{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ласло Мохоли-Надь: свет современности

"Организация эффектов света и тени приводит к новому насыщению зрения".

Ласло Мохоли-Надь

Ласло Мохоли-Надь был исследователем современности, творцом, коренным образом обновившим художественное мышление, визуализацию, дизайн и художественное образование. Он стал одним из самых влиятельных авангардных художников Европы и ведущей фигурой конструктивизма, экспериментируя со всеми возможными средствами. Его увлечение прозрачностью и светом стало главной силой в продвижении и возвышении фотографии как изобразительного искусства. Мохоли привлекало все современное, от типографики и промышленного дизайна до новых технологий, он работал с материалами своего времени. Он оказал сильное влияние на эстетическое развитие абстрактного искусства и промышленного дизайна, выступал за интеграцию искусства и дизайна, привнося современные элементы в индустриальный мир. Мохоли оказал глубокое влияние как автор произведений искусства, а также как педагог, будучи преподавателем школы искусств Баухаус и основав ее преемницу, Школу дизайна в Чикаго.

Не случайно его имя часто упоминается в последние годы, после празднования 100-летия Баухауса в 2019 году, а также 125-летия со дня рождения художника в прошлом году, празднования, которое наконец-то вывело его работы в центр внимания. Несколькими годами ранее, в 2016 и 2017 годах, спустя более чем 50 лет Мохоли получил заслуженную персональную выставку в США, организованную в трех ведущих американских художественных институциях в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе.

Биография Ласло Мохоли-Надь

Ласло Вайш родился в 1895 году в городе Бачборсод на юге Венгрии, Мохоли воспитывал его дядя Густав Надь, который поддерживал семью и наставлял детей Вайша после того, как их отец уехал в Америку. Мохоли провел свое детство в Мохоле, Воеводина (ныне Мол, Сербия). В честь своего дяди он позже принял фамилию Nagy вместе со своими братьями, а Moholy - от фамилии города, в котором он вырос. Первоначально Мохоли хотел стать поэтом и опубликовал несколько произведений в местных газетах. В 1916 году его зачислили артиллерийским наблюдателем в Венгерскую королевскую армию и отправили на Восточный фронт, где он сделал сотни рисунков о повседневной жизни фронта на лагерных открытках, которые затем отправлял домой. Эти открытки были его первыми попытками изобразительного творчества, поскольку он никогда в жизни не получал формального художественного образования.

Встреча с дадаизмом и конструктивизмом в Берлине

После падения революции в 1919 году, опасаясь возмездия, он бежал в Вену, где вскоре присоединился к венгерскому поэту-авангардисту и художнику Лайошу Кассаку и другим художникам и писателям-эмигрантам, и в конце концов нашел новый дом в Берлине. В 1920 году он встретил Люсию Шульц, свою первую жену, которая познакомила его с миром фотографии. Начало 1920-х годов стало для него самым творческим периодом. Увлеченный технологиями и машинами, он переносил элементы промышленного и городского развития на свои картины. Мохоли нравилось двигаться между стилями, используя черты дадаизма и конструктивизма, хотя формально он не присоединился ни к одному движению, прокладывая свой собственный путь интеграции и совершенствования стилей и материалов. Помимо живописи, он создавал чистые и уплотненные графические рисунки и коллажи.

Годы Баухауза

В 1923 году Вальтер Гропиус пригласил его вместо ушедшего Йоханнеса Иттена в качестве одного из преподавателей Баухауса в Дессау, а затем в Веймаре. В школе собрались многие художники-авангардисты и педагоги с амбициями совместного создания и развития средств и предметов повседневной жизни с помощью дизайна и единства всех искусств. Неожиданно Мохоли оказался в одном ряду с такими именами, как Пауль Клее, Василий Кандинский и Оскар Шлеммер, и хотя сначала его считали неизвестным по сравнению с ними, через несколько лет он стал одним из символов идеала Баухауза. Он возглавлял мастерскую металлов в школе и вместе со своей женой Люсией Мохоли помог создать и утвердить визуальный язык Баухауза.

В пути по Европе

1928 год стал бурным в жизни художника: он покинул Баухаус, чтобы основать собственную студию, расстался с Люсией и вернулся в Берлин, где занялся фотографией, типографикой и рекламой, а также проектированием театральных декораций. В конце 1931 года он встретил Сибилле Питцш, на которой женился в 1933 году. Из-за подъема нацизма пара переехала в Амстердам, где Мохоли-Надь работал типографским консультантом в местной типографии. Впервые в жизни он занялся цветной фотографией. В 1935 году они переехали в Лондон, где он попробовал свои силы практически во всех областях дизайна, от оформления витрин магазинов до дизайна съемочных площадок, а также выпустил три фотоальбома.

Новый Баухаус в Америке

Летом 1937 года по приглашению Вальтера Гропиуса они переехали в Америку. Мохоли было предложено руководить школой "Новый Баухаус", которая переехала за границу и открыла свои двери в Чикаго. После переезда в Америку его прежние опасения по поводу культурного упадка Европы подтвердились в 1938 году, когда нацисты классифицировали его работы как дегенеративное искусство и изъяли их из всех немецких галерей и музеев. В 1939 году Мохоли-Надь вместе с коллегами-художниками основал Школу дизайна в Чикаго, не имея значительного капитала, а в 1944 году школа поднялась до ранга колледжа под названием Институт дизайна. Он возглавлял это учебное заведение до своей смерти два года спустя.

Творчество Ласло Мохоли-Надь

Будучи убежденным сторонником Gesamtwerk, или полного произведения искусства, Мохоли-Надь верил в синергию искусства, технологии и образования как средства распространения информации посредством использования новых материалов и техник. Его междисциплинарные работы являются примером его приверженности этой концепции и его усилий по расширению границ между изобразительным и прикладным искусством.

Картины

Мохоли-Надь взял в руки кисть и начал рисовать в 1919 году на холсте и традиционных материалах. В 1920-х годах он начал выражать свои идеи новыми способами и рисовал на различных видах пластика - от Galalith и фигурного акрила до Trolit, а также на пертексе и позже на Formica. Его картины построены из упрощенных геометрических форм, которые часто накладываются друг на друга, создавая тщательное исследование пространства, прозрачности, полупрозрачности и непрозрачности.

Фотографии

Дадаистские идеи и такие художники, как Мохоли-Надь, сыграли роль катализатора в истории фотографии. К концу 1910-х годов фотография стала для художников новым средством для экспериментов и создания нерепрезентативных изображений, полученных без использования камеры или даже негатива. Мохоли-Надь был одним из многих художников, исследовавших фотограммы, но одним из немногих, кто не дал названия технике, создавая работы с использованием света и светочувствительных материалов, в отличие от Кристиана Шада, Ман Рэя или Элвина Лэнгдона Кобурна. Он занялся фотографией, чтобы понять и расширить возможности медиума и его центральные концепции производства и воспроизводства. В 1922 году начались его эксперименты с фотограммами. Используя освоенную им технику модуляции света, он помещал двух- или трехмерные объекты, такие как свободно сотканные ткани, на стеклянную пластину, затем освещал их светом, чтобы извлечь их силуэты, структуру и текстуру на светочувствительную бумагу.

Скульптуры

Венгерский художник нетрадиционно использовал промышленные материалы не только в живописи, но и в скульптуре. В своей знаковой серии "Модуляторы пространства", объектах, находящихся на стыке живописи, скульптуры и инсталляционного искусства, он исследовал свет, пространство и движение благодаря прозрачности таких материалов, как оргстекло.

Светопространственный модулятор (световой реквизит для электрической сцены)

Мохоли построил из металла, стекла и пластика одну из своих самых известных работ под названием "Световой реквизит для электрической сцены" (1930), также известную как "Светопространственный модулятор". Это было моторизованное вращающееся устройство, которое проецировало синхронизированное движение света, цвета и тени через собранные диски и пластины. Он планировал, проектировал и совершенствовал кинетическую скульптуру в течение почти восьми лет, намереваясь использовать ее в качестве реквизита для театра и кино, а также в рекламе. Один из самых ранних примеров кинетических скульптур с электрическим приводом, "Модулятор пространства света" стал центральным элементом его авангардного фильма "Игра света в черно-бело-сером" (1930).

Наследие Ласло Мохоли-Надь

Появление Мохоли-Надь стало поворотным моментом в развитии искусства в двадцатом веке. Его идеи повлияли на практику и отношение к изобразительному искусству, фотографии, скульптуре, архитектуре и образованию в области дизайна. Благодаря сочетанию типографики и фотографии в коллажных работах, он считается одним из основателей современного графического дизайна. В 2006 году его именем был назван Университет искусства и дизайна в Будапеште.

Ласло Мохоли-Надь (венг. Moholy-Nagy László, 20 июля 1895, Боршод, Австро-Венгрия — 24 ноября 1946, Чикаго) – художник, фотограф, преподаватель и теоретик искусства, который родился и учился в Венгрии.

0
4 комментария
Dmitry Serebrennikov

Суть заметки-статьи интересна. Надо бы серию таких заметок про художников-творцов того времени.

Однако, по тексту встречаются опечатки, нестыковки. Например, Люсия в одном абзаце, Лючия - в другом.

Ответить
Развернуть ветку
Сайидов Азизбек
Автор

Спасибо за ваш отзыв) Я только начинаю этим заниматься, будем исправлять ошибки)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Дудин

Было интересно почитать, благодарю за работу:)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Zorin

Интересная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда