{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Один день из жизни UX-менеджера, или Почему UX-менеджмент — это не для всех

Из этой статьи мы узнаем, как проходит типичный день UX-менеджера, какие 5 вещей помогут им стать и почему быть UX-лидом сможет далеко не каждый.

10 февраля пройдет онлайн-конференция UX-Марафон по теме «UX-стратегия» — о том как стать UX-менеджером, собрать команду, разработать и реализовать UX-стратегию. По этому случаю мы подготовили перевод статьи Джеррода Ларсона «A Day in the Life of a UX Manager».

Профессия UX-дизайнера сейчас на взлете, а вместе с ней набирает популярность (и важность) должность UX-менеджера. UX-менеджмент — отличный альтернативный карьерный путь, независимо от того, работаете вы в маленькой фирме или в крупной компании.

Роль UX-менеджера уникальна: она совмещает в себе традиционные обязанности по управлению людьми (контроль производительности, бюджетирование) и специфические задачи из области UX (разбор проектов, разработка концепции, карьерный коучинг в области UX).

UX-менеджер должен глубоко понимать сферу UX и иметь практический опыт работы, а также владеть основами бизнеса и менеджмента. С одной стороны, UX-менеджер — это естественное продолжение карьерного пути линейного UX-специалиста, а с другой — совершенно другая траектория развития. В любом случае, это сложная, но динамичная и благодарная работа.

Должность UX-менеджера будет особенно интересна старшему UX-специалисту — поскольку это будет естественным развитием его профессионального пути. Но по опыту могу сказать, что многие UX-специалисты плохо понимают, что именно делает UX-менеджер — и, как следствие, не могут полноценно “примерить” на себя эту должность.

В этой статье я хочу подробнее рассказать о должности UX-менеджера, ответив на следующие вопросы: Как выглядит типичный рабочий день UX-менеджера? Чем его обязанности отличаются от обязанностей линейного UX-специалиста? Как попрактиковаться в задачах, которые предусматривает эта должность?

Я поговорил с десятью UX-менеджерами и собрал гипотетический усредненный день UX-менеджера. Еще раз: эта статья пригодится старшему UX-специалисту, если он рассматривает карьеру UX-менеджера.

Как я сформировал этот гипотетический день из жизни

Вот на чем я основывался при написании этой статьи:

  • Я провел 10 полуструктурированных интервью с UX-менеджерами в технологических компаниях США. В ходе этих интервью, мы смотрели и обсуждали, из каких дел состоит календарь менеджера и как выглядит его/ее типичный день.
  • Я также полагался на свой опыт работы UX-менеджером в 4 американских компаниях.
  • Еще 5 UX-менеджеров посмотрели и комментировали мою статью.

Чтобы лучше представить гипотетический рабочий день менеджера, введем персонажа Мэри:

Мэри — UX-менеджер в технологической компании в Сиэтле, штат Вашингтон, США. Опыт работы на должности менеджера — пять лет. Опыт работы UX-дизайнером в разных компаниях — десять лет. Сейчас Мэри руководит командой из 8 человек, в их числе 5 дизайнеров и 3 исследователей с разным уровнем и опытом работы.

Прежде чем перейдем к расписанию Мэри, поделюсь наблюдением: в своей работе UX-менеджер вроде Мэри руководствуется следующими целями:

  • создать среду, в которой все члены команды успешно работают и профессионально растут
  • обеспечить клиентам отличный пользовательский опыт, который в итоге принесет успех всей компании

Все действия Мэри так или иначе согласуются с этими двумя целями.

Гипотетический день из жизни UX-менеджера

Вот, например, типичный вторник Мэри:

7:00 Проверить почту и календарь.

С утра Мэри быстренько проверяет почту и календарь на телефоне. Просматривая письма и задачи, она думает: Есть что-то срочное на сегодня? Какие у меня встречи и с кем? Нужно ли что-то перенести?

Потом Мэри едет на работу.

8:30 Сесть в автобус, отвечать на письма из автобуса.

Собравшись на работу, Мэри идет на автобус. Сегодня у нее запланирован ряд встреч один на один (1:1), практически одна за другой. Чтобы максимально эффективно использовать время в дороге, Мэри уже читает и отвечает на письма и одновременно читает новости.

9:00 Прийти в офис. Допроверить почту на рабочем месте.

В офисе Мэри устраивается на рабочем месте и снова открывает почту и доотвечает на письма. У Мэри команда из 8 человек, поэтому ее часто добавляют в переписки по самым разным проектам. Это важная часть работы — быстро переключаться с проекта на проект, при том, что везде разные задачи, разные цели, разные требования и разные контексты.

9:15 Откомментировать черновой план UX-исследования.

Читая почту, Мэри замечает, что один парень из команды попросил посмотреть и прокомментировать его план исследования. Мэри быстро просматривает план и видит, что исследование спроектировано хорошо и вполне жизнеспособно. Мэри вносит предложение — добавить ссылку на прошлое исследование, чтобы исследователь мог глубже представить область решения проблемы.

Мэри дает такую обратную связь, чтобы помочь исследователю нарастить навыки, расширить видение и добиться лучших результатов — кроме того, продукту это тоже пойдет на пользу

9:30 Поработать над концепцией дизайна, оценить потребность в ресурсах.

Вообще у Мэри в приоритете ее команда, но она также должна убедиться, что ее команда идет правильным курсом и в рамках возможностей компании. Один из способов это сделать — составить список предложений, как команда Мэри может улучшить продуктовый опыт. Она работает над предложениями вместе со своими коллегами: разработчиком и продуктовым менеджером. В частности, им нужно обосновать потребность в дополнительных ресурсах (в основном, на новых сотрудников) и прописать, какой вклад в работу может сделать текущий состав команды.

Документ, который составляет Мэри, в основном описывает ее видение продуктового опыта, подкрепленное аналитическими данными. Кроме того, там прописано, какие ресурсы потребуются для проектирования и реализации идеи. Мэри полна энтузиазма по поводу своего нового проекта: это не только возможность принести пользу бизнесу, но еще и отличный шанс для членов ее команды поработать над новым проектом и вырасти как руководителям. Мэри уже несколько недель обсуждает и дорабатывает этот проект с командой.

Сегодня Мэри удалось найти интересные данные, чтобы обосновать важность своего проекта. Кроме того, она заканчивает описывать какие преимущества новый пользовательский опыт принесет бизнесу и каких ресурсов потребует. Сегодня в конце дня на совещании по бюджету она покажет черновик своего проекта коллегам, чтобы собрать обратную связь и подготовить обоснование для внесения дополнительных расходов в бюджет.

10:30 Встречи 1:1 с командой: дать обратную связь по дизайну и обсудить новости с момента прошлой встречи.

Каждую неделю у Мэри бывают встречи 1:1 с ребятами из команды. Это один из способов оставаться на одной волне с командой: их потребностями, интересами и работой. На этих встречах Мэри старается понять, как она может помочь ребятам, в том числе неформальным советом или более формальной оценкой эффективности.

Кстати, на одном из прошлых UX-Марафонов был отличный доклад от Сергея Кондаурова, арт-директора Яндекса про его опыт проведения встреч один на один.

Этот доклад мы выложили в бесплатный доступ на наш ютуб-канал.

Сейчас у Мэри встреча 1:1 с Фредом, дизайнером из ее команды. На прошлой встрече Мэри поняла, что Фред почти не просит фидбэк и недостаточно эффективно работает с полученной информацией. Мэри сделала себе пометку: обсудить это. Они обсуждают, как лучше презентовать проект и собирать обратную связь в процессе разбора. Тогда Фред просит прокомментировать новый дизайн проект, над которым он начал работать. Они какое-то время обсуждают дизайн — Мэри комментирует проект и подбадривает Фреда. Потом она соединяет его с ребятами, которые тоже могут дать обратную связь по его текущему и прошлым проектам.

11:00 Встреча 1:1 с другим членом команды — подвести итоги полугодия.

Следующая встреча 1:1 с UX-исследователем Рене. Мэри хотела поговорить об успехах Рене за полгода. Они какое-то время обсуждают работу Рене и варианты, как она может принести еще большую пользу команде. А еще они обсуждают, насколько Рене приблизилась к своей цели — стать главным исследователем. В ходе разговора Мэри дает Рене несколько советов, над чем поработать, чтобы вырасти профессионально. Мэри записывает основные моменты встречи, чтобы потом отслеживать прогресс Рене. Потенциал и рост Рене очень радуют Мэри!

11:30 Поучаствовать в разборе дизайнов

Каждую неделю команда Мэри делает разбор дизайнов (design review), в ходе которого команда обменивается своими наработками по UX-дизайну и проведенным исследованиям — это обеспечивает открытость и поток обратной связи. Для Мэри очень важно, чтобы члены команды видели и комментировали работу друг друга, но еще она хочет, чтобы ребята научились друг друга поддерживать. Мэри гордится тем, насколько здорово они научились представлять свою работу, насколько эффективно дают обратную связь и насколько лучше стала сама работа.

На сегодняшнем разборе, пара дизайнеров особенно активно высказывали свои предложения по рассмотренным дизайнам. Мэри и сама давала комментарии, в основном в форме вопросов — чтобы помочь расширить мышление: “Вы думаете добавить движения в это взаимодействие?” и “Что вы выяснили при первичном исследовании?”

12:03 Пообедать прямо на рабочем месте.

После разбора дизайнов, Мэри бежит в кафе за сендвичем, чтобы пообедать прямо за столом. Пока ест, смотрит новости и проверяет соц.сети

12:46 Усилить формат встречи по разбору дизайнов.

После обеда Мэри вспоминает свой разговор с Фредом про обратную связь и думает про сегодняшний разбор дизайнов. В ходе разбора она заметила, что, кроме ее самой, в обсуждении активно участвуют пара дизайнеров — а остальные просто отсиживаются. В результате, докладчик получает достаточно однообразный фидбэк от одних и тех же. Мэри придумывает: можно слегка поменять стартовый слайд презентации, чтобы вовлечь в обсуждение всех. Мысленно делает пометку: не забыть рассказать об этом в начале следующего разбора.

1:30 Разбор портфолио кандидатов, дать связь.

UX-менеджер также отвечает за набор людей в команду. У Мэри сейчас открыта позиция дизайнера (она сама составляла черновик описания вакансии). Теперь каждую неделю приходят десятки резюме. Сегодня Мэри нужно рассмотреть три заявки от кандидатов: изучить резюме и проекты, указанные в портфолио. Оценив каждого кандидата, она выбирает тех, с кем, по ее мнению, стоит связаться, чтобы перейти к следующему шагу процесса найма. К сожалению, сегодня ни один из кандидатов не подходит. Она сообщает об этом в отдел кадров.

2:30 Встреча с руководителями продуктовой команды и команды разработки, чтобы уточнить статус по проекту.

Обычно Мэри не вмешивается в работу команды по проектам, но часто проводит короткие встречи по статусу работы: особенно, если речь идет о больших или важных проектах. Два человека из команды Мэри — UX-дизайнер и UX-исследователь — сейчас работают над долгим проектом редизайна, в составе команды из 10 человек. Мэри устраивает встречу с коллегами-руководителями продуктового отдела и отдела разработки, чтобы обсудить ход работ по проекту. Мэри делится опасениями, что проект сошел с намеченного курса — и коллеги соглашаются. Вместе они приходят к тому, что проектная команда сейчас не понимает, в каком направлении нужно двигаться.

Мэри предлагает несколько способов решения проблемы и они сходятся на одном из решений: нужно назначить серию встреч, в ходе которых Мэри с коллегами помогут команде определить правильный курс. Решено, что руководитель продуктовой команды назначит первую встречу и пригласит на нее Мэри и руководителя отдела разработки. Для себя Мэри делает пометку: обсудить предстоящую встречу со своими ребятами в ходе встречи 1:1 — вдруг им нужна какая-то конкретная помощь.

3:05 Подписать отчеты о расходах и проверить политику, под которую попадают расходы

В перерывах между запланированными встречами, Мэри частенько проверяет почту. Она видит новое входящее сообщение — отчет о расходах, который нужно посмотреть и одобрить. Один из ребят Мэри подал на компенсацию командировочные расходы: перелет, отель и питание. Мэри просматривает отчет, чтобы убедиться, что все оформлено правильно и расходы соответствуют политике компании. Она замечает интересную строку в отчете: счет за поход в боулинг. Мэри не уверена, что компания покрывает расходы на развлечения, поэтому изучает политику возмещения расходов на сайте компании и находит ответ.

4:00 Спланировать бюджет на следующий год с менеджерами.

Руководство попросило Мэри составить черновой план по бюджету на предстоящий год. Поэтому следующая встреча Мэри — с коллегами-UX-менеджерами. Их всех попросили рассказать о планах на год и прикинуть расходы (в том числе на пополнение команды). Мэри подготовила презентацию о своих планах и показывает ее коллегам, а также обсуждает бюджет и расходы. Она описывает, какие проекты они с командой хотели бы сделать и рассказывает, какие еще специалисты ей нужны — в том числе под проект, над которым она работала сегодня днем. UX-исследователи из ее команды также хотели провести несколько исследований — так что Мэри упоминает и эти расходы тоже.

Своими планами на год делятся и другие менеджеры — и вместе они обсуждают, во что правильнее вкладывать деньги компании. После встречи Мэри предвкушает, как вырастет ее команда. Но есть и невеселые новости: придется сказать ребятам-исследователям, что несколько запланированных исследований, скорее всего, придется отложить, потому что у компании другие приоритеты. Мэри планирует рассказать новости на следующей командной планерке: ей важно донести до всех ситуацию и причины принятых решений.

5:45 Поехать домой, ответить на письма из автобуса.

Вторник подходит к концу; Мэри почти закончила. Она отвечает на последние письма с рабочего места и идет домой. В автобусе она пишет еще несколько писем и смотрит в календаре задачи на завтра.

Как UX-специалисту набраться опыта в UX-менеджменте

Теперь, когда вы знаете, чем примерно занимается UX-менеджер, встает логичный вопрос: как набраться опыта в этой области, прежде чем претендовать на должность? Я поспрашивал UX-менеджеров, что бы они посоветовали UX-специалисту, который интересуется профессией. Вот что они предложили:

1. Проявляйте лидерские качества в проектах и в работе с командой

Во-первых, всегда проявляйте лидерские качества. Хватит думать в рамках своих задач: попытайтесь внести вклад в развитие проекта в целом, работайте с командой, вникайте в процессы. Помогайте новичкам расти и набираться практического опыта. (Хотя в большинстве компаний старший UX-специалист и так делает все вышеперечисленное). Тем не менее, все менеджеры, с которыми я говорил, отмечают, что именно проявление лидерский качеств — это важный шаг в профессию UX-менеджера и это качество очень пригодится вам в дальнейшем.

2. Изучите описание должности

Прочитайте описание позиции UX-менеджера в вашей компании или подразделении. Вы поймете, чего у вас ждут от менеджера и каковы нюансы работы (по сравнению с моим усредненным описанием).

3. Поговорите со своим руководителем

Расскажите своему руководителю, что вам интересна позиция UX-менеджера. Я рекомендую напрямую спросить руководителя, что вам нужно сделать, чтобы проявить/раскрыть свои лидерские качества в своей области. Кроме того, узнайте, есть ли какие про проекты или процессы, за которые вы могли бы взяться. А еще можно взять под свое руководство стажера или внештатного сотрудника.

4. Станьте официальным наставником

Довольно далекий, но все же путь прокачать лидерские качества — это официально занять должность наставника или ментора. Есть несколько способов набрать учеников: в некоторых компаниях бывают специальные мероприятия по объединению наставников и подопечных — ну или можно просто спросить в общем чате, не ищет ли кто-то наставника. Кроме того, есть множество тематических групп в соц.сетях и куча студентов по всему миру, которые ищут наставника.

5. Возьмите под свое руководство стажера

Подготовка стажера, пожалуй, самый быстрый способ набрать опыт руководства, будучи линейным сотрудником. Но имейте в виду, что руководство стажерами — это немного другое, нежели руководство специалистами: отличается опыт работы, отличаются потребности. Тем не менее, вы натренируетесь выращивать сотрудников, направлять, давать обратную связь и т.п.

Поймите: UX-менеджмент — это не для всех

Хочется это подчеркнуть: UX-менеджмент не для всех. Роль UX менеджера заключается в том, чтобы вести других. Вы не будете разрабатывать дизайн и проводить исследования для своих проектов. Вас должен мотивировать успех и рост команды, ее работа на благо бизнеса и клиентов. Не переживайте, если это не ваше. Вы можете построить отличную карьеру в UX, не будучи UX-менеджером. Или можете попробовать себя в новой роли и вернуться к своей прежней работе в UX.

Заключение

Миссия UX-менеджера — вести команду и ее членов к успеху. Это подразумевает множество разных задач: от тактических до стратегических, от незримой поддержки до прямого наставничества. UX-специалисту, который рассматривает профессию UX-менеджера, следует мыслить шире и выйти за пределы своих задач: начать помогать коллегам и вносить свой вклад в развитие продукта.

10 февраля пройдет конференция UX-Марафон по теме «UX-стратегия». Юрий Ветров собрал программу и пригласил выступить UX-директоров российских и международных компаний. Зрители познакомятся с опытом спикеров и получат советы, как стать UX-менеджером, собрать команду, разработать и реализовать UX-стратегию. Программа события.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Олеся Хлопонина

Ого, полезно, спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
UX-марафон
Автор

Не переключайтесь, скоро будут еще!

Ответить
Развернуть ветку
UX-марафон
Автор

Подписывайтесь – в ближайший месяц будем регулярно делиться полезным контентом!

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Грачев

Контент, и правда, полезный) было интересно

Ответить
Развернуть ветку
UX-марафон
Автор

Спасибо! На днях будет новая интересная статья

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

День менеджера по фотошопу

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл

Уикс это что такое хоть?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Skubaiev

На это трудно ответить сообщением. Это как минимум анализ рынка и бизнеса, исследования, тестирование, ресерч, изучение психологии пользователя, собирать статистику, работать с метриками, заниматься проектированием прототипов и это лишь малая часть того что может охватывать UX. А в фотошопе создают дизайн сайтов- динозавры по нынешним тенденциям.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Skubaiev

UX играет очень важную роль при создании/развитии продукта.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Skubaiev

Теперь вдохновился написать статью на тему о том почему никто не понимает значение приставки UX

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Ждём бро

Ответить
Развернуть ветку
UX-марафон
Автор

Дословный перевод UX - User eXperience. Дизайнеры, которые прибавляют к своей должность префикс UX – должны владеть инструментами UX-исследователя, уметь провести исследование до и после создания дизайна. Цель – узнать лучше людей, для которых делаешь дизайн, их задачи и цели, их поведение и образ мысли, и проверить на них же, все ли понятно в твоих интерфейсах, может ли пользователь решить свою задачу, все ли ему понятно.
Сейчас, когда все уходит в онлайн делать понятные простые интерфейсы, стало критически важно. Поэтому все работодатели хотят, чтобы дизайнеры умели и про UX тоже. Но честно говоря, если по серьезному браться за дело в команду нужен свой UX-исследователь, потому что дизайнеру сложно и дизайн рисовать и быть аналитиком/исследователем – это разные люди и с разными навыками.
Но на небольших продуктах, вполне можно совместить в себе UX/UI

Ответить
Развернуть ветку
UX-марафон
Автор

Это, к сожалению так и есть. Но если человек хочет развиваться, он найдет не только истинное значение приставки UX, но и освоит необходимые навыки этой профессии. Мы в помощь таким специалистам сделали платформу ux-marafon.ru куда выложили много видео по теме UX, с наших событий. И каждые 2-3 месяца делаем новые мероприятия по UX-теме, чтобы обучение было регулярным и постоянным

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Скубченко

Статья универсальная, в приставке "UX" нет необходимости, этими фразами можно описать рабочий день и прочее хоть финансового менеджера, хоть закупщика.

Ответить
Развернуть ветку
UX-марафон
Автор

Любопытное мнение, а исследования пользователей и разбор дизайн-макетов выполняют менеджеры по финансам и закупкам?

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда