«Если ты умеешь работать только по скрипту, о каком творчестве может идти речь?»: история создания курса 3D-визуализации

В июне 2021 года Skillbox и студия SYNC.VIZ выпустили курс «Основы визуализации интерьеров в 3ds Max». Авторы курса Екатерина и Константин Турбины рассказали о целях и вызовах, с которыми они столкнулись в процессе сбора, подготовки и записи материалов.

«Если ты умеешь работать только по скрипту, о каком творчестве может идти речь?»: история создания курса 3D-визуализации

Об авторах курса

Привет! Меня зовут Екатерина Турбина. В прошлом году с моим братом Константином и образовательной платформой Skillbox мы разработали курс по 3D-визуализации интерьеров.

  • Я более 10 лет занимаюсь архитектурой коммерческих интерьеров и помогаю клиентам презентовать идеи проектов. С 2019 года руковожу студией 3D-визуализации SYNC.VIZ и выступаю в роли дизайн-директора — организовываю рабочий процесс, договариваюсь с заказчиками, слежу за дедлайнами и контролирую качество итогового продукта.
  • Константин — художник цифровой 3D-графики, сооснователь архитектурного дизайн-бюро M3 Architects и организатор арт-сообщества CG Comrades, Senior CG artist в немецком бюро REnderAtelier.

А 3D-визуализатор — это вообще кто?

Это супергерой, главная задача которого создавать изображения интерьеров и экстерьеров на основе чертежей и схем. Технологии 3D-визуализации используют в архитектуре, дизайне интерьера, геймдеве, кинематографе. А также набирают популярность в маркетинге недвижимости.

Уже на старте карьеры специалист по визуализации должен уметь совмещать роли художника, менеджера и психолога. Это включает такие hard-скиллы, как моделирование объемных объектов (например, в 3ds Max), создание текстур, последующая обработка изображений в Photoshop. А также soft-скиллы: умение общаться с клиентами, делать презентации, строить личный бренд, заводить полезные знакомства и продавать свои идеи. Поэтому главная мысль, которую мы несли через весь курс: работа 3D-визуализатора не ограничивается знанием программ.

Фрагмент презентации из курса о сферах деятельности 3D-визуализатора на фрилансе
Фрагмент презентации из курса о сферах деятельности 3D-визуализатора на фрилансе

Как устроен курс?

Первой большой задачей стало превращение наработанных годами практики навыков в структурированную программу для новичков. Без преподавательского опыта сложно объяснять многие вещи с нуля, делить объемный материал на логически связанные кусочки и весь курс удерживать мотивацию людей, которые не знакомы с профессией. В этом нам помогли продюсеры и методисты Skillbox.

В начале нужно было разобраться, что по дефолту, — да, словосочетание “по дефолту” мы тоже объясняли в курсе, — понятно специалисту и неясно непрофессионалам. Например, многие люди никогда не слышали про RGB, пиксели и нормалки. Мы постоянно держали в уме мысль о том, что для наших студентов 3D-визуализация является новым миром, о котором они пока не имеют никакого представления

Константин Турбин, Соавтор курса «Основы визуализации интерьеров в 3ds Max»

Карту получившегося курса можно сравнить с видеоигрой, когда на первом уровне человек только приходит в профессию, а к последнему уровню может победить главного «босса» — сдать дипломный проект. Весь объем знаний, необходимых для старта в профессии, упаковали в 12 учебных модулей на два месяца изучения. Для учебных целей мы разработали студию, на примере которой на протяжении всего курса показываем инструменты работы в программе 3ds Max. Информация разбита на блоки: базовая геометрия помещения, встраивание крупногабаритной мебели вроде шкафов и диванов, создание текстур, освещения и декора. Мы рассказываем, где учащиеся могут скачать готовые модели мебели. А также учим моделированию авторских предметов на примере дивана и стула. Выпускная работа заключается в создании рендеров студии под заданный сторителлинг о характеристиках и увлечениях клиента.

Фрагмент презентации из курса с картой развития начинающего 3D-визуализатора
Фрагмент презентации из курса с картой развития начинающего 3D-визуализатора

Time is Running Out, или как объять необъятное?

Один урок на курсе в среднем длится 20 минут. Это оптимальное время с точки зрения усвоения информации, но… Наши учащиеся — новички, их обучение hard-скиллам невозможно без базового ориентирования в профессиональной терминологии. Так вот объяснение терминов занимало много времени видеоматериала.

Чтобы выдержать временной регламент, мы перезаписывали видео и оптимизировали структуру уроков. Для каждого модуля у нас была таблица с тезисами, которые важно рассказать. Мы делали тестовую запись и обрезали то, что человек может легко найти в интернете и изучить самостоятельно.

С одной стороны, временные рамки нас хорошо структурировали и помогли сделать насыщенный курс. С другой стороны — без них мы бы могли показать намного больше инструментов и информации.

Задача методиста — сделать образовательный путь студента максимально комфортным. Одним из важных аспектов в обучении является время, которое человек затрачивает на освоение новой информации. Временной регламент позволяет методисту регулировать учебную нагрузку, а студенту — не терять мотивацию и непрерывно обучаться в своем темпе.

В Skillbox средний урок длится 15-20 минут — это время, когда многие студенты могут продуктивно учиться и слушать преподавателя. Для курсов, связанных с изучением компьютерных программ, где предполагается большой объем практического материала, крайняя граница 40 минут. Мы экспериментировали с разными форматами, собирали обратную связь и поняли, что уроки длительностью час-полтора выматывают. Поэтому если урок выходит за временные рамки, мы его разделяем на более короткие. Вместе с этим к урокам, записанным в формате скринкаста, мы добавляем методические материалы с пошаговыми инструкциями и важными клавиатурными сокращениями для закрепления информации и удобства при повторении действий за преподавателем

Валерия Соловьёва, Методист курса «Основы визуализации интерьеров в 3ds Max»

Также по совету методистов Skillbox, мы сократили некоторые лекции и оформили дополнительный материал в виде видеошпаргалок к домашним заданиям. Учащиеся могут их посмотреть, чтобы вспомнить суть урока и лучше справиться с самостоятельной работой. Так, в четвертом модуле на примере светильников и корпусной мебели Константин рассказывает про моделирование и интеграцию новой геометрии в сцену. После урока идет задание по работе с моделлингом навесных потолков, кровати и шкафа. Шпаргалки в ускоренном виде показывают весь рабочий процесс на задаче, аналогичной учебной.

<p>Фрагмент курса «Основы визуализации интерьеров в 3ds Max»</p>

Фрагмент курса «Основы визуализации интерьеров в 3ds Max»

I Want to Break Free, или как удержать мотивацию?

Для поддержания интереса мы старались чередовать сложные и легкие уроки. С этой целью каждый модуль и урок я проходила самостоятельно, как студент. Это позволило сбалансировать уровень сложности, переработать и записать заново наиболее замысловатые материалы. Также мы добавили чек-поинты — контрольные точки, после которых можно сделать перерыв и отдохнуть.

Вместе с методистами Skillbox мы ввели бонусы для самых старательных. Если пользователь перевыполняет план и успешно сдает задания со звездочками, то мы делимся с ним контентом. Это могут быть текстуры, HDRI-карты, информация об определенных моделях. Все, что точно пригодится 3D-визуализатору для коммерческой работы.

<p>Фрагмент рабочего процесса в телеграмм-группе участников курса «Основы визуализации интерьеров в 3ds Max». Студенты часто совместно работают над задачей, делятся наблюдениями, контентом и опытом</p>

Фрагмент рабочего процесса в телеграмм-группе участников курса «Основы визуализации интерьеров в 3ds Max». Студенты часто совместно работают над задачей, делятся наблюдениями, контентом и опытом

Every Picture Tells A Story, или как научить эмоциональной визуализации?

В своей работе мы часто сталкиваемся со специалистами по 3D-визуализации, которые привыкают работать по заученному скрипту. По этому алгоритму они умеют создавать композиции, текстуры, свет, ракурсы. А вот задача покреативить оборачивается для них сильным стрессом. Но если ты умеешь работать только по скрипту, то о каком творчестве может идти речь?

Поэтому в нашем курсе помимо обучения базовыми принципам работы программы мы уделили особое внимание интеллектуально-эмоциональной надстройке: развитию насмотренности, креативу, поиску вдохновения. Например, в первом и последнем модулях мы рассказываем про лидеров индустрии и топовых артистов, даем подборки рекомендаций. Начинающему визуализатору особенно важно сознательно формировать свою ленту новостей и социальных сетей, быть подписанным на известные студии и художников. Также мы уделяем внимание взаимосвязи разных индустрий. Так, многие тренды визуализации интерьеров приходят из геймдева, кинематографа и анимации. Насмотренность позволяет считывать и предсказывать тренды. Это то, чему можно научиться и то, что художник начинает со временем делать интуитивно.

При выполнении практических заданий мы призываем учащихся к абсолютной творческой свободе. Наша задача — показать необходимую для этого базу, техническую сторону работы в программах. Например, в одном из первых уроков мы показываем принципы создания композиций из простых элементов, таких как шар, цилиндр и куб. Студент может самостоятельно продумать расположение, цвета, текстуры объектов, создать за час десятки разных композиций, выложить первые работы в свои социальные сети. Уже на этих простых примерах учащийся понимает, что картинка несет в себе определенный эмоциональный эффект, который зашифровывает художник. В более продвинутых заданиях по созданию дизайна студии особое внимание мы уделяем работе с освещением. Например, показываем, что даже пасмурная погода может дать необходимый визуализатору эффект «мой дом — моя крепость». Таким образом, техническая картинка способна показать лишь совокупность отдельных объектов, а действительно крутая визуализация вызовет праздник в сетчатке.

Секреты мастерства

С первых лекций я объясняю, что курс — это базовый минимум для комфортного старта и поиска первой работы. Например, выпускники смогут выложить свое резюме на HeadHunter в новом качестве, пойти работать в студию. Но мастерству 3D-визуализации нужно учиться всю жизнь и постоянная практика — единственный способ стать востребованным специалистом. В этой профессии не существует понятия «готово». Для вдохновения я советую всем начинающим художникам посмотреть мультфильм «Добро пожаловать в чудесный мир». В начале сложно и страшно, но каждая новая попытка открывает двери в волшебный творческий мир.

Когда я начинал свой профессиональный путь и изучал освещение, мне было сложно разобраться с HDRI-картами. Сейчас я около 8 лет в индустрии и до сих пор могу испытать сложности с выполнением некоторых заданий из этого курса. Так для рассказа про моделлинг и развёртки мы пригласили Нугзара Гетиашвили — специалиста по архитектурной и интерьерной визуализации и опытного моделлера, который часто приходит на помощь в наших проектах, где нужно моделить сложную мягкую мебель.

Визуализация — это сфера с множеством направлений, и один человек не может все знать. Поэтому студентам не стоит расстраиваться, если материал или задания не даются с первого или десятого раза. Я не верю в талант. Есть предрасположенность, но за хорошей работой всегда стоит огромное количество часов, которые человек вложил в мастерство

Константин Турбин, Соавтор курса «Основы визуализации интерьеров в 3ds Max»
88 показов
982982 открытия
1 комментарий

Вижу скилбокс - вспоминаю иски…

Ответить