РАСПИСЫВАТЬ СТЕНЫ – ЗА ДЕНЬГИ

Применим ли к творчеству бизнес-подход? Может ли художник быть предпринимателем? Сегодня мы найдём ответы на эти вопросы у леттеринг-художника Александра Ярославцева. Он основатель проекта «Родные буквы» и сейчас запускает видеокурс «Профессия – леттеринг как художник». И прежде всего мы познакомимся с самим явлением и узнаем, что такое леттринг и чем он отличается от каллиграфии.

А беседует с Александром интервьюер проекта, предприниматель Олеся Ушакова. Это я)

Интервью от 10 декабря 2021 года. Поехали!

ЛЕТТЕРИНГ И КАЛЛИГРАФИЯ

Александр: Буквы меня тянули и манили давно, ещё со школы. В институт я пошёл учиться на инженера, но на самом деле хотел быть дизайнером. Всё это время я не забывал про буквы, и после работы в сфере теплоэнергетики решил, что всё-таки это не моё, мне хочется заниматься творчеством. Постепенно, через фотографию и коммерческую фотосъемку, я «мигрировал» из инженерии в творчество. Также я держал мастерскую по производству дизайнерской упаковки.

РАСПИСЫВАТЬ СТЕНЫ – ЗА ДЕНЬГИ

Шаг за шагом я пришёл-таки к буквам. После института прошло порядка 13 лет, когда я решил вернуться к своему хобби и начал изучать каллиграфию как базу, затем перешёл в леттеринг. Сразу объясню, в чем разница: каллиграфия – это выверенное написание букв, а леттеринг – более свободная история, когда мы рисуем буквы. Но каллиграфия всегда является основой для леттеринга.

Олеся: Саша, расскажи про этот переход: ты работаешь в крупной компании, занимаешь там неплохую должность, и вдруг уходишь в творчество. Сложно ли это для мужчины? Как ты принял это решение?

Александр: Для меня это было несложно, я просто чувствовал какой-то потенциал внутри себя и понимал, что в рамках той работы, которая у меня была, я совсем себя не раскрывал. Я выполнял то, что должен был, но не получал от этого никакого кайфа. Меня тяготило чувство, что должен что-то в себе раскрыть. Конечно, возник вопрос ответственности перед семьей. На тот момент у меня был один ребенок, в процессе занятия творчеством появился второй. Тем не менее, считал, что просто не могу на это всё «забить» и похоронить в себе.

Сначала решил, что могу зарабатывать фотографией, потому что уже к этому двигался и параллельно с работой снимал за деньги. Поэтому все было достаточно гармонично: сначала фотография, а потом трансформация в другие направления. Не могу сказать, что было сложно. Я желаю всем быть честными перед собой и слушать себя, но при этом не сжигать мосты. Броситься в пучину – возможно, это хороший способ выйти из зоны комфорта, но он может оказаться плачевным.

Олеся: А сколько стоили твои первые коммерческие логотипы?

Александр: Низких ценников, в принципе, не было. Помню 6, 7, 8 тысяч рублей. Уже в 2017 году было и 10 тысяч, в зависимости от объёма.

Олеся: А как тебя находили твои первые клиенты? По сарафанному радио, через инстаграм, социальные сети? Как случился этот переход?

Александр: Он, в основном, случился за счёт инстаграма. У меня изначально было то, чем я мог поделиться: мировоззрением, мироощущением, своей активной позицией – если ты хочешь чего-то добиться, нужно работать, идти вперед, несмотря ни на что. Моя страница в инстаграме транслировала эту, присущую мне, внутреннюю мотивацию. В какой-то момент там же начали появляться намёки на коммерческий продукт. Я рассказывал о том, что могу делать. Кроме этого были знакомства; люди в инфополе начинали расспрашивать, чем я занимаюсь. Так что тут два фактора: инстаграм, как главный фактор, и окружение. Плюс стали приходить подписчики, спрашивать, могу ли я помочь с реализацией их идей.

РАСПИСЫВАТЬ СТЕНЫ – ЗА ДЕНЬГИ

Олеся: На первый взгляд, может показаться, что этот бизнес не требует никаких вложений. Просыпаешься утром и думаешь: «а почему бы мне не нарисовать вот такой логотип?», берешь планшет и рисуешь. Но это, скорее всего, просто иллюзия. Какие твои личные инвестиции были на первых этапах, чтобы набрать определённую базу и уже начать полноценно работать?

Александр: Олеся, очень хороший вопрос. Может показаться, что ты сидишь в своём кабинете или дома с кофейком, чайком, встаёшь поздно, берешь ноутбук и начинаешь рисовать, но на самом деле, это не так. Самая главная инвестиция – это время, которое необходимо, чтобы понять рынок, себя, своё место на этом рынке, продукт, что нужно людям и суметь это предложить. Для всего этого нужны временные инвестиции. Плюс интеллектуальный аспект. Всё нужно анализировать: я анализировал чужие работы и всё время задавал себе вопросы, почему и как это сделано. Внутренние ресурсы и время уходят на то, чтобы достичь того результата, который потом будет востребован на рынке. Поэтому я хочу развеять иллюзию, что всё делается по щелчку с помощью волшебной палочки или таблетки. Всё это большой труд, без него никуда.

На начальном этапе, например, я сам перед собой поставил такой челлендж: за месяц я опубликую 50 постов с разными работами и экспериментами, опубликовал в итоге 70. Конечно, каждый день я не рисовал по два полноценных логотипа, в основном эскизы, иллюстрации к моим мотивационным постам, в общем, что-то нарисованное мною. Это был урок и испытание самому себе. Поэтому, мой совет каждому, кто хочет чего-то добиться на рынке – ставьте перед собой конкретные задачи.

Олеся: Помимо логотипов для компаний, как мне показалось, ты в один период очень активно зашел на рынок и стал расписывать стены, кафе, заведения в Красноярске. Наверное, ты не только зарабатывал, но и украшал городские пространства и помогал предпринимателям видеть пространство чуть иначе. Как ты формировал цены на рынке и как ты сформулировал своё предложение?

Александр: Это отчасти тоже мое внутреннее видение, которое состоит в том, что ты идёшь, например, по улице и смотришь на рекламные плакаты, билборды и видишь работы с интересным посылом. Буквы на таких плакатах несут заряд, информацию, иногда очень даже прикольную. Они не просто говорят «купи», в них есть какая-то цепляющая фразочка. В этом смысле буквы – часть нашей визуальной среды. С их помощью мы не просто считываем информацию, но и видим образы, настроение; они заставляют порассуждать о чём-то. Поэтому здорово, когда человек приходит в заведение, и видит не просто стены или даже постеры, а огромные буквы на стене, которые позволяют гораздо ярче донести некий смысл, и задают определённый тон. Мне эта идея показалась интересной.

В 2017 году я сотрудничал с компанией NL International, где реализовал свою первую работу на стене. Я пообщался с арт-директором, и мы придумали большой принт, который сначала был на стене в красноярском офисе, а потом компания решила сделать этот принт ключевым в интерьере по всей федеральной сети. Но самый первый, нарисованный от руки, принт я проработал в Красноярске, а остальные наносились рекламщиками в офисах по всей стране. С этого момента всё и началось, после этого появился спрос. Надписи на стене – очень широкий рекламный инструмент, который позволяет задать определённый тон в пространстве, донести месседж компании, также это точка притяжения, где можно сфотографироваться с друзьями, отметить это место [в соцсетях]. Он позволяет решить несколько бизнес-задач и одновременно преобразовать пространство.

Олеся: Какая ценовая категория авторской разрисовки стены?

Александр: Авторский принт на стене – очень грубо – от 3,5-4 тысяч рублей за квадратный метр. Но нужно учитывать многие факторы: качество стены, поверхности, материал, который берётся для рисунка, доступность места (нужно ли работать на стремянке или нет), режим работы заведения, срочность заказа. В общем, много нюансов влияют на ценообразование.

САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ – НА ФАСАДЕ ЗДАНИЯ

Олеся: Есть ли работы, которые поразили тебя своим масштабом и по завершении ты почувствовал гордость?

Александр: Это наш проект с Денисом Юшиным, который мы сделали буквально за одну ночь в центре фасада лофта Yushin Brothers в Красноярске. Все согласовывалось довольно долго, потому что прорабатывался паспорт здания, обговаривался эскиз с городом. Но когда договорённости были достигнуты, всё нужно было сделать быстро – для работы на фасаде необходима вышка, а её аренда достаточно дорогая.

Фасад здания около 150 кв. м., высота примерно трёх- или четырёхэтажного дома. Кроме того мы делали все в ночное время. Помимо того, что каждый час работы вышки, которая поднимала меня к стене, стоил денег, нам нужен был очень толковый человек для управления ею, чтобы крайне ювелирно перемещать меня в пространстве – зачастую смещать нужно было всего на несколько сантиметров. Ты даёшь команду, он с земли на тебя смотрит… Нам попался просто чудо-оператор – мы очень продуктивно сработали. Но нам не повезло с погодой. Мы установили профессиональный проектор для показа фильмов на соседней крыше, чтобы транслировать на фасад эскиз; я понимал, что может пойти дождь и накрыл его целлофаном на случай непогоды. И разразился такой ливень, что нам пришлось бежать и всё демонтировать. Тем не менее мы справились за 13 часов: к 11 утра на следующий день город увидел обновлённый фасад. Этим проектом мы гордимся до сих пор.

Олеся: Что ты испытывал, когда люди увидели фасад, стали писать о проекте в соцсетях, информация просочилась в новости? Ведь это уже больше, чем графика, это вклад в город, в котором ты живешь.

Александр: Мне было радостно, что удалось это воплотить. Люди стали фотографировать разрисованный фасад, делиться, кто-то даже знал имя автора и отмечал меня на фотографиях. Плюс испытал радость от того, ЧТО я могу. И ещё горжусь тем, что леттеринг и каллиграфия начинают появляться на улицах города.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ – ВЫХОД ЗА РУБЕЖ

Олеся: Как тебе удается привлекать клиентов из других городов? Есть ли у тебя иностранные заказы?

Александр: В основном, конечно, заказчики по стране. Чаще всего заказы идут из Москвы и Санкт-Петербурга, но бывают и другие города. Клиенты – люди из абсолютно разных сфер: кто-то занимается машинами, у кого-то личный бренд, кто-то занимается фотографией или одеждой, творчеством, мотоциклами, спортом, у кого-то есть своё пространство. То есть нарисованные буквы очень хорошо подходят под разные ниши и сферы.

Что касается зарубежных заказов, то до них ещё нужно «достучаться». У меня пока был один такой опыт – через фриланс-платформу. В отношении бизнеса за рубежом нужно проделать отдельную работу, и я в эту сторону смотрю. Знаю, что российские леттеринг-художники на западе котируются, потому что это толковые и профессиональные ребята. Я один из них на этом рынке, и мой следующий шаг – выход за рубеж как-то более целенаправленно.

Олеся: Можешь ли ты немного рассказать о развитии своего проекта и создании видео-курса, что это тебе даст и зачем ты это делаешь?

Александр: У меня накопилось достаточно знаний, сейчас я понимаю, что могу донести эту информацию до людей в структурированной форме и провести их определёнными шагами до результата. Кроме того, видеокурс – это новая возможность в бизнес-развитии, потому что ты можешь за счёт онлайн-обучения донести пользу до большего количества людей и помочь им выйти на новый уровень. Онлайн-образование – такой продукт, который один раз делается, потом допиливается через какое-то количество итераций и позволяет продавать его много раз. А цель – сделать рынок качественнее и лучше. Я знаю, как сделать леттеринг востребованным, чтобы человек выходил на рынок с готовым продуктом и знал себе цену. Ты не просто будешь что-то рисовать, ты будешь делать для людей и им это будет нужно. У меня уже сформированы критерии качества такого продукта, хочется донести до творцов тот уровень, которому, как минимум, нужно соответствовать, чтобы предлагать свой продукт аудитории.

Если мы говорим о развитии проекта про создание логотипов и принтов, то хочется поставить его на более стабильные рельсы, чтобы донести идею, что у леттеринга есть очень большие возможности. И это уже не тренд, а устоявшийся факт – логотипы могут быть нарисованы вручную. Мы можем вспомнить много крупных компаний: от Virgin, компании Ричарда Бренсона, до Ford, Cadillac. Есть ещё один момент, который упускается из виду – это вопрос патентов, регистрации товарного знака. Нарисованное руками не имеет аналогов, оно неповторимо, и вопросы товарного знака чуть проще решать.

Олеся: По своему опыту могу сказать, что всё зависит еще и от того, какие слова вы используете, так что нужно обязательно проконсультироваться с патентным поверенным, потому что рынок очень насыщен. Также существуют такие «патентные террористы», которые регистрируют всё, что видят. Если вы хотите работать серьёзно, а не ради постов в инстаграме, то нейминг и регистрация товарного знака должны быть обязательно, иначе придется очень дорого заплатить.

Александр: Да, разумеется, нужно проверять название в реестре, но я говорю именно про техническую сторону – если мы берём какой-то шрифт и делаем из него логотип, то встаёт вопрос лицензии. Нужно, чтобы этот шрифт был куплен на определённые тиражи, а с леттерингом этот вопрос априори отпадает, потому что буквы нарисованы, и аналога у них никакого нет. Поэтому не надо беспокоиться ни за что кроме авторского права того художника, который это нарисовал.

МУЖСКАЯ СРЕДА И ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО

Олеся: Как обстоят дела с конкуренцией на рынке: каким образом происходит формирование среды, вы дружите или воюете?

Александр: В основном, среда мужская. Те художники, которые рисуют логотипы, в большинстве своем мужского пола. Но среди нас, конечно, есть коллеги-девушки, которые делают крутые проекты, но чаще они более узко направлены. В целом, я бы сказал, что среда нейтрально-позитивная. Есть люди открытые, с которыми мы общаемся, и есть более закрытые. Но с теми, с кем общаемся, мы спокойно делимся опытом и даже ценообразованием, потому что у каждого есть свой определенный стиль и технический процесс. У каждого свои заказчики, мы их не отбиваем и живём дружно.

Олеся: А были мысли про развитие себя в цифровом искусстве? Потому что тема блокчейна, NFT сейчас очень на слуху. Хочется, чтобы твой продукт стоил 15-20-50 тысяч долларов, уходя с молотка? И будем честны, такое может случиться не всегда только потому, что это что-то гениальное, а ты просто первый.

Александр: Такие планы есть. В перспективе хочу выйти на этот рынок, так как мне интересно преобразование. Художник нарисовал работу вживую, оцифровал её или просто сфотографировал и выложил как цифровой объект, который может покупаться, продаваться и перепродаваться. А на самом деле – это циферки кода, которые мигрируют из одного криптокошелька в другой. Ещё больше удивляет, что любой человек может распечатать оцифрованное произведение и повесить на стене. Но владеет им, по факту, только один человек. На мой взгляд, это некая революция. На перспективу, конечно, я планирую развиваться в цифровом искусстве. Всем надо идти в ногу со временем и рассматривать этот потенциал в будущем.

Над текстовой версией интервью работали:

З.Ы. Если дочитали до конца, дайте нам пожалуйста обратную связь в комментариях: зашел ли материал, формат, гость и все-все. Буду вам очень-очень благодарна. Всех обняли и готовим следующее интервью)

44
Начать дискуссию