфического дизайна в 2022 году

- Александр, есть ли тренды в полиграфии? И, если да, то для чего они нужны в этой нише?

- Скорее, да. Но я бы не употреблял слово «тренды». Лучше тенденции. Вот они-то как раз и есть, поскольку с полиграфией связаны определенные отрасли.

Я бы вообще сказал так: пока человек жив и что-то происходит, ноу-хау есть. Сегодня одни, завтра другие. И в полиграфии есть масса изменений и направлений, за которыми мы с коллегами следим. Вопрос в другом: в какой нише отрасли мы наблюдаем то или иное течение.

Сейчас в офсетной коммерческой печати заметен глобальный курс на увеличение стоимости расходных материалов Это и краски, и химия, и формы… Здесь вообще присутствует рост себестоимости. Отсюда и повышение цен на сырье, например, на бумагу. Закупочная стоимость бумаги и картона за год выросла почти на 30%. Наш отдел производства посчитал, что раньше картон стоил 1 100 долларов за тонну. Сейчас – 1 950 долларов за тот же объем. Это почти 100% рост.

Недавно пересчитывали стоимость бумаги, которую мы используем для газетно-журнальной печати. За 3 месяца плюс 150, 160 евро к цене. И вот тут уже замешаны глобальные тенденции и мировые проблемы. Взять хотя бы те из них, которые связаны с энергоносителями в Европе. Они неминуемо отражаются на всех нишах, в том числе и на полиграфии. Потому что в Россию из-за рубежа импортируется очень много связующих компонентов сырья и даже конечного продукта. В нашем сегменте – это вообще процентов 90 расходного материала. Это химия, лаки, краски, картон. И все эти материалы однозначно будут дорожать. Потому что в Европе дорожает энергия, которая, в том числе, требуется и на обогрев производственных помещений. Все это завязано на неэффективной энергетической политике Евросоюза, а страдаем мы и вся цепочка поставок.

Не стоит сбрасывать со счетов и пандемию, из-за которой были нарушены логистические цепочки. Отсюда начались проблемы с поставками сырья из того же Китая в Россию и Европу. Эта ситуация дала +10-15% к цене. Сложите все эти факторы вместе, и вы получите почти 100% рост себестоимости полиграфических материалов.

- А с точки зрения заказчиков, что происходит на рынке?

- Рынок изменился. Большое количество продуктов ушло. И это изменение как раз понятно всем: оно связано с цифровизацией. Мы уходим от бумаги и отдаем предпочтение цифровым каналам коммуникации.

Но спрос на упаковку и этикетку по-прежнему есть. Да, коммерческая полиграфия переживает не лучшие времена: удорожание себестоимости материалов диктует и нам повышение цен на конечный продукт. Картон дорожает, а спрос на коммерческую печать падает. История так себе. Тем не менее, клиенты хотят выделяться с помощью полиграфии. Хотят отстраиваться от конкурентов.

Безусловно, запросы на креатив и нестандартный подход с точки зрения дизайнерских услуг и оформительских работ возросли. Клиент приходит к нам за дизайном, творчеством и производством. У крупных компаний для этого есть деньги, поэтому в работе с ними можно развернуться. У мелких задачи для нас попроще, потому что каждая копейка на счету.

- В 2022-ом году эти тенденции в полиграфии сохранятся?

- Я думаю, нас ждет классическая история слияний и поглощений. Крупные игроки должны поглотить более мелких. Кто-то вообще уйдет с рынка. Значит, будут исполнители, готовые побороться за заказ. Как следствие, будет расти и цена на полиграфические работы. Рынок будет укрупняться. Его ждет очищающий передел. В Европе этот процесс уже пошел. Теперь интересно, когда он докатится и до нас...

В тоже время не стоит сбрасывать со счетов и отток клиентов из полиграфии в цифровые каналы. Наш сегмент останется востребованным, потому что многие из заказчиков все еще привержены полиграфии. Не во все рынки можно дотянуться при помощи интернета. Несмотря на всеобщую цифровизацию, у нас в стране распространение и использование интернета конечным потребителем не такое высокое, как в других странах с более молодым и активным населением. Например, строительные компании, инженерные конторы и проектировщики до сих пор предпочитают пользоваться печатными каталогами. Потому что это реально удобнее и нагляднее для их заказчиков и партнеров. Поэтому среди них спрос на нашу продукцию был и останется высоким.

С другой стороны, количество поставщиков, которые предлагают качественные услуги в том формате, в каком это делаем мы, стремительно сокращается. Поэтому мы ожидаем увеличение нашей доли на рынке, и рассчитываем уже с января 2022 года активно наращивать экспансию в регионах и во всех сегментах, в которых мы и сейчас активно представлены.

- Интересно, а непроходящие настроения в полиграфии есть?

- Таких, наверное, нет. Все временно.

- Как вы считаете, стоит ли при разработке фирменного стиля компании делать упор на тренды? Может, лучше ориентироваться на то, что нравится тебе самому?

- Если речь идет о профессионализме, то для начала нужно смотреть на то, что популярно. Потому что все основано на моде. Мода – это и есть признак, повторяющийся наиболее часто. Поэтому те, кто занимается разработкой фирменного стиля, должны ориентироваться на конкурентную среду.

Но не стоит сбрасывать со счетов и ожидания целевой аудитории. Для этого компании, для которой разрабатывают фирменный стиль, нужны качественные исследования. Важно понимать, как те или иные разработки воспринимает аудитория, и вносить коррективы в соответствии с её предпочтениями.

Это с одной стороны. С другой, есть определенные творческие линии, на которые разработчики фирменного стиля должны ориентироваться. Это собственные убеждения тех, кто творит и создает продукт. Это не вкусовщина, а рука мастера и творческий подход. Иными словами, мы создаем продукт, а затем смотрим, насколько он коррелируется с пожеланиями аудитории. И наоборот. Смотрим на то, что нужно аудитории, и, исходя из её предпочтений, создаем продукт. А дальше уже вопрос мастерства: насколько этот конечный продукт, созданный с учетом вкуса его создателя, взаимосвязан с теми ожиданиями, которые декларирует аудитория.

- А как найти золотую середину между уникальностью и теми направлениями которые сейчас находятся на самом пике популярности?

- Чтобы печатная рекламная полиграфия выстрелила, надо слушать свою аудиторию, заказчика, и понимать, для кого и зачем ты это делаешь. Дальше, исходя из этого, выстраивать коммуникации.

Если мы говорим про стимулирующие акции и POS-материалы, которые призваны обратить внимание аудитории на продукт здесь и сейчас, и создают кратковременный вау-эффект, то тут надо ориентироваться на все: тренды, вкусы, нестандартное мышление. Все это в совокупности привлекает внимание.

Если речь идет о регулярной печатной продукции, например, те же каталоги с товарами и ценами для розничных сетей, то все должно быть выверено, и на основе больших цифр просчитано маркетологами. Здесь нет творчества. Это вопрос лаконичности и грамотного ценообразования.

И самое главное. Всегда стоит задать себе вопрос, что и для кого ты создаешь. Когда есть ответы на эти два вопроса, можно строить дальнейшую работу. Это и есть золотая середина между модой и уникальностью. Как говорится, что-то модно, что-то вечно. Далее, уже вопрос личного выбора - особенно в дизайне.

Успешных продаж!

5 комментариев

Я извиняюсь, а где, собственно, заявленные «тренды полиграфического дизайна»?

5
Ответить

Какие могут быть тренды у умирающей отрасли?

Ответить

Практически в самом начале статьи Александр сказал, что речь, скорее, о тенденциях:

"...я бы не употреблял слово «тренды». Лучше тенденции. Вот они-то как раз и есть, поскольку с полиграфией связаны определенные отрасли".

Ответить