«Нет ничего более постоянного, чем временное. Это выражение идеально подходит для определения ноукода»

Основатель Creatium Вячеслав Гримальский рассказал Code Breakers про прошлое, настоящее и будущее платформы, которая выбрала путь развития в сторону No-code разработки.

Как появился Creatium

История Creatium начинается с 2013 года — тогда я вместе с Максимом Дёмкиным, тоже программистом, запустил конструктор лендингов «Платформа LP». Это было хорошее время для старта. Лендинги делали с HTML или на WordPress, и инфобизнес нуждался в более простых решениях — а рынок конструкторов тогда был пустой, и у нас быстро стала появляться преданная аудитория.

В 2018 году, когда проект уже разросся, я решил перевести его на английский язык и начать выходить на западный рынок, искать клиентов за границей. Максима эта идея не заинтересовала, и я решил отделяться.

Редактор весь оставался тот же самый, только интерфейс перевели на английский. Но проблема была в том, что часть функций не была переведена — так что и продукт получился неполным. Мы с таким неполным проектом, маленькой командой, почти без опыта запустились с рекламой за рубеж — и она ничего не принесла.

«Нет ничего более постоянного, чем временное. Это выражение идеально подходит для определения ноукода»

Старт Creatium и поиск своего пути

Creatium начал свою самостоятельную жизнь с провала. После неудачной попытки выйти на западный рынок, мы решили вернуться на российский и найти аудиторию тут. И сразу стало нелегко, потому что наш конструктор сильно был похож на «Платформу LP», соцсети были ещё немногочисленные, и как раз тогда росла Tilda. Мы даже пытались перетянуть часть пользователей у Tilda — но она даже нас не заметила. И, люди неохотно меняли старую платформу на новую, и к нам шли те, кто впервые делал продукт.

Я думал, что же такого мы могли бы предложить рынку. Я искал — и познакомился с понятием ноукод.

Где-то там же я узнал про широко распространённую связку Tilda+Collabza+Make(бывший Integromat)+Airtable. Как программист, я не мог понять, как кого-то она может пользователей устраивать. Ведь если сбоит один элемент, сбоит вся конструкция — но её использовали за неимением альтернатив.

И я помню момент, когда я понял — вот оно. Что это и может быть нашей нишей — дать людям возможность делать не просто сайты, а веб-приложения.

Ноукод как-то сам стал частью нашей эволюции — я понял, что всё, что я делал в плане развития конструктора, было про ноукодинг. Возможность расти в сторону ноукода нам давала расширяемость Creatium.

No-code в конструкторе Creatium

Ядро в Creatium такое же, как в «Платформе LP», написано мной на JavaScript. Вот только «Платформа» — это исключительно про лендинги. На Creatium можно делать многостраничные сайты, в 200-400 страниц — благодаря функции сквозных секций. Например, футеры и хедеры, которые можно повторять от страницы к странице.

Это было первое важное отличие Creatium от многих конструкторов. Намного более значимая опция — расширяемость возможностей и свойств элементов за счёт изменений части кода шаблонных элементов.

В первую очередь мы стараемся дать давать всю функциональность по умолчанию, так, чтобы клиенту не надо было трогать код. Но есть и возможность код изменить — через техподдержку можно попросить внести изменения в код шаблонного элемента и расширить его возможности.

На Creatium можно собирать магазины, онлайн-школу, сообщество — более сложные вещи, чем лендинги, с функциональностью личного кабинета, с динамичным контентом.

Эволюция Creatium

Сам Creatium так устроен, что даёт возможность, не покидая платформы, расти бизнесу и продажам. И всё равно — проект уже 8 лет существует, я до сих пор считаю, что он на стадии MVP. Ему есть куда расти.

Мы упростили ту связку, о которой я говорил — удалось обойти использование четырёх сервисов и сократить до трёх: сам Creatium — Make — и любая внешняя база данных (или Google Sheets, или Airtable, или Notion).

Дальнейший вектор развития — в сторону ноукода. Будем уходить и от необходимости использовать другие сторонние сервисы в связке.

К концу лета в Creatium уже могут появиться сценарии, чтобы исключить интеграции, и базы данных — чтобы была внутренняя, а не внешняя.

И мы уже построили неплохую клиентскую базу. У нас своя система обучения клиентов и довольно мощная система поддержки клиентов. И теперь аудитория — порядка 2500 активных клиентов, 90% это Россия, остальные — страны ближнего зарубежья, Европа, США.

И так сложилось, что Creatium создал условия для выхода на западный рынок. Из-за последних событий пришлось думать, как преодолеть возникшие заслонки, как дать возможность иностранным пользователям оплачивать сервис и как отстроиться от российских серверов.

Теперь есть как бы два Creatium — один с доменом Creatium.io, второй creatium.app. Есть теперь Creatium для российских клиентов, есть Creatium International. Сервера были переведены из России, компания теперь зарегистрирована в Сингапуре, налоги платим там же.

Ещё популярности добавил недавний инфоподвод с Россграм — российским аналогом Instagram (признан экстремистской организацией — прим.). На Creatium был сделан лендинг проекта — и вслед за этим в новости попала ошибочная информация, что и сам Россграм будет работать на Creatium. Это, конечно, не так — приложение таких размеров нельзя сделать на Creatium, только в коде. На ту страницу-лендинг был такой наплыв посетителей, что сработала защита от DDoS-атаки, так его ещё и ддосили дополнительно. Мы им обеспечивали в индивидуальном порядке дополнительный слой защиты. С этого мы имели хороший результат — упоминания в СМИ, выросли регистрации.

Будущее ноукод-разработки

8 лет назад, когда мы с Максимом начинали развивать конструктор, никто всерьёз не воспринимал разработку сайтов и лендингов без кода. Это изменилось.

Конструкторы стали полноценным бизнес-инструментом. К ноукоду тоже отношение будет меняться. Для серьёзного бизнеса использование бизнес-инструментов тоже станет нормой.

Важно понять, что нередко возможности ноукода и то время, которой бизнес сможет работать на нём, недооцениваются. А ведь функциональности, сделанной на конструкторе, вполне может оказаться достаточной, чтобы и привлечь, и удержать клиентов, а потом обслуживать бизнес. И на ноукоде нередко бизнес останавливается намного дольше, чем предполагалось сначала.

Ноукод — инструмент с большими возможностями, хоть и ограниченный. Надо знать, как его использовать. К ноукоду отлично подходит выражение — нет ничего более постоянного, чем временное.

Расскажем ещё больше про возможности и будущее ноукода на бесплатном вебинаре.

33
Начать дискуссию