{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

3 правила хорошего логотипа

При разработке логотипа дизайнеру нужно учитывать множество факторов. От пресловутой уникальности до технических ньюансов, например, чтобы логотип хорошо смотрелся в горизонтальном формате на вывеске, но при этом был различим в формате миниатюры в соцсетях. И это не говоря о пожеланиях клиента.

Рекомендаций и принципов за весь свой опыт я скопил много.В этой статье я расскажу о трех главных правилах, которые сделают ваши логотипы лучше, а в конце поделюсь двумя простыми тестами, как можно легко проверить ваши логотипы на запоминаемость.

«ТРИ ПЭ»

Три главных правила, которые я выделил в разработке логотипа звучат как «ТРИ ПЭ». То есть –

  • Простой
  • Понятный
  • Подходящий.

Эти три понятия включают в себя все множество рекомендаций и принципов, которые на данный момент существуют. Давайте подробнее поговорим о каждом из них.

1. Простой.

Один из моих любимых принципов при создании простых логотипов звучит так:

“Чем меньше говорит логотип – тем лучше”

Никита Леонов

Дело в том, что в большинстве случаев ваш логотип вряд ли будут детально разглядывать. А поэтому нет никакой необходимости излишне усложнять и детализировать его. Не стоит пытаться впихнуть не впихуймое и сделать из вашего логотипа солянку всевозможных образов и метафор.

Логотип должен быстро и легко считываться. Если в него нужно вглядываться, чтобы разобраться в том, что он из себя представляет и что в нем изображено то каким бы красивым он не был – это плохой логотип. Он не выполняет своей главной задачи – быстро идентифицировать компанию и как можно скорее врезаться в память.

Если в него нужно вглядываться, чтобы разобраться в том, что он из себя представляет и что в нем изображено то каким бы красивым он не был – это плохой логотип.

Вспомни логотип популярных компаний. Они максимально просты для понимания.

Поэтому чтобы логотип был простым – нужно избавиться от всего лишнего. Как сказал классик:

“Дизайнер понимает, что достиг совершенства не тогда, когда уже нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать”

Антуан де Сент Экзюпери

2. Понятный.

Чтобы логотип выполнял свою функцию, мало того чтобы он был простым – нужно чтобы его еще и понимали.

Чтобы сделать понятный логотип необходимо определить во первых ту аудиторию, на какого рассчитан бренд или продукт. А во вторых отталкиваясь от этой аудитории и сферы деятельности – определить ключевые образы и метафоры которые будут понятны людям.

Например, если аудитория дети и подростки – то логотип должен говорить с ними на одном языке. Вызывать у них интерес и в целом говорить всем о том, для кого эта компания. Например логотип Детского мира или Дочки сыночки. Поэтому не стоит делать логотипы для детской парикмахерской в стиле лофт, присущий для аутентичных барбершопов. Иначе в вашу парикмахерскую будут заходить бородачи и пугать детей =) Или в барбершоп мамочки приведут детей, а там как правило везде черепа, виски и в целом атмосфера совсем не детская =)

Иногда дизайнеры говорят о том, что не стоит использовать образы с первой полочки. То есть если у вас булочная – то использовать в качестве знака булку – это что-то плохое. Здесь важно понимать, что логотип это не произведение искусства, чтобы выискивать некие сверхуникальные решения. Логотип в первую очередь должен решать задачи бизнеса – запоминаемость и узнаваемость. Если ваше заведение нужно идентифицировать как булочную – то используйте булку. Если вы продаете цветы – используйте цветы в логотипе. В этом нет ничего предосудительного. Главное следуйте следующим правилам.

  • Убедитесь, что ваши ПРЯМЫЕ конкуренты не используют точно такие же образы. Это нужно сделать в самом начале перед разработкой логотипа.
  • Проверьте новый логотип на уникальность. Бывает такое, что именно такой же образ или решение кто-то до вас уже использовал. Не стоит забывать о коллективном творческом разуме. Такое бывает – ничего такого в этом нет. Но клиенту такой вариант уже лучше не предоставлять. Хотите узнать как проверить ваш разработанный логотип на уникальность? – пишите в комментарии об этом.
  • Подумайте, так ли важно, чтобы в вашем знаке был очевидный образ? Возможно вы будете использовать всеми избитое клише. Например для парикмахерской использовать в качестве знака ножницы – клише.

За понятность образов в брендинге и разработке логотипов отвечает еще одно правило. Чем массовее ваш продукт или заведение, чем шире его аудитория – тем проще и понятнее должен был образ и логотип. Например логотип Ашана или Ленты – птичка и подсолнух. Сбербанк и Альфа банк – галочка в кругу и буква А.

Есть еще один не мало важный момент. Иногда образ в логотипе может вообще ничего не говорить прямо о компании или о том что она делает. Например логотип Apple что-нибудь нам говорит о смартфонах? Или логотип Кока-колы передает ее вкус или цвет? В логотипе вообще может не быть никаких образов и тем не менее он узнаваем и идентифицируется с брендом.

За узнаваемость отвечает маркетинг. Логотип это лишь один из инструментов и способов продвижения бренда. Нет смысла разработать логотип отвечающий всем правилам, но не вкладываться в его продвижение.

Чтобы логотип был понятным я всегда задаю такой вопрос – какой один ключевой образ, метафору или идею должен отражать логотип? Только один и не больше. Если вы занимаетесь столярным делом – не нужно в логотипе рисовать дерево, молоток, пилу, стамеску и все это с вензелями в виде стружки. Это будет лишним.

Если нужно сделать упор на качестве – значит это ключевая идея и не нужно сюда же пытаться добавить скорость работы. Если нужно показать энергию и движение – оставляем только ее.

Определитесь с одним образом – так клиентам будет легче запомнить вас.

Подходящий.

Итак, мы определили ключевой образ и поняли как сделать логотип простым. Осталось последнее – чтобы логотип подходил компании и говорил с клиентами на одном языке.

Что значит говорить на одном языке? На самом деле это целый свод определенных правил и характеристик, которые используются в соответствии с нишей и аудиторией бренда.

К таким правилам относится Шрифт, цвет и образ в логотипе:

  • Шрифт. Как я уже говорил, если бренд рассчитан для детей – то тут подойдут инфантильные и игривые шрифты. Но если это аутентичное заведение, как например барбершоп – то оптимальным вариантом будут шрифты с засечками или антиква.
  • Цвет. Цвет это первое что мы видим, а потом уже считываем образы и текст. Поэтому если для детской парикмахерской использовать не яркие цвета, велик шанс, что вас не заметят и не поймут. Нравятся нам эти цвета или нет, но логотип должен впервую очередь работать на узнаваемость и успех бренда, а потом уже на наше эго и личное мнение. Лучше субъективное мнение отодвинуть на второй план и доверить работу профессионалам.
  • Образы в логотипе. На примере детской парикмахерской – чем понятнее и очевиднее образ – тем лучше. Солнышко, динозаврик, робот, котик и цветочек – идеальные образы. Если же бренд для серьезных состоятельных мужчин – то здесь уже можно поиграть с метафорами и образами другого уровня. Абстракции – отличный вариант для таких случаев.

Так же важно отталкиваться от названия. Если само название содержит какой-то образ – то правильнее всего использовать именно его. То есть если вы называетесь детский сад “Солнышко” – то цветочки в логотипе лучше не рисовать. Например логотип Apple содержит яблоко, а логотип PUMA само это животное.

Когда название не несет в себе каких-то прямых образов, то можно использовать абстракции, монограммы или вообще обойтись без графического знака и сделать шрифтовой логотип как у Самсунг.

Например, логотип компании BMW – это не образ пропеллеров самолета, как некоторые думают. Это всего лишь цвета флага Баварии – белый и голубой идущие в шахматном порядке.

А вот логотип компании Мерседес трехконечная звезда в круге означает три стихии – воздух, землю и воду.

Другими словами у логотипа может быть история и некий символизм. Они не всегда должны быть считываемы и известные всем – главное чтобы сам образ, фигура или рисунок были понятны.

ТРИ ПЭ

Я рассказал вам три главных правила при разработке логотипа или как я их еще называю – ТРИ ПЭ. Логотип должен быть Простой, понятный и подходящий.

Тест

А теперь как я и обещал – рассказываю про то, как протестировать логотип на запоминаемость.

Для того, чтобы проверить понятен и запоминают ли ваш логотип – я придумал несколько тестов. Вообще, не обязательно их проводить в реальной жизни, достаточно поставить себя на место человека в первые с ним столкнувшегося.

Первый тест.

Покажите ваш логотип человеку, который до этого никогда его не видел. Не важно кому. Дайте посмотреть на него 5 секунд и попросите по памяти пересказать, что он увидел. Если он передаст основную или ключевую идею – отлично. Ваш логотип запоминается.

Второй тест.

Есть второй тест немного сложнее. Все так покажите ваш логотип человеку, который до этого его не видел. Дайте посмотреть на него 5-10 секунд и после попросите условно по памяти нарисовать его на бумаге. Не обязательно требовать точную копию или детализацию. Но если ключевая суть и образ передан правильно – логотип прошел и эту проверку.

Как я и говорил – не обязательно проводить такие тесты на самом деле. Достаточно представить себя на месте этих людей. Справились бы они?

Заключение

Итак, мы выяснили 3 главных правила хорошего логотипа – это простота, понятность и подходящая идея. Надеюсь эта статья была вам полезна и вы нашли для себя что-то новое. Ставьте лайк и пишите в комментариях – какие еще правила при разработке лого вы знаете и используете? И не забудьте подписаться!

Меня зовут Никита Леонов. Я дизайнер логотипов и фирменного стиля. Вы всегда можете написать мне в группу Вконтакте.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Квиткевич

по первому пункту сразу вопрос с подковыркой:
Что изображено на логотипе тинькофф?
по второму:
понятен ли логотип китайского автопроизводителя Geely?
вопросы не задеть автора поста, а к тому, что правил не существует. ну либо сделаны, чтобы их нарушать

Ответить
Развернуть ветку
Никита Леонов
Автор

Привет! Спасибо за комментарий)
Согласен, всегда есть исключения из правил. Но в большинстве случаев хотя бы одно из перечисленных – присутствует.

По поводу логотипа Тинькофф. Не берусь утверждать на 100%, но основной знак который они везде транслируют – это шрифтовая версия, то есть само название. Плюс очень сильно делают упор на желтом цвете. Как я говорил в статье, цвет – это очень важная часть брендинга. Сам герб у них – не первостепенный знак. Но опять же – не готов заявлять с гарантией.

По поводу Geely. Логотип или эмблемы автопроизводителей – это вообще отдельная история. Часто они очень метафоричны. В любом случае формы и образы, сколько я знаю эмблем – просты и легки для усвоения. А уж что они значат и какие метафоры скрывают – другой вопрос. Как пример BMW и Мерседес из статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Пуганный Аноним

Есть всего одно правило - если контора делает хуйню, то ей не поможет никакой логотип, если она делает что-то лучшее в мире, то логотип сразу становится простым, понятным и запоминающимся, каким бы говном он ни был.

Ответить
Развернуть ветку
Alexunder

Все верно. Причем большинство культовых ныне логотипов типа эпла и майкрософта были совсем не такими как сейчас на заре взлета компании и это им не помешало стать успешными. Они были и вычурными и разноцветными, вовсе не по правилам П

Ответить
Развернуть ветку
Никита Леонов
Автор

Верно) Я писал об этом в статье – за узнаваемость отвечает маркетинг)) В том числе и качество продукта.

В любом случае все эти успешные нынче компании в большинстве своем имеют простые для восприятия логотипы

Ответить
Развернуть ветку
unknown

Сам сегодня сделал, вроде норм)

Ответить
Развернуть ветку
игорь иевлев

В туризме FB это аббревиатура применяемая в отелях для департамента питания "Food&Beverages".

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Колобов

Автор ошибается, что у Samsung нет графического лого, просто автор недостаточно старый, поэтому не знает, что у Samsung таки был графический логотип, он появился в 1989г после ребрендинга одновременно со шрифтом написания бренда, которым он пишется по сей день. И об этом лого мне есть что рассказать, но лень.
А вот у Toyota не было корпоративного лого до 1990х, он появился уже когда компания вышла в мировые лидеры. Зато собственные логотипы были у каждой из многочисленных моделей Toyota на внутреннем рынке Японии.
И да, бренд Apple и надкусанное яблоко не имеют никакого отношения к компьютерам, что не помешало компании стать мировым лидером.
И ещё много чего не знает автор, но как говорится: "Умный любит учиться, а дурак учить".

Ответить
Развернуть ветку
ZIPA

Золотые твои времена, когда каждая модель имела свою "лейблу"... Эх...будь проклята глобализация и ее антитворческое влияние

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Perfecti-ist

Очередной недоспециалист постит очевидные вещи, которые все в интернете тысячу раз видели. Вы реально надеетесь с этого клиентов получить? Сочувствую

Ответить
Развернуть ветку
Никита Леонов
Автор

Все всё в интернете видели) Нет ничего нового, что не знало бы человечество.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда