Эволюция дизайна интерфейсов: от первых телефонов до смартфонов
Рассказываем, как мобильные интерфейсы за 50 лет прошли путь от первого беспроводного кнопочного телефона до современного смартфона. Легкий экскурс в историю с нашими фирменными иллюстрациями.
Сегодня среднестатистический пользователь проводит в приложениях больше четверти своей бодрствующей жизни.
Такие данные опубликовала платформа data.ai, занимающаяся анализом мобильных данных. Согласно им, в среднем люди проводят за мобильными приложениями 4.3 часа в день и эта цифра продолжает расти.
Но если вспомнить – еще каких-то 20 лет назад люди пользовались телефонами исключительно для звонков, а понятия мобильного интернета в принципе не существовало.
За эти годы мир, оказывается, менялся очень быстро, а вместе с ним и наши привычки. Мы почти перестали звонить и держим связь с бОльшим количеством людей в мессенджерах. Мы можем закрыть наши потребности в пару кликов – стоит только выбрать нужное нам приложение. Как так получилось? Начнем с истории.
С самого начала – первые мобильные телефоны и приложения
Прародителем смартфонов стало устройство DynaTAC, выпущенное в 1973 году. Это был беспроводной телефон без дисплея, который держал зарядку 8 часов. Сложно сказать, что он был удобным – его вес составлял 1,5 кг и вся функциональность ограничивалась звонками.
Через 19 лет, в 1992 году компания Nokia выпустила первый GSM-телефон массового производства. У телефона появился дисплей, на котором отражались уровень заряда, уровень связи и сохраненные контакты.
На следующий год появилось первое устройство, похожее на смартфон – первый сенсорный телефон. Его создатели, хотели объединить функции карманного компьютера и телефона. В нем были календарь, блокнот, адресная книга, калькулятор, мировое время, он поддерживал отправку/получение факсов и электронной почты и даже несколько игр. Такие простые функции и стали, по сути, первыми приложениями.
К сожалению, из-за цены в 1099$ и ограниченного тиража первый смартфон не получил широкого распространения, но стал вдохновителем для следующего поколения телефонов со встроенными приложениями.
Так, например, в 1996 году появился Nokia 9000 Communicator. Это была “раскладушка” с QWERTY-клавиатурой, которая поддерживала факсы и электронную почту, а также имела много встроенных приложений: браузер, расписание авиарейсов, погоду, биржевые новости, курсы валют.
Первым истинным смартфоном назвали устройство Sharp PMC-1 Smart-phone, выпущенное в 1998 году. Именно оно считается прадедушкой Iphone. В нем было идеально все: размеры, вес, наличие сенсорного экрана и несколько встроенных приложений.
Добрались: IPhone и Android
До 2007 года модели телефонов в своем большинстве меняли только свою форму, но так и не смогли выйти на качественно новый уровень – тогда-то и появился первый Iphone на операционной системе IOS. У него был емкостный сенсорный экран, интуитивный интерфейс для управления пальцами, мультитач (жесты вроде двойного тапа), автоповорот экрана, удобный плеер и браузер.
А в 2008 году появился App Store, который позволил разработчикам со всего мира создавать приложения с практически неограниченными возможностями. Люди смогли легко и удобно загружать их на iPhone и (а потом и на iPad) без компьютера.
Тогда же, практически параллельно, стала развиваться история телефонов на базе Android. В 2008 году появился первый смартфон на операционной системе Android 1.0 HTC Dream (забавно, что первая версия вышла с названием “Apple Pie”). Этот телефон все еще имел физическую клавиатуру и его интерфейс мало чем напоминаел современный интерфейс Android.
В том же году появился Android Market, который так же, как и App Store, позволял загружать сторонние приложения. В 2012 году Android Market был реформирован и переименован Google Play.
Как вместе с мобильным рынком менялся интерфейс мобильных приложений?
2008 год стал действительно переломным и очень сильно изменил мобильный рынок, а также дал дорогу новым экспериментам. Все больше людей стали пользоваться смартфонами и, соответственно, все больше людей стали скачивать приложения.
По мере роста рынка приложений появились тенденции, определяющие хороший дизайн пользовательского интерфейса и UX. Показываем на примере пяти успешных и старейших приложений, как развивался дизайн их интерфейсов.
Разница в дизайне между “было/стало” – очевидна. На эволюцию дизайна повлияли технические факторы и переосмысление трендов. Рассмотрим те, которые привели к этим изменениям в дизайне мобильных приложений подробнее.
Скевоморфизм
Раньше скевоморфизм позволял ощущать живое взаимодействие, так как людям привычно иметь дело с физическими объектами, либо с их имитациями, иногда гиперболизированными. Но спустя время дизайнеры отказались от этого приема, потому что такой подход идет вразрез с основным принципом дизайна полезного действия — как можно меньше интерфейса.
Иллюстрации
В приложениях появилось больше иллюстраций, которые привлекают внимание пользователей. Они стали чем-то бОльшим, чем просто картинки и их использование повышает интерактивность.
Прозрачные элементы
Прозрачные и полупрозрачные элементы эффективно используют пространство и без того ограниченное в мобильных телефонах. Они позволяют пользователям видеть фон приложения и так интерфейс кажется легким и ненавязчивым.
Использование пространства
Из-за изменений размеров экрана случилось переосмысление использования пространства. Карточки, иллюстрации и фотографии стали больше, как и расстояние между текстом и другими элементами. Да и в целом появилось больше воздуха, из-за чего воспринимать информацию стало легче.
Округлые формы
Благодаря им, дизайн смотрится органичнее и менее техническим. Также закругленные края широко используются, чтобы избавиться от ощущения официальной обстановки, например, в финансовых приложениях.
AR/VR
Фильтры в приложениях для социальных сетей, начали предоставлять интерактивный опыт. Он усиливает элементы реального мира с помощью дополненной реальности.
Темная тема
По сравнению с приложениями 2008 года, сейчас все больше приложений начали использовать темный фон, так как белый – напрягает глаза пользователя. Темная тема предоставляет пользователям комфорт и позволяет им использовать приложение в течение долгих часов.
Все эти тенденции помогли упростить интерфейс, сделать его более отзывчивым и интерактивным, чтобы пользователи, независимо от возраста, страны проживания и наличия опыта могли легко начать пользоваться приложениями.
Что дальше: будущее мобильных приложений
Быстрое внедрение и плавная интеграция приложений в нашу жизнь делают невозможным представить жизнь без приложений. Однако обычные перспективы появления новых технологий на горизонте неизбежны. Очевидно, что приложения будут оставаться чрезвычайно популярными даже в ближайшие годы.
Сегодня трудно точно определить, какая технология свергнет приложения с их нынешней позиции. Хотя технология, лежащая в основе мобильных приложений, меняется с интеграцией технологий искусственного интеллекта, AR и VR. Ядро мобильных приложений с меньшей вероятностью изменится.
P.S. Больше о интерфейсах, дизайне и наших кейсах — можно почитать здесь, в нашем блоге. Еще мы есть в VK, Behance и других соц сетях, подписывайтесь!
Иллюстрации - полное .овно.
Увольте своего дизайнера.
P.S. эта картинка куда более полно раскрывает тему:
эта картинка даёт больше чем иллюстрации в статье
😀 индустрия - двигатель прогресса
Кстати, про то, что ещё влияло на эволюцию дизайна в целом, у нас есть отдельная публикация. Возможно вам будет интересно 🙂
https://vc.ru/design/277165-kak-dizayn-kultura-i-polzovateli-vliyayut-na-sovremennye-interfeysy
Статья дичь. Даже читать не стал. Оформление ужасное. У вас сразу все понятно
😯
Пишете про «дизайн полезного действия, как можно меньше интерфейса», но в ваших иллюстрациях ненужные элементы занимают пространства больше, чем сами скрины приложений
«Эволюция дизайна интерфейсов: от первых телефонов до смартфонов»
А интерфейсы будут?
Будут
хотелв посмотреть картинки этих дизайнов.
а тут их нет
Статья на воображение
Тоже хотел посмотреть как эволюция в дизайне шла(
В статье показали пять примеров :)
Упущен огромный слой кпк. Да, они не звонили (а некоторые и звонили). Но в дизайне интерфейсов - было-бы действительно познавательно.
И стоит вспомнить провальный Apple Newton ;)
Что ещё обиднее - с технической точки зрения, ко второй версии в нём стало всё хорошо, но было поздно.
Спасибо за комментарий!
Рассмотрим эту тему в следующих публикациях 🙂
наглядно видно , классная статья. Спасибо!
Спасибо! ❤️
Если интересно, можете почитать другие публикации в нашем блоге, там есть много полезного :)
Но без картинок.
🧐
Картинки в статье красивые, но немного не в тему. Тут бы больше показать сами интерфейсы - это главное в статье, а они в картинках мелкие, под углом и толком ничего не видно.А так с эволюцией интерфейсов полезно рассказать о взаимодействии десктопных и мобильных интерфейсов. Ведь исторически первые интерфейсом для десктопа был терминал и командная строка. Однако еще в 70х годах Xerox представила концепцию графического интерфейса, которым мир пользуется до сих пор (рис. 1).
И именно этот интефейс лег в основу первых мобильных терминалов, таких как IBM Simon (был в статье) или Apple Newton. И на основе его был сделан интерфейс в КПК (рис.2) Нажимать на все это предполагалось стилусом, поэтому кнопки и иконочки были маленькими.
А вот для кнопочных мобил интерфейсы изначально были другими - пришедшими из текстовых DOS-приложений - текстовые меню и подписи над функциональными кнопками (рис. 3)
При переходе на "айфоноподобные" телефоны чисто мобильный интерфейс был забыт, и везде используется графический, но с адаптацией под пальцы - огромные иконки, широкое расстояние между объектами. Причем сейчас очень любят тянуть этот пальцевый интерфейс на десктоп, где он выглядит дико и неуместно...
Сергей, спасибо за комментарий!
Оч крутые примеры приводите!
P.S. Действительно, акцент на картинках с интерфейсами неправильно поставили. Поправили и перезалили иллюстрации 🙂
Отличный материал, благодарю!
Уже подписался на вас (-:
❤️
General Magic забыли
Было интересно!
❤️
«По сравнению с приложениями 2008 года, сейчас все больше приложений начали использовать темный фон, так как белый – напрягает глаза пользователя. Темная тема предоставляет пользователям комфорт и позволяет им использовать приложение в течение долгих часов»
читать много текста белыми буквами с темного фона, да, что может быть лучше. Почти нигде не реализована нормально темная тема, что бы и глаза не убить при чтении, и выглядело все нормально.
Пропустили эпоху Symbian. Как-то неполноценно без него.