{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Особо уникальные буквы — нужны ли компаниям собственные шрифты

Сколько в мире существует шрифтов? Сотни тысяч? Миллионы? Сотни миллионов? Но нет же, некоторым компаниями этого мало, и они разрабатывают себе отдельный, особый.

Скачай или купи

Шрифт в брендинге — это не просто буквы, которые передают аудитории смысл текста. Характерная форма этих букв создаёт уникальный образ, благодаря которому аудитория узнаёт бренд. Восприятие шрифта, логотипа и всего фирменного стиля должно быть целостным и гармоничным.

Чаще всего при разработке бренда дизайнеры подбирают уже готовый шрифт, подходящий ко всей айдентике. Рассмотрим сначала плюсы и минусы этого варианта. Тут одно из двух: шрифт будет платным или бесплатным.

Уточним, что бесплатный шрифт — это не «скачать шрифт бесплатно без регистрации», а тот, использование которого бесплатно по условиям лицензии. Кстати, на тему юридических тонкостей при использовании шрифтов мы уже писали.

На первый взгляд, бесплатный шрифт — лучший выбор. Экономика должна быть экономной, верно? Только вот у бесплатных шрифтов обычно не очень много вариантов начертаний и глифов.

Если у вас маленькая компания, несложная архитектура бренда и небольшое разнообразие носителей, то бесплатный шрифт может решить большинство задач, которые стоят перед брендом. Если у вас небольшая юридическая или бухгалтерская контора, и вам незачем играть с эмоциями аудитории, то для вас бесплатный шрифт, скорее всего, будет лучшим выбором. Но так бывает не всегда.

Платные шрифты, как правило, гораздо выразительнее и вариативнее. Современные шрифтовые семейства содержат в себе не только начертания с различной степенью жирности, ширины и наклона, но и более глобальные характеристики: антикву и гротеск.

В наиболее широких семействах присутствуют моноширинные и трафаретные начертания, большое количество альтернативных знаков, лигатур, технических символов. Такие шрифты поддерживают максимальное количество языков, что бывает очень важно, особенно для организаций, присутствующих на рынках нескольких государств.

Потенциально платный шрифт решает более широкий спектр задач, которые стоят перед брендом. Минус у них — цена.

Каждое начертание продаётся отдельно. Чтобы купить всё семейство, придётся потратить внушительную сумму. Далеко не все организации могут себе такое позволить и обычно выкупают пару-тройку начертаний. Причём лицензия распространяется на один-пять компьютеров в зависимости от лицензии разработчика. Это затрудняет деловую переписку внутри организации.

В идеале шрифт должен стоять абсолютно на каждом компьютере. Поэтому на все компьютеры сверх лимита придётся докупать лицензии.

Кроме того, у маркетинга платных шрифтов есть особенность: чем активнее вы их используете, тем они дороже вам обходятся. То есть, если вы используете платный шрифт для оформления сайта, то цена его обычно привязана к посещаемости ресурса, а у лицензии есть срок действия.

Цена шрифта для печатной продукции зависит от тиража. Лицензию для использования на телевидении придётся покупать отдельно. Обычно такая лицензия самая дорогая из-за очень широкой аудитории, которая увидит шрифт.

Ваш бизнес растёт, увеличивается количество каналов коммуникации, количество носителей, расширяется аудитория — расходы за использование платного шрифта становятся всё более обременительными. Поэтому многие компании рано или поздно создают свой собственный уникальный корпоративный шрифт.

Потратиться ради экономии

Разработка корпоративного шрифта — недешёвое удовольствие и занимает довольно продолжительное время. Например, «Яндекс» разрабатывал свой шрифт Yandex Sans 2,5 года.

Но на определённом этапе развития бизнеса это оказывается гораздо выгоднее, чем постоянно платить за покупной шрифт. Так, например, недавно свой шрифт разработал Netflix. Раньше для рекламных кампаний они использовали Gotham.

Netflix давно разросся до уровня международной корпорации, шрифт демонстрировался широкой аудитории в рекламе во многих странах, и его использование по условиям лицензионного соглашения стало слишком дорогим для компании.

Директор по дизайну Netflix Ной Нэйтан признался, что на это уходили миллионы долларов в год. Теперь они используют собственный шрифт Netflix Sans и никому за это ничего не должны.

Похожая история была ещё на заре Windows. Microsoft пришли к выводу, что для их операционной системы лучше всего подойдёт популярная тогда Helvetica, но затраты на лицензию они посчитали чересчур накладными. Тогда они заказали у компании Monotype аналог этого шрифта. Так появился Arial.

Узнаем вас по буквам

Сейчас корпоративные шрифты есть у многих компаний. Apple использует собственный шрифт San Francisco. У Microsoft — шрифт Segoe. У Samsung — SamsungOne. А у Google их два: Product Sans и Roboto.

Крупные печатные периодические издания стали первыми разрабатывать собственные шрифты. Оно и понятно: текст — это их основной контент. Позже идею стали подхватывать компании, работающие в других отраслях. Для них она стала, прежде всего, частью фирменного стиля, нежели средством экономии.

Одной из первых была «Студия Лебедева». В 2002 году она представила свою уникальную шрифтовую систему Artemius с 16 вариантами начертаний. Его разработкой занималась студия «Леттерхед».

Artemius не продаётся — использовать его может только компания-владелец. Сейчас практика создавать шрифт исключительно для себя очень распространена. Не удивительно, ведь это жирный плюс к уникальности фирменного стиля.

Здесь может возникнуть вопрос о ребрендинге. Вдруг корпоративный шрифт не впишется в новый облик компании? Неужели придётся снова проходить огонь и воду для разработки нового шрифта?

Та же «Студия Лебедева» с 2002 года не раз значительно меняла оформление сайта и делала редизайн логотипа. Но Artemius оставался уместным в их айдентике.

Cуществует два типа шрифтов — основной текстовый и дополнительный акцидентный. Особенно эта пара актуальна в вебе и печатных изданиях. Текстовый шрифт более консервативный и при его разработке нужно учитывать много факторов. Красота и оригинальность в нём должны идти рука об руку со, скажем так, стандартностью, чтобы аудитории не пришлось к нему привыкать. То есть шрифт должен быть одновременно узнаваемым и безликим.

На разработку таких шрифтов действительно уходит много времени и финансов. Такие шрифты разрабатывают на долгое время, они наименее подвержены влиянию веяний моды.

А вот акцидентные шрифты — это более динамичная история. Такой шрифт можно периодически менять. Они менее трудозатратны, к ним редко предъявляются требования по максимальному количеству символов в шрифте. Нет никакого смысла рисовать знак квадратного корня в шрифте для заголовков.

Но за счёт такого шрифта гораздо легче добиться желаемого эффекта или настроения, быстрее наладить контакт с аудиторией. Кстати, уникальный шрифт этого типа разрабатывают для себя не только крупные корпорации.

Анастасия Горбунова, дизайнер Punk you brands

Например, небольшая графическая студия из Франции Murmure разработала прекрасный акцидентный шрифт для своего сайта и благодаря этому привлекла внимание к себе. У российских студий тоже есть любопытные акцидентные шрифты. Например, у дизайн-бюро «Щука».

Да, возможно у вас возникнет необходимость сделать радикальный ребрендинг, и эта необходимость будет перевешивать желание остаться с фирменными буквами. Тогда действительно корпоративные шрифты: и текстовый, и акцидентный придётся разрабатывать заново. Но такие ситуации редки, и их можно предвосхитить, разработав начертания сразу на все случаи жизни.

Вот, например, корпоративный шрифт Dropbox. Для своего Sharp Grotesk они разработали 259 начертаний. Это даёт им практически неисчерпаемые возможности масштабировать айдентику и менять тон коммуникации, оставаясь узнаваемыми.

Эта вариативность позволит им значительно изменить свой облик, используя всё тот же шрифт. Причём современные технологии позволяют разрабатывать такое большое количество начертаний, не затрачивая на это десятилетия. Большинство промежуточных начертаний выводят методом интерполяции программно.

Приятный бонус — корпоративный шрифт повышает степень защиты бренда и вообще предприятия. Это значительно усложнит жизнь тем, кто захочет выпускать свою продукцию, мимикрируя под ваш бренд, или подделать ваши корпоративные документы.

Конечно, любой шрифт, даже если его невозможно ниоткуда скачать, можно скопировать. Имея определённый ресурс, злоумышленникам будет не трудно найти специалиста, который сможет воссоздать ваш корпоративный шрифт, учитывая все его нюансы. Но как дополнительная мера это будет работать.

Алексей Козырев, генеральный директор агентства защиты интеллектуальной собственности «Алтпатент»

К тому же, привлечь к ответственности нарушителя авторских прав на такой корпоративный шрифт будет гораздо проще. Ведь его никто кроме вас не может использовать. Споры в суде о том, нарушается ли лицензионное соглашение в данном конкретном случае, практически исключены. Сам факт использования — уже безусловное нарушение.

След в истории

Впрочем, бывает, что корпоративный шрифт — это история вовсе не об экономии, защите и уникальности.

У IBM корпоративный шрифт не только разрешён к использованию для других компаний, но и вообще разработан по принципу Open Source. То есть любой может участвовать в его развитии: дополнять, совершенствовать и применять для решения своих задач. Бесплатно. Но зачем это IBM?

Впрочем, мы понимаем их мотивы. В 2014 году мы разработали акцидентный шрифт Nautilus Pompilius (хоть он и не корпоративный). Любой может скачать его и использовать как угодно. Даже в коммерческих целях. Никаких ограничений нет, и мы не претендуем на авторство произведений, сделанных с помощью этого шрифта. Что мы получили взамен?

Тысячи дизайнеров используют Nautilus Pompilius в оформлении упаковки, изготовлении сувениров, в качестве принтов для одежды.

А недавно Александр Невзоров подарил Сергею Шнурову талисман-медиатор, на котором написано известное слово из трёх букв нашим шрифтом.

Разработка шрифтов — это вклад в общемировую культуру типографики. Особенно, если шрифт действительно хорош. Затраты на него конвертируются в репутацию и повышение статуса бренда. А оставить след в истории — бесценно.

0
8 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pixel Lens
Ответить
Развернуть ветку
Marina Schefer

Добрый день.
Подскажите пожалуйста, какой тип лицензии нужно покупать для шрифта, который входит в состав логотипа коммерческой компании? Данный логотип будет печататься на форменной одежде, в рекламе, показы на тв, на сайтах, в журналах, на баннерах и.т.д..

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Fateev

Это зависит от автора/издателя. Иногда для использования в айдентике требуется специальная лицензия. Например, у шрифтов Paratype такие условия. Итого — читайте лицензию конкретного шрифта. Если есть вопросы — спрашивайте у автора/издателя/продавца. Также рекомендую изучить одну из последних статей в журнале Type.today

Ответить
Развернуть ветку
Marina Schefer

Большое вам спасибо, Сергей за уделенное время и ответ! :)

Ответить
Развернуть ветку
Два слова: брендинговое агентство
Автор

Здравствуйте, Марина! Очень сложно дать конкретные рекомендации. Ответы на все ваши вопросы находятся у студии, которая создала шрифт, в информации о лицензионном соглашении. У разных производителей шрифтов существуют разные типы лицензий для использования. Некоторые компании, например Paratype, выделяют отдельную лицензию «Логотип», которую необходимо выкупать, если шрифтом набрана текстовая часть логотипа. Но лицензия типа «Логотип» встречается не так часто. Для логотипа может подойти версия «Десктоп», которая позволяет использовать шрифт как в логотипе, так и в носителях фирменного стиля: визитках, бланках, баннерах, в печатной рекламной продукции и т.д. Версия «Десктоп» позволяет установить шрифт на ограниченное количество компьютеров (цена на шрифт от этого также зависит). У каждого компьютера, на котором установлен шрифт, должна быть на него лицензия, поэтому важно понимать, какое количество человек будет с ним работает. При передаче файлов на печать в типографию шрифт обязательно необходимо скривить — то есть перевести в контуры. Передавать сам файл шрифта в типографию запрещено. Что касается использования шрифта при показах на тв — у компании производителя может быть отдельная лицензия для телевидения, этот момент также нужно уточнить у правообладателей шрифтов. Для сайта и периодических изданий также существуют отдельные типы лицензий, стоимость которых зависит от количества просмотров в месяц или тиража. Это, конечно, касается только тех случаев, когда платный шрифт используется не только в логотипе, но и им также набраны текстовые блоки на носителях. Резюмируя, для перечисленного списка носителей вам требуется минимум три типа лицензии для одного шрифта, если он используется где-либо помимо логотипа. В противном случае хватит одной. Какой именно, нужно уточнить у правообладателя. Если шрифт используется в нескольких начертаниях, необходимо выкупать все начертания с тем типом лицензии, где этот шрифт будет использоваться. Удачи вам, надеюсь, мы ответили на ваш вопрос!

Ответить
Развернуть ветку
Marina Schefer

Огромнейшее спасибо вам за ответ)
Вот что значит, профессионалы своего дела, знаете все тонкости!

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Murmure напомнили дэт метал лого

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Тимка Квасцов

Интересно.есть киберсквоттеры, а шрифтосквоттеры? При желании миди себе генери максимально широко дизайнерские шрифты и регистрируй. И еще, неужто генерация шрифта еще недоступна ии? Что 2.5 года выпаривать? Если уже стихи музыку ии пишет...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда