Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 1

Привет, друзья! Я Иван Ребиков, основатель и управляющий партнер Landau Interactive. В статье расскажу, как мы в компании понимаем принципы хорошего дизайна и как общая база упрощает общение в команде. Надеюсь, что наш опыт поможет менеджерам и руководителям проектов взаимодействовать с дизайнерами при обсуждении макетов и продуктов.

Что сегодня происходит в веб-дизайне

Дизайн — не точная наука, в этой сфере почти нет общепринятых и понятных учебников. Да, есть Бирман, есть множество разрозненных учебных курсов и материалов, но общей структуры и фундамента как таковых не существует. По большому счету, все дизайнеры в нашей стране — самоучки с разной базой. А в шутке про дизайнера-творца с позицией «я художник, я так вижу» есть немалая доля истины: так говорят, когда не знают даже базовых правил и хотят как-то оправдать ошибки в дизайне.

Собирая дизайнеров в свою компанию, я столкнулся с тем, что у всех абсолютно разное видение и принципы работы. Если централизованно не управлять процессом творческой мысли, дизайнеры работают разрозненно. Чтобы избежать такой ситуации, нужны некие базовые принципы и логика работы, объединяющие всех дизайнеров. Язык художников и творцов переводим на язык фактов, понятных не только посвященным, но и всем, кто работает с продуктом.

У меня получился своеобразный философский манифест, базовый для каждого веб-дизайнера. Ниже описываю его основные принципы.

Во всем виновата ящерица, или где искать истоки дизайна

Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 1

Все, о чем я буду писать ниже — субъективно.

Я, как и многие другие дизайнеры, считаю, что ноги у дизайна растут от природы. Наше восприятие предметов и форм как хороших или плохих — это результат накопленных за тысячу лет эволюции знаний. Основную часть коры головного мозга у человека составляет неокортекс, отвечающий за осознанное мышление. Но большую часть времени нами управляет мозг условной реликтовой ящерицы.

Стремление упорядочивать мир вокруг себя заложено в нас природой. Многие годы мы смотрели на абсолютно упорядоченные снежинки, соты пчел, пирамидальные деревья, наконец, идеально круглое солнце. Лес — это дрова и пища, соты — это что-то вкусное, солнце — свет и тепло, а снег помогает выслеживать добычу. В результате у нас закрепилась мысль, что эти явления не угрожают, а помогают нам, а значит, это хорошо. Напротив, всё, что отличается от привычного нам порядка вещей, кажется страшным и опасным, например, пятна на коже или странные плоды на деревьях.

Главное, что усвоил человек за тысячи лет эволюции: гармония и упорядоченность — это хорошо, а хаос и беспорядок — плохо. Это основное правило дизайна, и оно записано у нас на подкорке.

Популярный пример «Как привести таблицу в порядок»
Популярный пример «Как привести таблицу в порядок»

Почему золотое сечение кажется нам гармоничным

Золотое сечение, или божественная пропорция — высшее проявление природной гармонии или, говоря математическим языком, структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, природе и технике. При изучении этого волшебного соотношения выяснилось, что многие вещи в природе созданы по принципу золотого сечения, например, раковина моллюска или куриное яйцо. Мы не понимаем, почему так происходит, но эти вещи тысячелетиями окружают нас, поэтому мы считаем, что золотое сечение — это красиво.

Все сделанное по принципу золотого сечения воспринимается нами как красивое.

Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 1

Как действуют законы природы в дизайне

Посмотрим, как действуют законы природы в дизайне, на примере знакомых каждому плашек. У них бывает внешнее и внутреннее скругление. Вот два варианта:

Что не так с левой плашкой?
Что не так с левой плашкой?

Левая плашка вызывает ощущение дискомфорта, а на правую приятно смотреть. Причина в том, что справа скругление внешнего и внутреннего элемента выбрано в соответствии с законами физики, а слева скругление одинаково, то есть физически ошибочно. В природе внешнее скругление имеет больший радиус, чем внутреннее. Такой эксперимент провести достаточно легко — нужно просто согнуть перед собой палец или палку. За тысячелетия мы привыкли к тому, что внешнее скругление больше внутреннего, и нам это приятно.

Внутренний радиус излучины реки или бивня мамонта всегда меньше внешнего.
Внутренний радиус излучины реки или бивня мамонта всегда меньше внешнего.

Когнитивный диссонанс в дизайне

Когнитивный диссонанс — это состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений. Иными словами, когда наш мозг определяет одну и ту же сущность разным образом и начинает спорить сам с собой.

Например, мы разрезали арбуз, а он оказался синим. Мы думаем, что арбуз должен быть красным, но наш мозг видит арбуз синим, и у нас сталкиваются две противоположные сущности. Нам некомфортно и неприятно, такой фрукт мы вряд ли решимся попробовать.

Это работает и в дизайне: в примере про плашки стоит нам сделать внешнее скругление минимальным, как мы сразу перестанем сравнивать два вида скруглений в голове. Объект вновь покажется нам гармоничным, потому что исчезнет явление когнитивного диссонанса.

Скругление внешних углов практически незаметно, плашка воспринимается гармоничной.
Скругление внешних углов практически незаметно, плашка воспринимается гармоничной.

Так на простом примере видно, чему наш мозг научился за тысячелетия у природы.

Пример идеально подобранной формы скругления — системные иконки компании Apple. Они выполнены в виде суперэллипса, то есть квадратного круга (squircle). Apple выбрали именно эту фигуру, потому что она выглядит органично и легче воспринимается человеком.

Разница между суперэллипсом и квадратом со скругленными углами минимальна и заключается в том, что у первого переход от скругления к ровной линии более плавный. Именно эта плавность создает ощущение естественности и напоминает о красоте природы.

Черный цвет — суперэллипс, красный — квадрат со скругленными углами.

Первый базовый принцип — все наши представления о хорошем дизайне нам дала природа.

Почему дизайн – это история не про художника, а про инженера

Для себя я решил, и это довольно субъективное мнение, что дизайн в первую очередь функционален, это сначала инженерное творчество и только потом уже украшение. Мир движется в этом направлении, начиная от продуктов компании Braun 1950-х годов и заканчивая продукцией Apple и Xiaomi, которые сегодня возглавляют промышленный дизайн.

Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 1

В Landau Interactive мы делаем функциональный дизайн, наша история — про интерфейсы и цель клиента. Нам чуждо бездумное украшательство, дизайн ради дизайна. Говоря про дизайн интерфейса, мы вводим понятия «исключительной функциональности» и «инженерных рамок». Сайты, системы, сервисы, платформы — это всегда интерфейсы, всегда связь между действиями пользователя и машиной. Это второй базовый принцип, который я осознал и транслирую в компании.

Дизайн, с моей точки зрения, исключительно инженерная вещь. Украшения вводятся только после того, как готов функционал, и лишь для того, чтобы усилить какую-то вещь с помощью дизайна, например, чтобы увеличить конверсию какой-то кнопки.

Как только мы осознаем эти вещи, нам становится проще понимать и принимать друг друга и человечество в целом. Сегодня дизайн приходит к минимализму и упрощению. Большее значение имеют смыслы, а не украшательства, сущность, а не видимость.

Кратко: два основных принципа оценки веб-дизайна

1. Все наши представления о дизайне дала нам мать-природа, поэтому для нас гармония и упорядоченность — это хорошо, а хаос и беспорядок — плохо.

2. Веб-дизайн — история не про художника, а про инженера. Функционал всегда на первом месте.

Итак, как быстро понять, что с дизайном в проекте все хорошо?

Если вы видите порядок и замечаете подсмотренные в природе формы, а к функционалу не приходится пробираться через лишние украшательства — команда поработала на славу. Если же таблица или сайт кажутся хаотичными, далекими от гармонии и излишне украшенными «рюшечками» — смело идите к дизайнерам и напоминайте им про ящерку и бивни мамонта.

Философия дизайна не заканчивается этими двумя принципами: в следующей части статьи разберем другие законы и правила.

В следующей части

  • Закон близости. Один из главных законов хорошего дизайна.
  • Правило внутреннего и внешнего.
  • Ад перфекциониста. Что и почему вызывает отвращение в дизайне.
Иван Ребиков
основатель и управляющий партнер Landau Interactive

Подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы не пропустить анонс второй части.

3535
4 комментария

Очень интересная подача информации. Жду продолжения))

8
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Трешатина полная.

2
Ответить

Я в дизайне 0. Но эта статья, как и вторая часть, показались мне очень интересными и полезными!

Ответить