«Держите мой отклик!». Почему дизайнерам не отвечают на отклики по вакансиям
Привет! Я Ваня Соловьёв, дизайн-директор в «СберЗдоровье». Сегодня я расскажу про процесс найма продуктовых дизайнеров со стороны работодателя. Уверен, что подобных статей множество, поэтому сделаю акцент на других вещах, о которых мало кто рассказывает.
Цель моей статьи — дать ответы на вопросы:
- Как выстроен процесс найма в продуктовой компании?
- Какими вводными обладает эйчар при начальном поиске?
- На что смотрят эйчар и дизайн-менеджер при отборе?
- Как они принимают решение о том, что с кандидатом можно продолжить общение?
- Почему вам не отвечают и не дают обратную связь?
- Что сделать, чтобы ваше резюме заметили?
«Нам нужен дизайнер!»
Вот компания пришла к тому, что ей необходимы новые ресурсы и дизайнер встал в план найма. Дизайн-менеджер на встрече с эйчаром рассказывает, чем будет заниматься дизайнер и какими качествами он должен обладать.
После встречи формируется примерный портрет кандидата. Для каждой компании он свой, поэтому я покажу усреднённый портрет в моей команде. Осознанно опустил базовые навыки и владение инструментарием. Например, Фигмой — это стандарт индустрии, без неё никуда.
Портрет дизайнера:
- желательно из продуктовой компании;
- образование не важно;
- опыт продуктового дизайна от 2 лет;
- открытость к знаниям и интерес к новому;
- вменяемое портфолио, лучше не на Бехансе;
- хорошие коммуникационные навыки.
Начинаем искать дизайнера мечты
Мне нравится искать дизайнеров самому. Размещаю вакансию на дизайнерских ресурсах, по-человечески описываю требования и разбираю отклики от ребят. Параллельно эйчары размещают вакансию на профильных ресурсах и сами активно ищут ребят.
У каждого из нас в голове есть портрет идеального кандидата, который я описал выше. Это правда, что кандидатов обычно много, поэтому мы смотрим бегло по ключевым точкам.
Досконально изучать каждый отклик физически невозможно. Это не прихоть — это неизбежность.
Чтобы пройти первый этап отбора, вам достаточно знать эти три ключевые точки, на которые смотрят многие эйчары и дизайн-менеджеры.
Три ключевые точки
Сопроводительное письмо
Это палка о двух концах. Его цель — вызвать расположение к вам с первых строк.
Если вы честно пишете об отношении к компании, о своих навыках, которые могут помочь ей — это почти 100% переход по воронке дальше.
Если вы просто вставляете шаблонное сообщение и/или накачиваете его канцеляризмами, то это точно моментальный выброс из воронки.
«Доброго времени суток! Мне нравится Ваша компания, и мои навыки непременно пригодятся Вам…»
Плохие шаблонные сообщения сразу распознаются и не вызывают расположения к вашей кандидатуре.
Либо пишите сопроводительные письма осознано и хорошо, либо не пишите их вовсе.
Описание опыта
Неважно, где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов. Рассказ о том, какие проблемы и задачи были перед вами, как вы их решали и к чему это привело. Его можно уместить в пару предложений или абзацев — суть не изменится.
Поймите, каждый продуктовый дизайнер «создаёт веб и мобильные интерфейсы», «проектирует UX/UI», «соблюдает гайдлайны» и т. п. Без этих основ вы не сможете работать продуктовым дизайнером. И писать о таких вещах не имеет никакого смысла.
Вам сложно писать о себе? Возьмите за основу «скелет» и наращивайте «мясо» из вашего опыта.
Какие задачи и проблемы были перед вами? → Как вы их решали? → К чему это привело?
Неважно где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов.
Портфолио
Не секрет, что при отборе продуктовых дизайнеров важно понять, как они мыслят. Поэтому в портфолио хочется видеть рассказ с примерами интерфейсов, а не просто красивые картинки.
Если ваше портфолио ведёт на Беханс, то чаще всего там можно обнаружить красивые мокапы с интерфейсами. Да, эйчара может впечатлить, как вы оформили свои кейсы, и он на радостях поведёт вас дальше по воронке. Однако, дизайн-менеджер оценивает совсем иначе.
Представьте: в одной вкладке браузера открыты ваши красивые мокапы на Бехансе, в другой — портфолио в Ноушене от другого дизайнера. Вы показываете картинки, а он рассказывает и показывает, как придумал и реализовал фичу, приводит результаты исследований и так далее. Думаю, что понятно, каким кандидатом заинтересуется дизайн-менеджер. Спойлер: не вами.
Когда на вакансию откликается много продуктовых дизайнеров, я сперва отсматриваю кандидатов с портфолио не на Бехансе: красивые картинки можно посмотреть потом.
Красивый кейс на бихансе сможет «продать» вас эйчару, но дизайн-менеджер посмотрит на него вскользь и пойдет с интересом читать текстовый рассказ о фиче в Ноушене у другого дизайнера.
Нашли хороших кандидатов, а про остальных забыли
Почта и Телеграм дизайн-менеджера или эйчара завалены откликами кандидатов. Отобрав лучших из них, они уходят общаться с ними и забывают про остальных. К сожалению, такое бывает часто.
Норма ли это? Нет, это не норма. Это отсутствие эмпатии к человеку: он сделал усилие и откликнулся на вакансию. Пусть он хоть сразу и не подошёл, но оставлять его в неизвестности — плохо. Он не получит обратной связи один, два, десять или двадцать раз. Для него это станет привычным: откликаешься на вакансию — готовься, что тебе не ответят.
Представьте: дизайнер всё же находит работу, поднимается по карьерной лестнице, становится дизайн-менеджером, начинает сам нанимать людей и пишет только тем, кто подошёл ему. Так он привык, так сформировал его прошлый опыт. На этом круг замыкается.
Его ли это вина? Нет, это вина эйчаров и дизайн-менеджеров, которые раз за разом прививали ему идею, что молчать — это нормально.
Мы сами создаем своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.
Вам сложно писать каждый раз что-то уникальное? Сделайте хорошие шаблоны.
«Ха! Да он сам выше писал, что шаблоны это тупо», — возмутитесь вы и будете правы. Но я писал про плохие шаблоны: без души и без смысла.
Да, у меня заготовлены шаблоны для ответов на отклики, чтобы никто не остался без внимания. Если они совпадают с эмоциями, которые хочу передать кандидату, то почему бы и не использовать их?
Вот пример письма, который я отправляю только тем, кто не подошёл, но запал в душу.
*Имя получателя*, привет.
Спасибо за отклик, было приятно познакомиться с тобой поближе. У тебя интересный стиль, но мы ищем немного другой профиль.
В этом письме нет места для грусти, уверен, с твоими навыками и опытом — отличная работа сама найдет тебя. Ведь на рынке дизайнеров так мало хороших кандидатов.
Мне было приятно познакомиться с ещё одним хорошим дизайнером, и поэтому я искренне желаю тебе успехов!
Если после этого кандидат хочет узнать больше деталей, я пишу ему, почему он мне не подошёл.
Мы сами создаём своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.
Что сделать, чтобы ваш отклик заметили?
- Убедитесь, что описание вакансии совпадает с портфолио и вашим рассказом о себе.
- В резюме рассказывайте о вашем опыте, а не перечисляйте банальные вещи.
- Сделайте портфолио таким, чтобы оно рассказывало о ваших достижениях, а не представляло коллекцию красивых картинок.
- Подумайте, чем вам понравилась компания и что вы можете сделать для неё. Это будет основа для вашего сопроводительного письма.
- Объедините пункты 2, 3 и 4 в одно письмо или сообщение и с очень большой вероятностью, вы попадёте на собеседование с дизайн-менеджером.
А дальше что?
А дальше у вас будет несколько этапов собеседований. Писать об этом я не буду, и без того статья получилась объёмной.
Дам лишь один совет. Будьте собой и не старайтесь быть тем, кем вы не являетесь. Это как на свиданиях. Вы можете притворяться и не быть собой, если у вас краткосрочная цель. Если же вы хотите долгих отношений, то быть собой — лучший из вариантов.
Собираем лучшие практики
У вас отличное портфолио и резюме — скидывайте их в комментарии. Это поможет другим ребятам вдохновиться и сделать свои портфолио ещё лучше.
Начну с себя. Хоть моё портфолио и не обновлялось года два, но оно отлично показывает то, что я описывал в этой статье. Взял бы я сам себя на работу, увидев это портфолио? На собеседование позвал бы точно; )
P. S.
Покажите эту статью вашим друзьям дизайнерам. Чем больше человек её увидит, тем больше будет успешных откликов на вакансии.
Всегда был убежден - если компания не ответила на твой отклик - она просто идет в долгосрочный нах ) В один "прекрасный момент" опытный дизайнер сам выбирает компанию, а не наоборот
Тоже позиция и вполне уверенная.
Согласен
Мое субъективное мнение - эта работа должна называться дизайн-аналитик раз во главу угла ставятся метрики. От дизайна тут совсем рожки да ножки - все паттерны уже давно унифицированы. А продуктовым дизайнером я бы называла мультидисциплинарного специалиста, который может упаковать весь продукт целиком - продумать в связке и приложение, и сайт, и промо. За таких вот ребят обидно, что их недооценивают и не предлагают зарплаты как «продуктовому».
Знакомый на днях жаловался - устроился в компанию, там девочка (продуктовый дизайнер). Вот все вроде делает правильно - персоны, CJM и тп, но никакого креатива и свежего решения (или нескольких) выдать не может, все очень «в рамках» и проект не согласовывается.
СберЗдоровье такой классный продукт, что при возврате средств, тебе нужно писать сначала в ПОДДЕРЖКУ, где ты получаешь ПРОМОКОД 1111, который вводишь в ОТДЕЛЬНОЙ вкладке, а потом получаешь доступ в чат, причем не в чат поддержки, а в ДРУГОЙ, там получаешь форму заявления и пишешь от руки или распечатывать его со всеми реквизитами, а чат настолько дружелюбный и классный, что на следующий день отправленные в нем формы неожиданно перестают работать и тебе приходится запрашивать из заново. Ах да, еще надо помнить, что чат с Safari на iOS работает криво и не всегда позволяет закинуть фото в чат.
Ах да, а специалисты поддержки будут друг другу противоречить, и будет реально непонятно, можно ли в итоге писать заявление от руки или нет, или же надо все делать по их форме. Кстати, даже форму с пустыми полями для распечатки мне выдали не сразу, а только когда я написал заявление от руки по их форме, а форму мне отправили с заполненными данными а-ля "Иванов Иван Иваныч".
Напишите, пожалуйста, подробнее о ситуации. Постараемся помочь
Вообще плевать где портфолио дизайнера, хоть в формате пещерных рисунков (такой креативный подход я бы заценил больше чем любой другой). Если потенциал и мысль в работах есть, она прослеживается сразу, независимо от буковок хостинга. Далее интервью, и зачем вся эта бюрократическая котовасия, одному сберу известно. От бабуль в очередях привет.
Если бы я, как кандидат только услышал вашу предвзятость к ресурсам, то мой интерес в работе с таким «дизайн-директором» исчез моментально.
Соглашусь с предвзятостью, на бихансе описываю задачу и как она решалась, жаль что такое впечатление о бихансе.
Есть толика обиды за профессию: когда программистов рвут с руками и осыпают предложениями, а продуктовых-дизайнеров по долгу перебирают, и рассматривают, хотя работы одинаково приятны для ума :)
У меня работа по другому построена - это схемы в Figma, где реализованы конкретные фичи. Они смотрятся более информативно чем просто скрины экранов.
Дим, отличный пример рассказа о своем проекте. Я с удовольствием позалипал пару минут над скриншотом. Но для беглого взгляда эйчара, может быть сложновато.
продуктовый дизайнер и product-менеджер это одно и то же? уже кисель в мозгах от этих названий:)
Ответ на отклик глубже и важнее, чем кажется. В новой парадигме PR лучший рекламодатель продукта — это его работник. Никому так не верят про продукт, как ему. С этой точки зрения кандидат — почти что работник. Если дать ему добрый ответ, то он потом всем своим друзьям расскажет, на сколько компания хорошая и добрая, с крутой корпорат.культурой и всем прочем.
Ответ на отклик потенциально приведет несколько кандидатов на другие позиции компании, потому что тот, кто получил ответ на свою заявку уже лучше расположен к компании и расскажет это всем своим друзьям, когда его спросят. Тот, кто получил игнор ответит "я пытался, мне даже не ответили" — демотивация потенциального сотрудника. PR на уровне HR
Георгий, как хорошо звучит!
Это правда, одну компанию нахваливаю в связи с очень крутым сотрудничеством не смотря на отказ)
Мне кажется автор собирает все должности в кучу. Дизайнер должен именно рисовать красиво, чтобы клиент заинтересовался, клюнул на красивую обложку. А то как это все работает, как дальше вести клиента и тп, должен думать другой, специально обученный социальным навыкам, может со знаниями психологии поведения и тд.
Дмитрий, возможно, если вы говорите про графического дизайнера, то окажетесь правы. Графического дизайнера смотрят в первую очередь по его работам и то, насколько они крутые в визуальном плане.
С продуктовыми дизайнерами немного другая история. Именно о них я и пишу в этой статье.
рисовать красиво это про художника, а не дизайнера. Профессия дизайнера имеет отношение к красиво только в части визуального наполнения им же проанализированной и разработанной логики. А слово "красиво" у дизайнера вообще должно отсутствовать, как дискредитирующее профессию
То чувство, когда пыхтишь над кейсом на беханс, чтобы дополнить его веселыми комментариями, рассказами "что и как", а работодатель его не смотрит, потому что "он на бехансе" х))) Пора перекатываться!
Хорошая статья, спасибо!
Это естественный отбор. Если работодатель нуждается в специалисте и при этом даже не смотрит какой-то из каналов по принципу "обычно же там просто картинки" - значит не нужен такой работодатель.
Сначала маразм с наймом, потом маразм с самой работой.
согласна)
Та же штука)))
"вменяемое портфолио.."
Очень обтекаемая и ничего не говорящая фраза Можно пример "вменяемого" портфолио?
"лучше не на Бехансе;... "Если ваше портфолио ведёт на Беханс, то чаще всего там можно обнаружить красивые мокапы с интерфейсами"
Если второе поясняет первое, то не совсем понимаю логику. Дизайнер так же может повесить красивые картинки на любом ресурсе, включая свой
Так все-таки, почему не на Бехансе? Насчет "чаще всего...красивые мокапы" совершенно не согласна. Достаточное количество кейсов с аналитикой и четким рассказом почему делается так, а не иначе, как дизайнер приходит к тому или иному решению.
Лена, продублирую ответ, который я дал ниже.
Делая аналогию с Беханс, я хотел сказать, что важно показывать свои мысли, а не красивые картинки. Что на Бехансе часто показывают свои картинки, а не мысли.
Это как с тем, если тебе скидывают ссылку на портфолио в Гугл-диск. Да, там тоже можно показать свои мысли, но чаще мы видим картинки в .jpeg
И складывается стереотип, что если портфолио на Гугл-диске, то ничего хорошего не жди.
Из-за того, что я сделал акцент на Бехансе, потерялась моя ключевая мысль — «не показывай красивые картинки, а показывай свои мысли, сопровождая их красивыми картинками»
Не соглашусь насчёт behance, там огромное количество хорошо оформленных case studies, а не просто картинки. Например, https://www.behance.net/gallery/113994573/Travel-UX-UI-Case-Study?tracking_source=search_projects_recommended%7C%23UX%20case%20study
Мария, я же не писал категоричное «нет» Бехансу. Ваш пример — отличное тому подтверждение.
Я писал про то, что в большинстве случаев, ссылка на Беханс ведет на красивые картинки, не более.
Спасибо за статью конечно, но в блоке про портфолио вы зря прицепились к Бехансу. У читателя может сложиться впечатление, что там нет смысла публиковаться. Можно было просто сказать, что без описания решения задачи картинки не имеют смысла ни на Бехансе, ни на личном сайте, ни в ноушене (который вам так нравится).
Если вы такие же прямые «фильтры» даёте HR-ам, то они могут легко зарубить толкового человека с портфолио на Бехансе, хотя в кейсах у него всё может быть подробно расписано.
Мимо Крокодил, думаю вы правы. Делая аналогию с Беханс, я хотел сказать, что важно показывать свои мысли, а не красивые картинки. Что на Бехансе часто показывают свои картинки, а не мысли.
Это как с тем, если тебе скидывают ссылку на портфолио в Гугл-диск. Да, там тоже можно показать свои мысли, но чаще мы видим картинки в .jpeg
И складывается стереотип, что если портфолио на Гугл-диске, то ничего хорошего не жди.
Из-за того, что я сделал акцент на Бехансе, потерялась моя ключевая мысль — «не показывай красивые картинки, а показывай свои мысли, сопровождая их красивыми картинками»
Прямых фильтров HR «если портфолио на Бехансе, то не смотри его» я не даю.
Спасибо за статью!
Мое портфолио выглядит как-то так https://titovadesign.super.site
Спасибо за статью! Полезно.
Приложу сюда своё неканоничное портфолио на Беханс 🙂 https://www.behance.net/yozhu
Не спамьте, пожалуйста, ссылками ;)
Иван, спасибо за ценные советы. А что насчёт начинающих дизайнеров,если нет коммерческого опыта? Мы же не можем описать какие задачи и как мы решали,как быть ?
Хорошее и честное сопроводительное письмо и горящие глаза помогут вам заменить отсутствие проектов в портфолио.
Мы так взяли одного дизайнера, Эдгар, привет 👋. Искали дизайнера уровня мидл. Эд был джуном и написал такое сопроводительное письмо, что у нас не осталось ни капли сомнений, что это именно тот, кто нужен нам сейчас :)
портфолио на дрибл считается если ноушена нема?
Но желательно не Беханс!
Если там не просто красивые картинки, то конечно :)
Ваня, спасибо за статью☺️. По опыту, в основном в портфолио продуктовых дизайнеров не хватает цифр. Отчасти, и в твоём портфолио нет результатов работы было–стало (никакого токсика ☺️). Считаешь ли это критично для дизайн–директоров или продуктового дизайнера🙂? Или для каждой компании все по разному? Все-таки бизнес это цифры и влиять на бизнес основная задача продуктового дизайнера.
Антон, история про «было → стало» — вершина самопрезентации продуктового дизайнера. Такие истории безумно интересно читать.
Но на моем опыте, такие вещи раскрываются на собеседовании, а не при первичном просмотре портфолио.
Пришла в голову мысль, что отражение истории «было → стало» в портфолио — отличный способ, чтобы «подцепить на крючок» нанимающую сторону. У нее возникает множество вопросов, а получить ответы можно только на собеседовании ;)
Хотелось бы Вам задать такой вопрос: какое соотношение общения/групповой работы и самостоятельной работы в продакт дизайне.
И ещё, есть ли у вас направление UX аналитика и если да, насколько там меньше общения?
Мария, создание интерфейса в продуктовой компании — всегда командная работа. Вы не сможете в одиночку сделать хорошее решение. Без аналитика с его данными, без исследователя с его кастдевами, без продакта с его бизнес-ориентированностью, без команды разработки с их предложениями по улучшению и ускорению разработки фичи, вы сможете сделать только хороший графический артефакт.
Если вы стремитесь к минимальному общению, то вам нужно попробовать поработать на фрилансе. Там, как правило, контакт только с заказчиком и всё.
А я бы советовала идти на веб/графического дизайнера - там постановка задач от арт-директора в основном, с ним и придётся общаться. А общение с заказчиками тоже то ещё удовольствие… они ещё все разные, со своими закидонами)
Только вот вчера закончил работу над своим портфолио-резюме в фигме, теперь понял, что нужно будет его переделать - почти не указал чем занимался и чего достиг.
Само портфолио: https://www.figma.com/proto/Ci4MfgrOgZEslkCI9GQJHO/Fedotov-Sergey-Portfolio?page-id=0%3A1&node-id=0%3A164&viewport=275%2C48%2C0.33&scaling=min-zoom&starting-point-node-id=0%3A223
Серега, это ты со своим 15-летним опытом и внутренней галочкой «Senior» не смог в растушевку фотографии и подбор одинаковых иконок?
Сергей, вам нужно перепроверить правильность написания ваших текстов.
Например, "Contact me" вместо "Contact with me"
"I have 15 years of design experience. I am good at web, mobile and product design. But I hope my portfolio will speak for itself" вместо описания под должностью.
Слушай, СберЗдоровье, а как мне притянуть за уши ответственное лицо из СберЛогистики? Эти суки прикрываются тупыми тикетами, а живые менагеры не решают проблем. Персональный менеджер морозится. Может статью здесь написать? Второй месяц не могут брак вернуть.
Напишите номер посылки, пожалуйста
Комментарий недоступен
Игорь, подскажи, что именно вызвало у тебя такие эмоции? Долгий онбординг? Да, он неоправданно долгий и мы его переделываем.
Всегда думал, что вы не отвечаете потому что вы мёртвые
Добрый день. Иван, а где посмотреть ваше порфтолио с конкретными задачами и конкретными этапами их реализации? Страница Notion скорее выглядит как перечисление ваших личных достижений