Кризис в текстильной промышленности? Да, кое-что слышали

О том, как изменилось производство одежды и сувенирного текстиля с февраля 2022 года.

(Интервью с Марией Одиноковой - основателем фабрики по печати на ткани и пошиву готовых изделий KUNJUT).

1. Что изменилось в Вашей работе с 20х чисел февраля 2022 г. Какие процессы пришлось изменить в связи с санкциями?

В первую очередь приостановили свои проекты крупные компании - владельцы иностранного капитала. Отменились международные выставки, события и наше в них участие; исчезла возможность выставляться за рубежом и работать с иностранными институциями по части дизайна и сувенирного текстиля. Рекламный текстиль и корпоративный мерч пропали с повестки дня, а входящий трафик сменил курс на запросы по базовому пошиву без декора - для оптовиков и компаний на маркетплейсах.

Но однотонный текстиль - скука смертная, невозможно все время ходить в черном-сером-белом, идентифицировать себя только с окружающим настроем, рано или поздно понадобится самовыражение и позиция, поэтому цвет быстро вернулся в нашу работу.

Отечественные бренды активизировались, поднимая командный дух фирменной спортивной формой и мерчем в соответствии с корпоративной культурой. А потом пришла полноценная весна - и пошли заказы на аксессуары с принтами. Потихоньку активизировался наш любимый музейный сегмент, и процессы наладились.

2. Как обстоят дела с иностранными поставщиками тканей, красок и запасных частей на оборудование? Импортозамещение в текстильной промышленности реально?

Нас всех изрядно потрясло. По ряду материалов продолжает потряхивать до сих пор - не устаканились новые логистические цепочки, пришлось отвыкать от нормальных сроков, финансовых отсрочек и оптовых скидок. На данный момент мы стараемся находить и находим новые пути поставок оригинальных материалов и запчастей, либо тестируем азиатские аналоги на предмет их соответствия нашим запросам.

К сожалению, импортозамещение в текстильной отрасли на данный момент маловероятно. В России не производят текстильные принтеры, принтеры прямой печати или DTF (а если и производят кустарные модели, то все равно на иностранных комплектующих), мы не слышали ни о российских швейных машинках, ни об автоматических раскройниках. С расходными материалами тоже беда: бумага для сублимационной печати на ткани, чернила, трикотаж, красители - ничего этого нет. Зарубежные разработки в текстильной промышленности достигли такого уровня, что даже если сейчас бросить все силы на развитие отечественного легпрома, наверстать упущенное за ближайшие годы полноценно мы не сможем. Тем более что есть сферы, требующие больших инвестиций, чем крашение тканей или производство интересных материалов. Не до красоты в общем.

В России определенно есть сильные отрасли, в которые мы верим - например, химическая промышленность, которая оперативно может вывести на рынок отличные чернила, но ее необходимо “подружить” с текстильными производствами, тогда есть шанс получить качественные отечественные краски. Та же ситуация с бумагой. Есть и отечественное оборудование, достойное внимания на некоторых этапах производственного цикла: каландры для переноса изображения с бумаги на ткань, мерильно-браковочные машины, гладильное оборудование. Это все дает надежду на импортозамещение без потери качества печати, но пока в туманной перспективе.

Сублимационная печать
Сублимационная печать

3. Какие возможности открылись в связи с изменениями?

Вырос спрос на текстиль отечественного производства, увеличилась потребность в дизайне и печати на ткани. Вместе с этим возросла и потребность в новых кадрах: опытных специалистах и сотрудниках, стремящиеся к освоению новых профессий.

У России сейчас есть возможность вырастить легкую промышленность заново. В первую очередь этим должно заняться государство: обеспечить выгодные условия содержания собственного производства, замотивировать новые кадры к обучению и развитию в данной сфере, интегрировать разные отрасли в этот процесс, развить отечественный САПР, дизайнерскую составляющую.

Существует большая проблема с молодыми квалифицированными кадрами: дефицит профессиональных швей, закройщиков, отсутствие специалистов по печати на текстиле. На протяжении многих лет эти профессии отодвигались на задний план, ручной труд стал восприниматься чем-то неприятным, неприбыльным и непрестижным, институт роста молодых рабочих оказался утерян. Данную ситуацию государство вполне может переломить, сделав производственные специальности важными, поддерживаемыми, перспективными.

Наша компания ведет работу в этом направлении. Совместно с учебными заведениями мы организовываем рекламную деятельность для популяризации профессии среди будущих кадров. KUNJUT регулярно берет на стажировки студентов. Мы обучаем их на практике текстильным, дизайнерским и печатным навыкам. Самые успешные стажеры получают трудоустройство и оптимальные условия жизни и развития!

4. Чем нынешняя ситуация отличается от коронавирусных ограничений.

Две эти ситуации находятся в разных плоскостях. Но у них есть общая составляющая — неопределенность: неизвестно, когда это закончится и что будет дальше.

В пандемию мы открыли для себя новую нишу – изготовление защитных масок для лица с принтами, которые получили огромный отклик со стороны людей почти всех возрастов. Этому во многом способствовала торговля на маркетплейсах, куда мы вывели новые товары, и вместе с ними смогли выдержать падение продаж в сувенирных магазинах музеев и на рекламном поле.

Сейчас ситуация осложняется тем, что рушатся наработанные годами торговые связи, очень быстро нужно реагировать на изменения, искать новые направления развития и оптимизации затрат без потери качествадизайна,печати, пошива, упаковки продукции. И при этом надеяться, что мы движемся в нужном направлении, наши труды не напрасны, и нас не сметет очередной волной, появившейся из ниоткуда.

Но несмотря ни на что мы верим, что наши специалисты, которые пережили с нами 13 лет взлетов, падений, подъемов и становлений, будут с нами и дальше. Сила в правде) Мы знаем, что делаем отличное дело вместе, а значит, все будет хорошо!

11
Начать дискуссию