{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

От фурошики до кавай: японский дизайн в упаковке

Японская школа дизайна одна из самых сильных в мире. Работы местных дизайнеров каждый год получают большое количество премий — от Dieline до Red Dot и других.

За что мы любим японский дизайн? Что делает его уникальным? И что повлияло на его формирование?

В западном сознании японский визуальный язык ассоциируется с минимализмом и аутентичностью, имеет неординарный и яркий характер, встроенный в традиции и отражающий менталитет.

Расскажем о шести культурных феноменах японского дизайна в этой статье.

Феномен № 1. Каждая упаковка — подарок

Furoshiki — древняя японская техника упаковывания предметов в ткань, возникшая более 1200 лет назад.

На сегодняшний день одна из самых распространенных ситуаций использования техники furoshiki — подарочная обертка. В мягкую ткань удобно и легко завернуть любого рода предметы, но чаще всего это делают именно со сладостями, причем каждую конфету обязательно упаковывают отдельно.

Это внимательное и трепетное отношение к оформлению повлияло на современный подход в дизайне:

  • полное копирование идеи furoshiki — в качестве основы в них используются завернутые ткани, бумага и другие материалы;
  • мимикрия под furoshiki — эффект создают паттерны в традиционном стиле, а также этикетки, будто бы «укутывающие» конструктив.

Феномен № 2. Упаковка — новый опыт впечатлений

Вместе с феноменом furoshiki в Японии очень заметна культура анпакинга — эмоционального процесса распаковки предметов. Эта любовь к восприятию красоты и наслаждению ей в обычных вещах лежит в основе традиционной эстетики. В соответствии с ней даже самые бытовые и привычные продукты должны быть красивыми и вызывать эмоциональный отклик.

В типичной японской упаковке часто встречаются ленты, открывашки и другие механизмы, делающие процесс открытия продукта более интересным и завораживающим.

Феномен № 3. Функциональность и внимание к деталям

Kaizen— японская философия, акцентирующая внимание на непрерывном совершенствовании и улучшении разных аспектов в жизни.

Многие принципы kaizen использовались первыми японскими глобальными корпорациями — Toyota, Toshiba и другими. Их идеи часто становились революционными не только в Азии, но и во всем мире.

Kaizen-подход отражается в упаковке. Японские дизайнеры предвосхищают потребности пользователя, чтобы сделать взаимодействие максимально удобным и доступным.

Так появились конверты с перфорированными линиями; ситечки, встроенные в лапшу для быстрого приготовления; надрезы на картонных коробках с молоком, позволяющие людям с нарушением зрения отличать цельное от других видов.

Феномен № 4. Коммуникация без границ

Японский алфавит включает более 2000 символов и состоит из 3 видов знаков: слоговой азбуки — хираганы и катаканы, а также иероглифов, пришедших в Японию из Китая. Сложность письменности затрудняет процесс работы с типографикой и вместе с тем открывает возможности для экспериментов. Можно проследить 3 тенденции:

  • большое количество индивидуальных шрифтов. Дизайнеры не разрабатывают целые шрифты (на это ушло бы слишком много времени, денег и сил), а работают над конкретными словами, фразами.
  • иллюстрирование. Каждый знак в японском языке изначально графичен и может быть иллюстрацией сам по себе.
  • сочетание иероглифов с латиницей. В какой-то момент одновременное использование местных и западных начертаний облегчило развитие японского дизайна и вместе с тем упростило адаптацию мировых трендов.
  • каллиграфия. Shodō («Путь письма») — искусство изящного письма. Возникнув в 3 веке до н.э., сегодня оно активно развивается и отражается в упаковке в разных форматах. В один ряд с ним можно поставить также sumi-e — технику рисования черной тушью, использующую крупную мазки.

Феномен № 5. Вдохновение природой

Японцы уделяют особое внимание созерцанию окружающего мира. Это особая часть культуры, которая пронизывает разные сферы: философию, лингвистику, ежедневные ритуалы и т.д.

  • Философия. Кроме известного wabi-sabi (наслаждения красотой в ее естественной, порой несовершенной форме) в дзен-буддизме существует satori (поиск подлинного смысла вещей) и mono no aware (желание уловить, «поймать» ускользающую красоту).

  • Лингвистика. Для каждого чувства, связанного с восприятием природы, предусмотрен отдельный термин. Tsukimi описывает любование осенним полнолунием; yukimi — первым зимним снегом, hanami — сакурой. Всего для обозначения сезонов в японском существует 24 слова, для видов дождя — около 120 фраз.

  • Ежедневные ритуалы. Местные школьники изучают предмет «Любование природой». Офисные сотрудники часто выходят в парки, чтобы вместе с командой проследить смену сезонов. О цветении клена, лотуса, вишни рассказывают на радио и по телевизору. Здания в Японии строятся не вместо, а вокруг деревьев, подстраиваясь под линии естественного ландшафта.

Эти особенности объясняют, почему японские дизайнеры так умело отражают природные мотивы в упаковке. Это не просто подход. Это насмотренность и умение видеть красоту в самых малых и незначительных вещах.

Природа становится источником вдохновения. Японцы не боятся экспериментировать с цветом — выбирают землистые оттенки, с паттернами — имитируют узоры водорослей, текстуру растений и шерсти животных, с материалами — используют рисовую бумагу, сено, феллему (пробковое дерево).

Феномен №6. Милые упаковки

С 1980-х годов японская поп-культура начала активно проникать в Европу, США и другие страны. Вместе с аниме, мангой, j-pop на международный рынок вышли японские товары.

На их распространение особенно повлияла культура kawai — японская эстетика милого. Главный акцент делается на невинности и наивности персонажей с ранимым характером, что подчеркивается в их миловидной внешности. В дизайне маскоты часто представляют собой мультяшных героев, похожих на детей — с щечками, закругленными бровями, маленьким носом и непропорционально большой головой.

Почему эстетика kawai так популярна?

  • Антропологи предполагают, что во многом это связано с ограничениями и проблемами, связанными с периодом взросления в Японии — переработками, выгораниями, иерархичностью в семье и работе. В этом смысле kawai становится способом ухода от реальности. Обычный офисный работник, живущий в нескольких квадратных метрах в центре Токио, испытывает радость, зная, что в любой момент он может приобрести Hello Kitty и снова почувствовать себя ребенком.
  • Ученые считают, что kawai изначально воспринимается как нечто положительное и привлекательное для нашего мозга. Исследования показывают, что просмотр изображений в стиле kawai, помогает нам лучше сосредоточиться и выполнять сложные умственные задачи.

Есть данные, в соответствии с которыми kawai может являться положительным стимулом в разных видах деятельности. Люди чаще отправляли отходы на переработку, если на мусорных контейнерах присутствовали изображения kawai-персонажей.

Вместо итога

В мире дизайна, где царит мимикрия и глобализация, где каждое визуальное решение стремится к европейской эстетике, мы интуитивно продолжаем искать что-то аутентичное, особенное и уникальное.

Японский дизайн — одна из таких находок. Его визуальный язык напрямую связан с культурными традициями, которые не просто существуют, а максимально интегрированы в современную жизнь: появляются в графических решениях, концепциях, остаются актуальными, отсылая к историческому прошлому.

Именно поэтому в японском дизайне есть характер, который считывается при первом взгляде; характер, который невозможно скопировать, подделать или повторить. В этом и есть настоящая сила культурного воздействия на дизайн.

В этой статье мы затронули разные аспекты японской культуры, которые повлияли на формирование характера японского дизайна. Но даже этого не хватит, чтобы полностью погрузиться в его мир. Специально для наших читателей мы подготовили полезные ссылки, с помощью которых они смогут улучшить свои знания:

  • Выбор Фермы: японские студии и дизайнеры, на которых можно подписаться: Miz Tsuji, Teng Yu, Keiji Yano, Stamp Works, Uma, Econosys Design, Nosigner;
  • JPDA — национальная премия японского дизайна;
  • Хронология развития японского графического дизайна
  • Основы японского дизайна (рассказ от доцента экономики Калифорнийского университета);
  • Главные понятия японского дизайна через историю Японии (лекция от профессора Кутцтаунского университета Пенсильвании);
  • Особенности графического японского дизайна — статья от школы Shillington.
0
3 комментария
Надежда Токарева

Очень интересно было читать, спасибо большое

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Краснова

Тут прям много чего интересного есть))

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Марков

Большое спасибо за рекомендации

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда