Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции

Ком­па­ния «Swissair» име­ет бо­га­тую ис­то­рию успеш­ной ра­бо­ты дли­ною в 71 год: от вре­ме­ни ос­но­ва­ния в 1931 го­ду до банк­рот­ства ком­па­нии в 2002 го­ду и об­ра­зо­ва­ния авиа­пе­ре­воз­чи­ка «Swiss International Air Lines» (SWISS). За го­ды ра­бо­ты бы­ло ис­поль­зо­ва­но не­сколь­ко ло­го­ти­пов, и бренд про­шел дол­гий эво­лю­ци­он­ный путь.

Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции

1931 г. Этап по­ис­ков и экс­пе­ри­мен­тов

Пер­вые не­сколь­ко лет не су­ще­ство­ва­ло стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­го ло­го­ти­па и да­же на­зва­ние ком­па­нии в ре­кла­ме не все­гда бы­ло «Swissair». Ино­гда на пла­ка­тах зна­чи­лось «Swiss Airlines» или «Switzerland Air». Но по­ис­ки по­мог­ли опре­де­лить на­прав­ле­ние и сти­ли­сти­ку ло­го­ти­па, ко­то­рая бу­дет раз­ви­та в ре­клам­ных ком­му­ни­ка­ци­ях по­сле­ду­ю­ще­го де­ся­ти­ле­тия.

Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции

1940-е гг. Стан­дар­ти­зи­ро­ван­ный шриф­то­вой ло­го­тип

В со­ро­ко­вых го­дах по­явил­ся шриф­то­вой ло­го­тип, ко­то­рый раз­ме­щал­ся на ли­вре­ях са­мо­ле­тов, в ре­клам­ной ком­му­ни­ка­ции и фир­мен­ных су­ве­ни­рах. Крас­ный цвет по­сте­пен­но на­чи­на­ет иг­рать роль кор­по­ра­тив­но­го иден­ти­фи­ка­то­ра, в при­ме­не­нии ло­го­ти­па на­ме­ча­ют­ся стан­дар­ты, ко­то­рые ре­гла­мен­ти­ру­ют его ис­поль­зо­ва­ние.

Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции

1950-е гг. Знак и ди­на­мич­ный шрифт

Кар­ди­наль­ный реб­рен­динг ком­па­нии был про­ве­ден в 1950-е. Ди­зай­не­ром Ру­ди Бир­хе­ром (Reudi Bircher) был со­здан фир­мен­ный знак в ви­де сти­ли­зо­ван­ной стрел­ки-са­мо­ле­та. Гра­фи­че­ское на­чер­та­ние ло­го­ти­па ста­ло ди­на­мич­ным и со­вре­мен­ным, бы­ли ис­поль­зо­ва­ны про­пис­ные бук­вы в на­зва­нии «Swissair», что пре­да­ло об­ра­зу ком­па­нии цель­ность и ос­но­ва­тель­ность, а шриф­то­вая риф­ма из трех букв «S» — ди­на­ми­ку.

Для ло­го­ти­па бы­ло преду­смот­ре­но мно­же­ство ва­ри­ан­тов ис­поль­зо­ва­ния: знак-стрел­ка с ло­го­ти­пом «Swissair» внут­ри, ва­ри­а­ция раз­ме­ще­ния этой кон­струк­ции в кру­ге, ис­поль­зо­ва­ние ло­го­ти­па от­дель­но от зна­ка, ис­поль­зо­ва­ние ло­го­ти­па толь­ко с де­скрип­то­ром, воз­мож­ность раз­ме­щать знак-стрел­ку от­дель­но от на­зва­ния ком­па­нии. Для всех этих си­ту­а­ций бы­ли со­зда­ны ва­ри­а­ции: по­зи­тив­ные для ис­поль­зо­ва­ния на свет­лых то­нах, не­га­тив­ные — для тем­ных то­нов и до­пол­ни­тель­но ли­не­ар­ные ва­ри­ан­ты.

Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции

1960-70-е гг. Толь­ко знак

Даль­ней­шее раз­ви­тие фир­мен­но­го сти­ля при­ве­ло к из­ме­не­нию в пра­ви­лах ис­поль­зо­ва­ния ло­го­ти­па, по­явил­ся до­пол­ни­тель­ный си­ний цвет. Ло­го­тип «Swissair» стал до­ста­точ­но узна­ва­ем, что поз­во­ли­ло в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев ис­поль­зо­вать его от­дель­но от зна­ка. А стрел­ка-са­мо­лет из ос­но­вы кор­по­ра­тив­ной ай­ден­ти­ки пре­вра­ти­лась в пик­то­грам­му и ста­ла рас­по­ла­гать­ся на рас­сто­я­нии от ло­го­ти­па, каж­дый раз на­хо­дя но­вые ва­ри­ан­ты рас­по­ло­же­ния на ре­клам­ных но­си­те­лях.

Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции

1980-2000-е гг. По­след­ний ло­го­тип «Swissair»

В 1981 го­ду ком­па­ния от­ме­ча­ла свое 50-ле­тие, к этой да­те был про­ве­ден реб­рен­динг ком­па­нии. Был со­здан но­вый ло­го­тип, знак и но­вые пра­ви­ла ис­поль­зо­ва­ния эле­мен­тов фир­мен­но­го сти­ля. Фир­мен­ное на­чер­та­ние «Swissair» на этот раз бы­ло со­зда­но толь­ко с ис­поль­зо­ва­ни­ем строч­ных букв, за ло­го­ти­пом был за­креп­лен чер­ный цвет. Знак мак­си­маль­но ла­ко­нич­ный, в то­же вре­мя при­об­рел стре­ми­тель­ный, ди­на­мич­ный об­раз. В фир­мен­ном зна­ке в ви­де ско­шен­но­го пря­мо­уголь­ни­ка с кре­стом в цен­тре од­но­знач­но про­чи­ты­ва­ет­ся от­сыл­ка к фла­гу Швей­ца­рии. В это же вре­мя бы­ли раз­ра­бо­та­ны ло­го­ти­пы ком­па­ний, вхо­дя­щих в управ­ля­ю­щий хол­динг «SAirGroup», в ко­то­рых про­сле­жи­ва­ет­ся ай­ден­ти­ка авиа­ком­па­нии.

Ком­па­ния «Swissair» обанк­ро­ти­лась в 2002 го­ду. Ак­ти­вы ком­па­нии бы­ли пе­ре­да­ны ру­ко­вод­ством хол­дин­га в ре­ги­о­наль­ную авиа­ком­па­нию «Crossair», ко­то­рая то­же вхо­ди­ла в со­став «SAirGroup». Поз­же на­зва­ние ком­па­нии сме­ни­ли на «Swiss International Air Lines», со­кра­щен­но «SWISS». В на­сто­я­щее вре­мя «SWISS» яв­ля­ет­ся круп­ней­шей авиа­ком­па­ни­ей Швей­ца­рии.

Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции
Ло­го­тип ком­па­нии «Swissair». Ис­то­рия раз­ви­тия брен­да и сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции

Статьи, новости, кейсы по брендингу смотрите на сайте Supremum Design

22
2 комментария

Логотип красивый, а компания - отстой. Несколько лет тому назад летел из Цюриха в Москву. Так они багаж порядка 80% пассажиров не загрузили в самолет. Дослали только через сутки. Пришлось ехать забирать через сутки в Домодедово свой чемодан. А транзитники, у которых стыковки по нескольку часов или поезда далее из Москвы?
Я написал в эту авиакомпанию претензию через их сайт. Они мне ответа не прислали на email, даже просто не извинились. С тех пор я их игнорирую и летаю другими.

Если я не ошибаюсь, загрузкой багажа занимается аэропорт, а не сама авиакомпания?