Венчурные дизайн-студии: как инвестировать свои услуги в обмен на долю акций в стартапах
Можете себе представить, что компания может вложить в развитие стартапа не деньги, а экспертность своей команды? Команда FutureComes заинтересовалась этим вопросом и решила проанализировать западный рынок компаний, которые предоставляют свои услуги в обмен на акции заказчиков.
Экономика обмена
Сейчас на рынке формируется устойчивая тенденция экономики обмена. Повсюду много классных идей и тех, кто с горящими глазами бежит их реализовывать. Зачастую у стартапов нет денег на осуществление задуманного, поэтому люди придумали фандрайзинги, кикстартеры и акселераторы.
Также на венчурном рынке сейчас активно функционируют стартап-студии. В них уже состоявшиеся частные инвесторы и фонды вкладывают свои активы в стартапы, помогая им развиваться, а потом получают за это дивиденды.
По данным Enhance Ventures, по всему миру работает около 560 стартап-студий, что обеспечивает 625-процентный рост в этой категории с 2013 года.
Сам термин «стартап-студия», как и вычленение венчурного строительства в отдельную индустрию среди инвесторов и предпринимателей, появился в 2007 году.
Согласно отчету Global Startup Studio Network (GSSN) за 2020 год «Disrupting the Venture Studio Landscape», стартапы, запускаемые с участием студий:
- на 30% более успешны, в сравнении с традиционными;
- в среднем имеют внутреннюю норму доходности (IRR) 53%. Данный показатель в традиционных стартапах ниже и составляет 21%.
Эти данные подтверждают то, что стартапы, поддерживаемые венчурными и стартап-студиями, способны быстрее масштабироваться и приносить бóльшую прибыль инвесторам.
Новый формат инвестиций – венчурные дизайн-студии. Что это такое?
Это способ развития для компаний, у которых нет свободных средств, но есть желание инвестировать. Такие студии предоставляют команду для дизайн-сопровождения стартапа в обмен на определенную долю в этом стартапе.
Мы нашли более 15-ти иностранных венчурных дизайн-студий и проанализировали форматы сотрудничества с ними.
Например, компания Berst пишет у себя на сайте, что предоставляет экспертную поддержку стартапам на ранних стадиях. Помимо традиционных вариантов оплаты услуг они предлагают расплатиться либо процентом акций, либо по системе роялти.
К слову, еще не появилось единой схемы оплаты дизайн-услуг. Одни просят только долю в стартапе, вторые плюсом к доле запрашивают гонорар, а третьи просят дополнительно покрыть операционные расходы.
Отсутствие единой системы оплаты и договоренностей создает много вопросов у пользователей отраслевых форумов: какой должна быть доля дизайн-инвестора, какой процент капитала мы должны дать UI/UX-дизайнеру, работающему неполный рабочий день в стартапе с предварительным финансированием и другие.
Venture design – Parabolic пишут о себе: Мы – независимая студия венчурного дизайна, создающая новые компании или масштабирующая молодые, используя возможности дизайна. Иногда в качестве наемного труда, иногда в качестве соучредителей или партнеров с долей участия. Мы работаем со стартапами, корпорациями и привлекаем финансирование для их роста.
Еще они занимаются созданием команды, разработкой, а также могут помочь с запуском и масштабированием продукта.
У компании Frog Design Inc. есть отдельное направление работы со стартапами, где они могут стать наставниками по дизайну, поделиться своим многолетним опытом и инвестировать в интересные для них проекты.
Помните, что вы ничем не отличаетесь от инвестора. Вы просто инвестируете свои собственные ресурсы.
Пока изучали это направление, заметили тренд на социальную ориентированность больших дизайн-студий. Например, на главной странице компании Milk. мы сразу видим кейсы, связанные с темой экологии.
Позиционирование Milk. – делать дизайн на благо общества. У них, кстати, очень много наград.
А Ideo.org называют себя некоммерческой студией дизайна. Они пишут, что разрабатывают продукты и услуги вместе с организациями, которые стремятся создать более справедливый и инклюзивный мир.
Среди их кейсов:
- брендинг движения против насилия и страха в Сальвадоре;
- дизайн приложения для фермеров из Кении и Танзании, которое благодаря датчикам помогает измерять уровень влажности в посевах, информировать фермеров об орошении;
- брендинг проекта для детей беженцев «We Love Reading», который прививает любовь к чтению. Обо всех их проектах можно почитать здесь.
В интернете можно найти примеры не только венчурных дизайн-студий. Маркетинговые и консалтинговые агентства тоже предлагают свои услуги в обмен на акции компании-заказчика, но чаще встречается понятие именно венчурных дизайн-студий.
Что нужно понимать дизайн-инвесторам, прежде чем вкладывать свои ресурсы в стартап?
Любую инвестицию нужно рассматривать через риск. Как нефтяную промышленность, крипту, акции и ошеломляющий своей наивностью бизнес-проект двоюродного брата. Всегда нужно отвечать себе на вопросы: каков риск? Сколько мне за этот риск платят? Если платят достаточно, то сколько этого риска оставить в инвестиционном портфеле?
В 2005 году, уличный художник по имени Дэвид Чоу принял оплату за граффити-оформление акциями. Компания называлась Facebook, а акции сейчас стоят более 200 миллионов долларов. Но это частный случай. Может получиться так, что спустя несколько лет после обмена вы останетесь с пустышками.
Прежде чем использовать такой формат инвестиций и взаимоотношений, поставщики услуг и предприниматели должны прийти к соглашению по следующим вопросам:
- Какая форма активов будет задействована в сделке: обыкновенные акции, привилегированные акции или конвертируемые облигации?
- Продумайте план выхода из стартапа, даже если не планируете этого делать;
- Хватит ли ресурсов, чтобы реализовать все задуманное?
- Какой план продвижения у стартапа?
Если вы делаете это впервые, то обратитесь за советом к профессиональному юристу и инвестору. Один процент капитала может быть сильно разным, в зависимости от того, какие у вас условия.
Масштабируемость и распространение продукта – ключевые составляющие почти любого бизнеса. От этого зависит будущая прибыль и стабильность развития проекта. Ну и конечно нужно изначально обращать внимание на саму презентацию идеи стартапа и аргументацию пути его развития.
А о том, как презентовать проект для привлечения инвестиций можно почитать в этом посте про питчдек.
Почему на это стоит обратить внимание
Как минимум потому, что это интересный альтернативный способ развития компаний и стартапов. Принципы генерации прибыли за счет дивидендов – не новы, но основной поинт в обмене услуг на эти самые дивиденды.
Новые технологии приносят с собой новые уровни взаимоотношений между людьми, а также новые, более креативные способы взаимодействия. Ломается стереотип, что для становления юникорном, стартапу необходимо огромное количество личных средств, ресурсов и инвестиций. Мы приближаемся к пониманию того, что главное – это желание учиться, искать, создавать, воплощать и коллаборировать.
Как вы думаете, может ли такая форма взаимоотношений инвесторов и стартапов прижиться в России? Мы уверены, что какие-то дизайн-студии уже работают в этом направлении, но глобального течения на рынке России еще не образовалось. Делитесь в комментариях своим мнением.
Пару раз рисовал продукты за опционы и за "будущие стопудова закрытые раунды". В итоге нуевонах такую форму взаимоотношений :-\
Новую профессию можно придумать и курсы продавать: венчурный дизайнер)))
а в итоге как прошло? стартап схлопнулся? или какой-то запрет вечный на продажу опционов? расскажите.
А ты хотел пару раз нарисовать и в Маями потом переехать?
Интересно было бы более детально взглянуть на математику будущих расчетов. У кого-нибудь есть информация?