Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках

Уровень развития транспортной системы того или иного города можно оценить по отношению к информированию пассажиров: некоторые системы не балуют пассажира информацией о том, какие маршруты проходят через конкретную остановку, куда на них можно уехать, какое расписание у того или иного автобуса или трамвая. А иногда на остановке нет самого элементарного: её названия.

Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках

Когда я начал разработку подхода к информированию пассажиров транспортной системы Саратова, то пришёл к выводу, что теоретической информации по этой теме очень мало и она разрозненная. Я изучил различные транспортные системы и хочу поделиться своими наблюдениями.

Обозначение закрытого маршрута на остановке в Саратове
Обозначение закрытого маршрута на остановке в Саратове

Отдельная остановка или вся система?

Первый вопрос, который у меня возник: как определить оптимальное количество информации, которое необходимо разместить на остановке? Требуется ли расписание каждого маршрута, нужен ли перевод названия остановки и расписания на другие языки? Разрабатывать универсальный подход ко всем остановкам или требуется два разных подхода для магистральных и локальных остановок?

Изучая практику, я обратил внимание на то, что объём информации для пассажира зависит от размера города и количества постоянных пассажиров на остановке. Варианты я объединил в 3 группы:

1. Мегаполисы с большим количеством транспорта и большим количеством непостоянных пассажиров.

2. Крупные города с равным количеством постоянных и непостоянных пассажиров.

3. Мелкие города с преимущественно постоянными пассажирами.

В мегаполисах (Москва, Нью Йорк, Лиссабон, Париж и т.д.) на всех остановках в городе представлено максимально возможное количество информации: название остановки, номера и направления маршрутов, расписания с переводом на один из международных языков.

В городах второго типа информация также представлена довольно полно, но иногда только на местном языке, а остановки на окраинах городов (там, где транспортом пользуются только местные жители, хорошо знакомые с расписанием) часто содержат только название и номера маршрутов.

Небольшие города часто даже не обозначают остановки, так как местные жители их и без того хорошо знают, либо же транспорт работает по системе маршрутного такси, делая остановку там, где находится пассажир. Расписания в таких системах могут передаваться из рук в руки постоянными пассажирами.

Расписание автобуса № 23 в Саратове, которое водитель раздаёт пассажирам из спального района
Расписание автобуса № 23 в Саратове, которое водитель раздаёт пассажирам из спального района
Остановка "6-я Линия" на Сызранской улице в Саратове
Остановка "6-я Линия" на Сызранской улице в Саратове

Классификация удобная, но она не может в полной мере описать самый эффективный подход к информированию пассажиров, поскольку многие города не подходят под данные критерии (например, небольшие туристические города или локации, где может быть всего 1-2 маршрута, но имеется большой поток туристов из разных стран, например, мыс Рока в Португалии).

Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках

По этой классификации Саратов скорее подходит под второе определение: большое число пассажиров пользуется транспортом постоянно, но в городе проживает около миллиона жителей. Попав в отдалённый от своего дома район, человек может не знать, какие маршруты ходят в том месте, куда он приехал, какие есть возможности для пересадки и во сколько придёт следующий автобус или трамвай.

Иностранных или даже российских туристов в городе немного, но в город приезжают жители области, которые с большой долей вероятности воспользуются общественным транспортом.

Подобное определение подходит к большинству крупных городов России. И в большинстве же городов данного типа, информирование пассажиров сегодня находится на самом зачаточном уровне.

Получается, разрабатывая подход к расписаниям и информации на остановках для Саратова, можно распространить его же на другие города области, где, учитывая нехватку транспорта и денег на разработку собственного дизайна, подобная помощь пойдёт на пользу системам, а значит, пассажирам.

То есть, делаем вывод: на всех остановках Саратова и области точно должно быть её название, маршруты транспорта, расписание и схема района, которая бы помогла пассажиру с навигацией. Перевод всей информации на остановке на иностранных язык (английский или китайский) в текущий момент можно считать быть избыточным, а вот направление маршрутов и возможные пересадки могут быть очень полезными, учитывая что очень малое количество маршрутов можно увидеть на интерактивных картах.

Как разместить информацию на остановке?

Очевидно, что самая важная информация должна находиться на уровне глаз пассажира, то есть, на высоте от 150 до 200 см. от земли.

При наличии остановочного павильона, это может быть окно, размером приблизительно 100 на 50 см., на котором будет собрана вся информация: название остановки, схема, маршруты и расписание.

Когда остановочного павильона нет – возможно размещение небольшой конструкции на одиночном столбике с названием остановки и номерами маршрутов на верхнем блоке (30х50 см), и расписанием – на нижнем (15х40 см).

Типы маршрутных расписаний

По результатам моего исследования, расписания маршрутов на остановке часто готовится людьми, далёкими от потребностей пассажира. На многих примерах я встречал варианты, когда на остановке размещено расписание не только по текущей локации, а сразу по всем остановкам на маршруте (что является избыточным).

Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках

Таким образом у нас появляется основание для первой классификации:

Расписание по одной остановке (используется на конкретных остановках)

Расписание по всему маршруту (используется когда невозможно установить локацию пассажира, например, на сайте в виде PDF-файла или в печатной версии расписания)

Расписание по одной остановке также зависит от специфики расписания конкретного маршрута. Можно выделить 3 основных типа:

– Формат для тактового расписания (когда указывается первый и последний рейс и интервал движения в течение дня)

Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках

– Формат для «рваного» (где часы выстроены в одну строку, а минуты указываются рядом, также может использоваться для тактового расписания с интервалом более 10-15 минут)

Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках

– Смешанный тип (когда тактовое расписание закреплено в течение только части дня)

В идеале выбранный подход должен быть удобен для всех маршрутов, существующих в конкретной транспортной (в России нечасто используется тактовое расписание), а также должен быть понятен пассажирам, что есть сохранять историческую преемственность.

Решение для саратовского транспорта

При разработке решения для саратовского транспорта за основу были приняты следующие посылы:

– Саратов не является городом с большим потоком иностранных туристов

– Расписания транспорта не являются тактовыми

– Количество рейсов на магистральных маршрутах в час может доходить до 7-8

– Количество рейсов на локальных маршрутах может быть до 7-8 в сутки

– Расписания на транспорте часто не соблюдаются из-за пробок, однако утренние и вечерние маршруты чаще всего приходят вовремя.

Таким образом на остановках лучше всего будет работать расписание смешанного типа, в котором указаны рейсы утром, вечером и в дневной межпик, а в остальное время указываются только интервалы движения. Если интервал превышает 15 минут – обязательно указывается расписание.

Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках
Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках

На отдельных небольших остановках, где нет павильона, может быть размещено полное расписание на отдельной конструкции.

Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках
Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках

Электронное расписание (в социальных сетях или на сайтах) может быть табличного типа, так как в подобных каналах уместнее всего размещать только ночные расписания или расписания отдельных маршрутов с малым количеством рейсов, по конечным остановкам.

Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках
Оптимальный объём данных и расписание движения на остановках
55
5 комментариев

очень удобно и понятно, а самое главное современно) когда уже везде будут такие остановки

1
Ответить

Абослютное говно

Это хрень все от автора не имеющая с реальностью ничего общего. Обламывается легко - белый шрифт на бледно синем, в вечернее время считывается хуже чем темный задник и белый шрифт.
Автор не работал над проектом, просто показал мокапы.

Ответить

Увы, но нет.

Ответить