Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 2

Привет, друзья! Я Иван Ребиков, основатель и управляющий партнер Landau Interactive. В первой части статьи мы разобрали, как природа повлияла на представление человечества о дизайне, и почему веб-дизайн — история в первую очередь про инженера, а не про творца.

Сегодня поговорим о законе близости, правиле внутреннего и внешнего, сформулируем принципы группировки текста и выясним, почему так трудно читать Википедию.

Закон близости, или как разложить все камушки по кучкам

Закон пришел из гештальтпсихологии и помогает правильно выстраивать визуальную коммуникацию.

Закон близости
Расположенные близко друг
к другу объекты мозг
воспринимает как группы.

Иными словами, разделение объектов на группы с помощью пустых мест или с помощью разделителей является нашим основным средством упорядочивания мира. За кажущейся простотой закона скрывается гигантская философская глубина.

Объекты с минимальным расстоянием друг от друга на рисунке воспринимаются как группы. В то же время первая и вторая колонка зрительно разделены увеличенным промежутком и воспринимаются как разрозненные объекты.
Объекты с минимальным расстоянием друг от друга на рисунке воспринимаются как группы. В то же время первая и вторая колонка зрительно разделены увеличенным промежутком и воспринимаются как разрозненные объекты.

Рассмотрим пример, где мы последовательно видим сначала три группы объектов, затем две, а потом пять групп.

Группы визуально разделены, и в интересующей нас степени дискретизации, мы можем управлять упорядочиванием уже сгруппированных объектов.

Правило внутреннего и внешнего, или как не потерять смысл

С законом близости тесно связано правило внутреннего и внешнего. Усвоив его, можно уже завтра бросать работу и устраиваться джуниор дизайнером в любую компанию мира: вас примут с распростертыми объятиями просто потому, что мало кто из джунов его знает.

Правило внутреннего и внешнего: внутренний отступ всегда явно меньше внешнего.

Иными словами, эффект группировки получается за счет уменьшения внутреннего отступа. Рассмотрим довольно понятный пример.

Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 2

В надписи нарушено правило внутреннего и внешнего, поэтому мозг разбивает части слова «выезд» в разные группы. Это вызывает когнитивный диссонанс, нам становится некомфортно, ситуация комична и глупа.

Теперь взглянем на сайт, оформление которого не помогает, а мешает пользователю:

Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 2

Здесь внешний отступ текстового блока такой же, как и отступ внутри блока, и такой же, как отступ до следующего блока. Что к чему относится, непонятно, в целом текст кажется «простыней», на которую жаль тратить время. Система заголовков тоже вводит в заблуждение.

Таких примеров на самом деле масса не только в отдельных текстах, но и внутри сервисов, сайтов и приложений.

Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 2

Например, такая кнопка выглядит непривлекательно и отталкивает нас, потому что внутренний отступ больше, чем отступ от слова до краев кнопки. Даже в самой минимальной дискретизации закон тоже работает.

Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 2

А здесь отступ между буквами больше, чем отступ между строками. Такая надпись также воспринимается некомфортно.

Кажется, что закон близости и правило внутреннего и внешнего довольно очевидны и просты. Но если мы посмотрим на мир вокруг, на приложения и сайты мы заметим гигантское количество несоответствий и ошибок, подобных тем, что мы сейчас разобрали. Чаще всего наблюдать такие вещи просто неприятно на подсознательном уровне, а в худшем случае ошибки мешают понять смысл сообщения.

Еще два примера: найдите хороший

Вот еще пара примеров применения законов дизайна, которые мы обсудили. Попробуйте сначала сами оценить картинки с точки зрения соблюдения или нарушения законов близости и внешнего и внутреннего.

На странице сайта «Кнопки» отступы расставлены не системно. Пользователю сложнее группировать блоки в смысловые единицы. На странице «Горящей избы» с этим все хорошо.
На странице сайта «Кнопки» отступы расставлены не системно. Пользователю сложнее группировать блоки в смысловые единицы. На странице «Горящей избы» с этим все хорошо.

Конечно, мы все равно «цепляемся» за заголовки и картинки, как утопающий за спасательный круг, но читать такой текст неудобно и некомфортно, потому что он не разбит на явные, сразу воспринимаемые группы.

Безусловно, неправильные отступы и нарушение группировки не превращают страницу в сайт-катастрофу, но делают его неудобным для нашего восприятия. Все то, что мы называем плохим дизайном при верстке блоков, от чего испытываем дискомфорт, объясняется незнанием дизайнером простейших законов и правил.

Вот пример хорошего текста на Дзене, где соблюдается и закон близости, и правило внутреннего и внешнего.

Внешний отступ блока с заголовком и информацией о статье значительно больше, чем отступ внутри статьи. Нам удобно отделить заголовок от текста, поэтому текст воспринимается хорошо.
Внешний отступ блока с заголовком и информацией о статье значительно больше, чем отступ внутри статьи. Нам удобно отделить заголовок от текста, поэтому текст воспринимается хорошо.

Как правильно сгруппировать текст: секреты блоков и отступов

Разберем на конкретном примере, как правильно организовать отступы внутри текста и за пару минут получить +100 к читабельности.

Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 2

Поехали:

  • Разделяем блоки: выделяем заголовок, подпись к заголовку и блок основной статьи.
  • Выделяем сущности заголовков второго и третьего уровней и определяем отступ между ними.
  • Определяем отступ между заголовками и текстом.
  • Повторяем процесс на следующих блоках.

Готово! На базе рассмотренных нами законов мы быстро собрали текстовый блок, основываясь на размере отступов.

Как менеджеру научиться различать качество дизайна — базовые принципы. Часть 2

Теперь сравним наш блок, например, с Википедией, и поймем, почему ее так неудобно читать и почему, начав изучение статьи о крестовых походах, мы быстро отвлекаемся и через полчаса обнаруживаем себя совершенно в другом месте. Если бы создатели энциклопедии задумались о принципах группировки, скорость изучения статей была бы гораздо выше.

На этом завершим сегодняшний разговор.

В следующей статье разберем, что и почему вызывает отвращение в дизайне, как играть со шрифтами и плести модульные сети. Не переключайтесь!

Подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы не пропустить анонс третьей части.

3939
16 комментариев

Ещё хочу)))

2
Ответить

Читайте книги: "Веб-дизайн для недизайнеров." и "Дизайн. Книга для недизайнеров". Там это всё по полочкам разложено.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Ну получается надо учиться менеджера дизайну, фронту, бэкенду и аналитике с тайменеджментом. иначе как он будет проект вести хз.

Ответить

Менеджер без профильного бекграунда - это хуйня, а не менеджер

1
Ответить

Мы еще еще и исследованиям учим наших бедняг.

1
Ответить

получается надо) ведь чем больше человек знает и умеет, тем выше его ценность, ну и общаться тоже вполне интересно

Ответить