Дизайн
СберЗдоровье

«Держите мой отклик!». Почему дизайнерам не отвечают на отклики по вакансиям

Привет! Я Ваня Соловьёв, дизайн-директор в «СберЗдоровье». Сегодня я расскажу про процесс найма продуктовых дизайнеров со стороны работодателя. Уверен, что подобных статей множество, поэтому сделаю акцент на других вещах, о которых мало кто рассказывает.

Цель моей статьи — дать ответы на вопросы:

  • Как выстроен процесс найма в продуктовой компании?
  • Какими вводными обладает эйчар при начальном поиске?
  • На что смотрят эйчар и дизайн-менеджер при отборе?
  • Как они принимают решение о том, что с кандидатом можно продолжить общение?
  • Почему вам не отвечают и не дают обратную связь?
  • Что сделать, чтобы ваше резюме заметили?

«Нам нужен дизайнер!»

Вот компания пришла к тому, что ей необходимы новые ресурсы и дизайнер встал в план найма. Дизайн-менеджер на встрече с эйчаром рассказывает, чем будет заниматься дизайнер и какими качествами он должен обладать.

После встречи формируется примерный портрет кандидата. Для каждой компании он свой, поэтому я покажу усреднённый портрет в моей команде. Осознанно опустил базовые навыки и владение инструментарием. Например, Фигмой — это стандарт индустрии, без неё никуда.

Портрет дизайнера:

  • желательно из продуктовой компании;
  • образование не важно;
  • опыт продуктового дизайна от 2 лет;
  • открытость к знаниям и интерес к новому;
  • вменяемое портфолио, лучше не на Бехансе;
  • хорошие коммуникационные навыки.

Начинаем искать дизайнера мечты

Мне нравится искать дизайнеров самому. Размещаю вакансию на дизайнерских ресурсах, по-человечески описываю требования и разбираю отклики от ребят. Параллельно эйчары размещают вакансию на профильных ресурсах и сами активно ищут ребят.

У каждого из нас в голове есть портрет идеального кандидата, который я описал выше. Это правда, что кандидатов обычно много, поэтому мы смотрим бегло по ключевым точкам.

Досконально изучать каждый отклик физически невозможно. Это не прихоть — это неизбежность.

Чтобы пройти первый этап отбора, вам достаточно знать эти три ключевые точки, на которые смотрят многие эйчары и дизайн-менеджеры.

Три ключевые точки

Сопроводительное письмо

Это палка о двух концах. Его цель — вызвать расположение к вам с первых строк.

Если вы честно пишете об отношении к компании, о своих навыках, которые могут помочь ей — это почти 100% переход по воронке дальше.

Если вы просто вставляете шаблонное сообщение и/или накачиваете его канцеляризмами, то это точно моментальный выброс из воронки.

«Доброго времени суток! Мне нравится Ваша компания, и мои навыки непременно пригодятся Вам…»

Плохие шаблонные сообщения сразу распознаются и не вызывают расположения к вашей кандидатуре.

Либо пишите сопроводительные письма осознано и хорошо, либо не пишите их вовсе.

Описание опыта

Неважно, где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов. Рассказ о том, какие проблемы и задачи были перед вами, как вы их решали и к чему это привело. Его можно уместить в пару предложений или абзацев — суть не изменится.

Поймите, каждый продуктовый дизайнер «создаёт веб и мобильные интерфейсы», «проектирует UX/UI», «соблюдает гайдлайны» и т. п. Без этих основ вы не сможете работать продуктовым дизайнером. И писать о таких вещах не имеет никакого смысла.

Вам сложно писать о себе? Возьмите за основу «скелет» и наращивайте «мясо» из вашего опыта.

Какие задачи и проблемы были перед вами? → Как вы их решали? → К чему это привело?

Неважно где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов.

Портфолио

Не секрет, что при отборе продуктовых дизайнеров важно понять, как они мыслят. Поэтому в портфолио хочется видеть рассказ с примерами интерфейсов, а не просто красивые картинки.

Если ваше портфолио ведёт на Беханс, то чаще всего там можно обнаружить красивые мокапы с интерфейсами. Да, эйчара может впечатлить, как вы оформили свои кейсы, и он на радостях поведёт вас дальше по воронке. Однако, дизайн-менеджер оценивает совсем иначе.

Представьте: в одной вкладке браузера открыты ваши красивые мокапы на Бехансе, в другой — портфолио в Ноушене от другого дизайнера. Вы показываете картинки, а он рассказывает и показывает, как придумал и реализовал фичу, приводит результаты исследований и так далее. Думаю, что понятно, каким кандидатом заинтересуется дизайн-менеджер. Спойлер: не вами.

Когда на вакансию откликается много продуктовых дизайнеров, я сперва отсматриваю кандидатов с портфолио не на Бехансе: красивые картинки можно посмотреть потом.

Красивый кейс на бихансе сможет «продать» вас эйчару, но дизайн-менеджер посмотрит на него вскользь и пойдет с интересом читать текстовый рассказ о фиче в Ноушене у другого дизайнера.

Нашли хороших кандидатов, а про остальных забыли

Почта и Телеграм дизайн-менеджера или эйчара завалены откликами кандидатов. Отобрав лучших из них, они уходят общаться с ними и забывают про остальных. К сожалению, такое бывает часто.

Норма ли это? Нет, это не норма. Это отсутствие эмпатии к человеку: он сделал усилие и откликнулся на вакансию. Пусть он хоть сразу и не подошёл, но оставлять его в неизвестности — плохо. Он не получит обратной связи один, два, десять или двадцать раз. Для него это станет привычным: откликаешься на вакансию — готовься, что тебе не ответят.

Представьте: дизайнер всё же находит работу, поднимается по карьерной лестнице, становится дизайн-менеджером, начинает сам нанимать людей и пишет только тем, кто подошёл ему. Так он привык, так сформировал его прошлый опыт. На этом круг замыкается.

Его ли это вина? Нет, это вина эйчаров и дизайн-менеджеров, которые раз за разом прививали ему идею, что молчать — это нормально.

Мы сами создаем своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.

Вам сложно писать каждый раз что-то уникальное? Сделайте хорошие шаблоны.

«Ха! Да он сам выше писал, что шаблоны это тупо», — возмутитесь вы и будете правы. Но я писал про плохие шаблоны: без души и без смысла.

Да, у меня заготовлены шаблоны для ответов на отклики, чтобы никто не остался без внимания. Если они совпадают с эмоциями, которые хочу передать кандидату, то почему бы и не использовать их?

Вот пример письма, который я отправляю только тем, кто не подошёл, но запал в душу.

*Имя получателя*, привет.

Спасибо за отклик, было приятно познакомиться с тобой поближе. У тебя интересный стиль, но мы ищем немного другой профиль.

В этом письме нет места для грусти, уверен, с твоими навыками и опытом — отличная работа сама найдет тебя. Ведь на рынке дизайнеров так мало хороших кандидатов.

Мне было приятно познакомиться с ещё одним хорошим дизайнером, и поэтому я искренне желаю тебе успехов!

Если после этого кандидат хочет узнать больше деталей, я пишу ему, почему он мне не подошёл.

Мы сами создаём своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.

Что сделать, чтобы ваш отклик заметили?

  1. Убедитесь, что описание вакансии совпадает с портфолио и вашим рассказом о себе.
  2. В резюме рассказывайте о вашем опыте, а не перечисляйте банальные вещи.
  3. Сделайте портфолио таким, чтобы оно рассказывало о ваших достижениях, а не представляло коллекцию красивых картинок.
  4. Подумайте, чем вам понравилась компания и что вы можете сделать для неё. Это будет основа для вашего сопроводительного письма.
  5. Объедините пункты 2, 3 и 4 в одно письмо или сообщение и с очень большой вероятностью, вы попадёте на собеседование с дизайн-менеджером.

А дальше что?

А дальше у вас будет несколько этапов собеседований. Писать об этом я не буду, и без того статья получилась объёмной.

Дам лишь один совет. Будьте собой и не старайтесь быть тем, кем вы не являетесь. Это как на свиданиях. Вы можете притворяться и не быть собой, если у вас краткосрочная цель. Если же вы хотите долгих отношений, то быть собой — лучший из вариантов.

Собираем лучшие практики

У вас отличное портфолио и резюме — скидывайте их в комментарии. Это поможет другим ребятам вдохновиться и сделать свои портфолио ещё лучше.

Начну с себя. Хоть моё портфолио и не обновлялось года два, но оно отлично показывает то, что я описывал в этой статье. Взял бы я сам себя на работу, увидев это портфолио? На собеседование позвал бы точно; )

P. S.

Покажите эту статью вашим друзьям дизайнерам. Чем больше человек её увидит, тем больше будет успешных откликов на вакансии.

0
82 комментария
Написать комментарий...
Юрий

Всегда был убежден - если компания не ответила на твой отклик - она просто идет в долгосрочный нах ) В один "прекрасный момент" опытный дизайнер сам выбирает компанию, а не наоборот

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Тоже позиция и вполне уверенная.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Анастасия Кузнецова

Согласен

Ответить
Развернуть ветку
Артур Шигабутдинов

СберЗдоровье такой классный продукт, что при возврате средств, тебе нужно писать сначала в ПОДДЕРЖКУ, где ты получаешь ПРОМОКОД 1111, который вводишь в ОТДЕЛЬНОЙ вкладке, а потом получаешь доступ в чат, причем не в чат поддержки, а в ДРУГОЙ, там получаешь форму заявления и пишешь от руки или распечатывать его со всеми реквизитами, а чат настолько дружелюбный и классный, что на следующий день отправленные в нем формы неожиданно перестают работать и тебе приходится запрашивать из заново. Ах да, еще надо помнить, что чат с Safari на iOS работает криво и не всегда позволяет закинуть фото в чат.

Ах да, а специалисты поддержки будут друг другу противоречить, и будет реально непонятно, можно ли в итоге писать заявление от руки или нет, или же надо все делать по их форме. Кстати, даже форму с пустыми полями для распечатки мне выдали не сразу, а только когда я написал заявление от руки по их форме, а форму мне отправили с заполненными данными а-ля "Иванов Иван Иваныч".

Ответить
Развернуть ветку
Сбер

Напишите, пожалуйста, подробнее о ситуации. Постараемся помочь

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anna Kost

Мое субъективное мнение - эта работа должна называться дизайн-аналитик раз во главу угла ставятся метрики. От дизайна тут совсем рожки да ножки - все паттерны уже давно унифицированы. А продуктовым дизайнером я бы называла мультидисциплинарного специалиста, который может упаковать весь продукт целиком - продумать в связке и приложение, и сайт, и промо. За таких вот ребят обидно, что их недооценивают и не предлагают зарплаты как «продуктовому».
Знакомый на днях жаловался - устроился в компанию, там девочка (продуктовый дизайнер). Вот все вроде делает правильно - персоны, CJM и тп, но никакого креатива и свежего решения (или нескольких) выдать не может, все очень «в рамках» и проект не согласовывается.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kapustin

Есть толика обиды за профессию: когда программистов рвут с руками и осыпают предложениями, а продуктовых-дизайнеров по долгу перебирают, и рассматривают, хотя работы одинаково приятны для ума :)

У меня работа по другому построена - это схемы в Figma, где реализованы конкретные фичи. Они смотрятся более информативно чем просто скрины экранов.

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Дим, отличный пример рассказа о своем проекте. Я с удовольствием позалипал пару минут над скриншотом. Но для беглого взгляда эйчара, может быть сложновато.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Rustam Lazarew

Вообще плевать где портфолио дизайнера, хоть в формате пещерных рисунков (такой креативный подход я бы заценил больше чем любой другой). Если потенциал и мысль в работах есть, она прослеживается сразу, независимо от буковок хостинга. Далее интервью, и зачем вся эта бюрократическая котовасия, одному сберу известно. От бабуль в очередях привет.

Если бы я, как кандидат только услышал вашу предвзятость к ресурсам, то мой интерес в работе с таким «дизайн-директором» исчез моментально.

Ответить
Развернуть ветку
DmitriyB

Мне кажется автор собирает все должности в кучу. Дизайнер должен именно рисовать красиво, чтобы клиент заинтересовался, клюнул на красивую обложку. А то как это все работает, как дальше вести клиента и тп, должен думать другой, специально обученный социальным навыкам, может со знаниями психологии поведения и тд.

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Дмитрий, возможно, если вы говорите про графического дизайнера, то окажетесь правы. Графического дизайнера смотрят в первую очередь по его работам и то, насколько они крутые в визуальном плане.

С продуктовыми дизайнерами немного другая история. Именно о них я и пишу в этой статье.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Lena Pliner

рисовать красиво это про художника, а не дизайнера. Профессия дизайнера имеет отношение к красиво только в части визуального наполнения им же проанализированной и разработанной логики. А слово "красиво" у дизайнера вообще должно отсутствовать, как дискредитирующее профессию

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Георгий Княжев

Ответ на отклик глубже и важнее, чем кажется. В новой парадигме PR лучший рекламодатель продукта — это его работник. Никому так не верят про продукт, как ему. С этой точки зрения кандидат — почти что работник. Если дать ему добрый ответ, то он потом всем своим друзьям расскажет, на сколько компания хорошая и добрая, с крутой корпорат.культурой и всем прочем.

Ответ на отклик потенциально приведет несколько кандидатов на другие позиции компании, потому что тот, кто получил ответ на свою заявку уже лучше расположен к компании и расскажет это всем своим друзьям, когда его спросят. Тот, кто получил игнор ответит "я пытался, мне даже не ответили" — демотивация потенциального сотрудника. PR на уровне HR

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Георгий, как хорошо звучит!

Ответить
Развернуть ветку
Инна Микийчук

То чувство, когда пыхтишь над кейсом на беханс, чтобы дополнить его веселыми комментариями, рассказами "что и как", а работодатель его не смотрит, потому что "он на бехансе" х))) Пора перекатываться!

Хорошая статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Пуганный Аноним

Это естественный отбор. Если работодатель нуждается в специалисте и при этом даже не смотрит какой-то из каналов по принципу "обычно же там просто картинки" - значит не нужен такой работодатель.
Сначала маразм с наймом, потом маразм с самой работой.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Валерия Угрюмова

согласна)

Ответить
Развернуть ветку
Lena Pliner

"вменяемое портфолио.."
Очень обтекаемая и ничего не говорящая фраза Можно пример "вменяемого" портфолио?

"лучше не на Бехансе;... "Если ваше портфолио ведёт на Беханс, то чаще всего там можно обнаружить красивые мокапы с интерфейсами"

Если второе поясняет первое, то не совсем понимаю логику. Дизайнер так же может повесить красивые картинки на любом ресурсе, включая свой

Так все-таки, почему не на Бехансе? Насчет "чаще всего...красивые мокапы" совершенно не согласна. Достаточное количество кейсов с аналитикой и четким рассказом почему делается так, а не иначе, как дизайнер приходит к тому или иному решению.

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Лена, продублирую ответ, который я дал ниже.

Делая аналогию с Беханс, я хотел сказать, что важно показывать свои мысли, а не красивые картинки. Что на Бехансе часто показывают свои картинки, а не мысли.

Это как с тем, если тебе скидывают ссылку на портфолио в Гугл-диск. Да, там тоже можно показать свои мысли, но чаще мы видим картинки в .jpeg
И складывается стереотип, что если портфолио на Гугл-диске, то ничего хорошего не жди.

Из-за того, что я сделал акцент на Бехансе, потерялась моя ключевая мысль — «не показывай красивые картинки, а показывай свои мысли, сопровождая их красивыми картинками»

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Kate Moonfire

Спасибо за статью! Полезно.
Приложу сюда своё неканоничное портфолио на Беханс 🙂 https://www.behance.net/yozhu

Ответить
Развернуть ветку
Мария Хохлова

Не соглашусь насчёт behance, там огромное количество хорошо оформленных case studies, а не просто картинки. Например, https://www.behance.net/gallery/113994573/Travel-UX-UI-Case-Study?tracking_source=search_projects_recommended%7C%23UX%20case%20study

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Мария, я же не писал категоричное «нет» Бехансу. Ваш пример — отличное тому подтверждение.

Я писал про то, что в большинстве случаев, ссылка на Беханс ведет на красивые картинки, не более.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Виктория Ларионова

Иван, спасибо за ценные советы. А что насчёт начинающих дизайнеров,если нет коммерческого опыта? Мы же не можем описать какие задачи и как мы решали,как быть ?

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Хорошее и честное сопроводительное письмо и горящие глаза помогут вам заменить отсутствие проектов в портфолио.

Мы так взяли одного дизайнера, Эдгар, привет 👋. Искали дизайнера уровня мидл. Эд был джуном и написал такое сопроводительное письмо, что у нас не осталось ни капли сомнений, что это именно тот, кто нужен нам сейчас :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Яся Зайцев

портфолио на дрибл считается если ноушена нема?

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Lazarew

Но желательно не Беханс!

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Если там не просто красивые картинки, то конечно :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Федотов

Только вот вчера закончил работу над своим портфолио-резюме в фигме, теперь понял, что нужно будет его переделать - почти не указал чем занимался и чего достиг.
Само портфолио: https://www.figma.com/proto/Ci4MfgrOgZEslkCI9GQJHO/Fedotov-Sergey-Portfolio?page-id=0%3A1&node-id=0%3A164&viewport=275%2C48%2C0.33&scaling=min-zoom&starting-point-node-id=0%3A223

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Шмяковлев

Серега, это ты со своим 15-летним опытом и внутренней галочкой «‎Senior» не смог в растушевку фотографии и подбор одинаковых иконок?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Әния Ибадуллина

Сергей, вам нужно перепроверить правильность написания ваших текстов.

Например, "Contact me" вместо "Contact with me"

"I have 15 years of design experience. I am good at web, mobile and product design. But I hope my portfolio will speak for itself" вместо описания под должностью.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Blinkov

Ваня, спасибо за статью☺️. По опыту, в основном в портфолио продуктовых дизайнеров не хватает цифр. Отчасти, и в твоём портфолио нет результатов работы было–стало (никакого токсика ☺️). Считаешь ли это критично для дизайн–директоров или продуктового дизайнера🙂? Или для каждой компании все по разному? Все-таки бизнес это цифры и влиять на бизнес основная задача продуктового дизайнера.

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Антон, история про «было → стало» — вершина самопрезентации продуктового дизайнера. Такие истории безумно интересно читать.

Но на моем опыте, такие вещи раскрываются на собеседовании, а не при первичном просмотре портфолио.

Пришла в голову мысль, что отражение истории «было → стало» в портфолио — отличный способ, чтобы «подцепить на крючок» нанимающую сторону. У нее возникает множество вопросов, а получить ответы можно только на собеседовании ;)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Мимо Крокодил

Спасибо за статью конечно, но в блоке про портфолио вы зря прицепились к Бехансу. У читателя может сложиться впечатление, что там нет смысла публиковаться. Можно было просто сказать, что без описания решения задачи картинки не имеют смысла ни на Бехансе, ни на личном сайте, ни в ноушене (который вам так нравится).

Если вы такие же прямые «фильтры» даёте HR-ам, то они могут легко зарубить толкового человека с портфолио на Бехансе, хотя в кейсах у него всё может быть подробно расписано.

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Мимо Крокодил, думаю вы правы. Делая аналогию с Беханс, я хотел сказать, что важно показывать свои мысли, а не красивые картинки. Что на Бехансе часто показывают свои картинки, а не мысли.

Это как с тем, если тебе скидывают ссылку на портфолио в Гугл-диск. Да, там тоже можно показать свои мысли, но чаще мы видим картинки в .jpeg

И складывается стереотип, что если портфолио на Гугл-диске, то ничего хорошего не жди.

Из-за того, что я сделал акцент на Бехансе, потерялась моя ключевая мысль — «не показывай красивые картинки, а показывай свои мысли, сопровождая их красивыми картинками»

Прямых фильтров HR «если портфолио на Бехансе, то не смотри его» я не даю.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Хохлова

Хотелось бы Вам задать такой вопрос: какое соотношение общения/групповой работы и самостоятельной работы в продакт дизайне.
И ещё, есть ли у вас направление UX аналитика и если да, насколько там меньше общения?

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Мария, создание интерфейса в продуктовой компании — всегда командная работа. Вы не сможете в одиночку сделать хорошее решение. Без аналитика с его данными, без исследователя с его кастдевами, без продакта с его бизнес-ориентированностью, без команды разработки с их предложениями по улучшению и ускорению разработки фичи, вы сможете сделать только хороший графический артефакт.

Если вы стремитесь к минимальному общению, то вам нужно попробовать поработать на фрилансе. Там, как правило, контакт только с заказчиком и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kost

А я бы советовала идти на веб/графического дизайнера - там постановка задач от арт-директора в основном, с ним и придётся общаться. А общение с заказчиками тоже то ещё удовольствие… они ещё все разные, со своими закидонами)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Igor Star

@Ваня Соловьев, статья ок, а продукт у вас бестолковый, 2 раза проходил онбординг, так и не понял зачем он.

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Игорь, подскажи, что именно вызвало у тебя такие эмоции? Долгий онбординг? Да, он неоправданно долгий и мы его переделываем.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий

Слушай, СберЗдоровье, а как мне притянуть за уши ответственное лицо из СберЛогистики? Эти суки прикрываются тупыми тикетами, а живые менагеры не решают проблем. Персональный менеджер морозится. Может статью здесь написать? Второй месяц не могут брак вернуть.

Ответить
Развернуть ветку
Сбер

Напишите номер посылки, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Иван Дубышкин

Всегда думал, что вы не отвечаете потому что вы мёртвые

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 82 комментария
null